Психологическая помощь гиперактивным детям

Гиперактивные дети отличаются повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, беспокойством, эти дети часто попадают в конфликтные или затруднительные ситуации. В детском саду или школе таких детей называют «поведенческие», взрослые им навешивают ярлыки, нередко пытаются вывести за пределы нормы, думая таким образом справиться с проблемой. Беспокойные дети своим поведением часто подвергают испытанию терпение взрослых. Распространенной ошибкой взрослых людей, воспитывающих этих детей является то, что взрослые бывают склонны к

Гиперактивных детей часто называют дети с «моторчиком». Они, как ртуть, постоянно в движении, они бегают, вертятся, натыкаются на вещи, опрокидывают их. В ситуациях, когда нам необходимо быстро отвечать действием на действие, взрослые бываем иногда склонны к простым решениям. Старинное педагогическое правило, гласящее, что простой и прямой путь в большинстве случаев оказывается неправильным, должно учитываться в работе с гиперактивными.

Признаки гиперактивности у детей дошкольного и младшего школьного возраста

1. Ребенок невнимателен и легко отвлекается.

2. Не доводит начатое дело до конца.

3. Постоянно суетится, беспокоится, проявляет чрезмерную активность.

4. Возбудим, импульсивен.

5. Чрезмерно разговорчив, что-то бормочет про себя, постоянно издает звуки, комментирует свои действия.

6. У ребенка достаточно часто случаются приступы гнева, ярости.

7. Для него характерна быстрая смена настроения.

8. Легко может расплакаться и часто плачет.

9. Настаивает на немедленном исполнении желаний, если они не исполнены, приходит в состояние гнева и возбуждения.

10. Производит впечатление упрямства и недовольства.

11. Мешает детям, дразнит их, сердит.

12. Изолируется от других детей.

13. Не находит признания у других детей.

14. Легко поддается влиянию других.

15. Требует к себе чрезмерного внимания со стороны родителей и педагогов.

16. Не способен работать в группе сверстников.

Повышенная двигательная активность у детей часто бывает связана с пиками психоречевого развития, которые ребенок переживает в кризисы детского развития:

в 1 год происходит толчок речевого развития ребенка, в это время он овладевает навыками речи, начинает произносить первые слова, двигательная активность повышается вместе с речевой и познавательной;

в 3 года у детей существенно расширяется пассивный и активный словарь, в этот период у многих детей наблюдается повышенная двигательная активность;

в 6-7 лет дети активно овладевают навыками чтения и письма, что связано с активизацией движений.

Двигательная, речевая и познавательная активность детей дошкольного и младшего школьного возраста тесно связана между собой. Ограничивая двигательную активность ребенка, взрослые тормозят речевое и познавательное развитие. Однако многие проблемы гиперактивных детей лежат в пласкости отношений со взрослыми людьми.

Гиперактивный ребенок часто бывает невыносим, однако в его беспокойном поведении есть определенный смысл. Ребенок как бы говорит окружающим: «Я хочу, чтобы на меня обратили внимание, чтобы меня любили. Я хочу, чтобы вы меня заметили!». Ребенок посылает вновь и вновь сигналы, усиливая их в надежде, что кто-то на них отреагирует. Смысл этих посланий непонятен окружающим, и между ожиданиями ребенка (хочет завоевать внимание и любовь) и действительностью (окружающие видят только назойливую суетливость, шумность, неловкость) образуется пропасть. Диалог нарушен, а это ведет к усилению нарушения поведения. Так может возникнуть порочный круг, по мнению Г. Мониной и Е. Лютовой [], взрослые, воспитывающие гиперактивного ребенка, попадают в три западни:

1.Поиск специалистов и медицинских препаратов, которые помогли бы ребенку полностью избавиться от гиперактивности и стать таким, как все. Часто взрослые, воспитывающие гиперактивного ребенка, считают, что помочь в решении проблемы может только специалист, и все надежды возлагают на медицинскую помощь. Однако доказано, что медицинское лечение приносит больший эффект, если изменяется общение с ребенком в семье, детском саду и школе.

Выход из этой западни: взрослым нужно больше общаться с ребенком и играть в игры с правилами. Общение ребенка со взрослыми играет важную роль в его развитии, а совместные игры с правилами развивают внимание, усидчивость, умение подчиняться тем требованиям, которые предъявляют взрослые.

2.Отсутствие контроля со стороны взрослых за поведением гиперактивного ребенка. Часто взрослые расценивают диагноз «гиперактивность» только как медицинскую проблему, считают своего ребенка больным. Это приводит к снижению требований со стороны взрослого, предъявляемых к ребенку. Неравномерный характер требований, отсутствие последовательности в действиях взрослого, отсутствие режима дня погружают гиперактивного ребенка в хаос, не дают возможности для развития навыков регулирования собственного поведения.

Выход из этой западни:реализация последовательного стиля воспитания. При этом нужно понимать, что последовательность - это не синоним строгости, твердолобости и авторитаризма. Последовательность означает, что взрослые верны своему слову, и ребенок знает, что их требования не оспоримы.

3.Взрослые не всегда видят разницу между гиперактивным и агрессивным поведением у детей. Целью поведения агрессивного ребенка является нанесение вреда другим людям, предметам. У гиперактивного ребенка нет такой цели. Своей подвижностью, импульсивностью, неуправляемым поведением дети привлекают негативное внимание родителей и педагогов, получают много замечаний. Порой взрослые предъявляют ребенку такие требования, выполнить которые он не в состоянии, так например, гиперактивный ребенок не может спокойно сидеть, заниматься некоторое время одним делом, бывает невнимателен на занятиях. Но в то же время взрослые «пропускают» агрессивное поведение у детей и не придают этому должного значения.

Выход из этой западни:введениезапрета на агрессивное поведение детей. Если взрослые не будут внимательны к агрессивному поведению детей, то, гиперактивные дети могут попасть в категорию агрессивных и присоединится к асоциальным компаниям сверстников.

Рисование, лепка, изготовление поделок помогают ребенку организовать внимание, способствует развитию самоконтроля поведения, способствуют преодолению импульсивности.

Наши рекомендации