Этический кодекс РАМС от 24.06.2010 г.

Электронная библиотека колледжа:

7. Островская И.В. Широкова Н.В. «Основы Сестринского дела» 2008.

8. Мухина С.А., Тарновская И.И. «Теоретические основы сестринского дела» 2010.

Лекция № 3 «Сестринский процесс»

Цели занятия:

Образовательные: Ознакомиться с сестринским процессом, как научным методом профессионального решения сестринских проблем.

Развивающие: способствовать формированию ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Воспитательные: способствовать формированию ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

План:

1. Пирамида А.Маслоу.

2. Сестринский процесс – метод организации оказания сестринской помощи.

3. Цели и преимущества внедрения сестринского процесса в образование и сестринскую практику.

4. Пять основных компонентов процесса ухода за больными, их взаимосвязь и содержание.

Пирамида А.Маслоу

Известно, что основной целью сестринского ухода является обеспечение пациенту необходимого качества жизни при возникновении заболевания, иначе говоря, создание пациенту максимально возможного в данных условиях комфорта.

Здоровье можно определять как динамическое равновесие личности с окружающей средой, достигнутое посредством адаптации.

Достигается это равновесие путем удовлетворения человеком своих потребностей.

При нарушении удовлетворения потребностей развивается состояние дискомфорта. В свою очередь комфорт - это состояние, при котором человек самостоятельно удовлетворяет все свои потребности.

Можно дать следующее определение потребности - это физиологический и/или психологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека.

Таким образом, сестринский уход - это создание пациенту комфорта, условий, при которых он может самостоятельно удовлетворять свои потребности.

Потребность –это осознаваемый психологический или физиологический дефицит чего-либо, отражаемый в восприятии человека.

Американский психолог Абрахам Маслоу (1908-1970) считал, что в отличие от животных человек не стремится к равновесию со средой, а пытается взорвать это равновесие, так как оно является смертельным для личности. Изучив жизнь и деятельность лучших представителей человечества (А.Линкольна, А.Энштейна, Б.Спинозы, В.Джеймса и др.), он пришел к выводу о существовании определенной иерархии потребностей человека.

Существующие в мире потребности А.Маслоу первоначально разделил на пять базовых групп и расположил по возрастающей на разных уровнях в порядке их появления в процессе индивидуального развития личности.

А.Маслоу считал, что каждый человек рождается с определенным набором качеств и способностей, которые составляют сущность его «я», и которые ему необходимо осознать и проявить в жизни и деятельности. Однако это стремление к самоактуализации нередко наталкивается на различные трудности и препятствия. Непонимание окружающих, на собственные слабости и неуверенность. Многие люди отступают перед трудностями, отказываясь от желания проявить себя, самоактуализироваться. Такое поведение останавливает рост личности, приводит к неврозам. Исследования А.Маслоу показали, что невротики – это чаще всего люди с неразвитой или неосознанной потребностью в самоактуализации.

Физиологические потребности являются потребности низшего уровня и существуют у любого человека. Задача медсестры – выявить неудовлетворение потребностей и помочь пациенту справится с возникшей проблемой. Например, потребность в кислороде (нормальном дыхании) – основная физиологическая потребность человека. Дыхание и жизнь – неразделимые понятия. Человек, удовлетворяя эту потребность, поддерживает необходимый для жизни газовый состав крови.

Физическая и биологическая безопасность – это потребности второго уровня. Для большинства людей безопасность означает надежность и удобства. Каждый из нас нуждается в крове, одежде и в то, кто может оказать помощь. Мы чувствуем себя в безопасности, если в темное время суток помещение освещено, в холодное время суток в помещении тепло, если при плохом освещении есть очки,… человек должен быть уверен, что он в состоянии не только обеспечить свою безопасность, но инее причинять вреда окружающей среды.

Ступени «Выживание» и «Безопасность» составляют основание пирамиды Маслоу.

На третьей ступени пирамиды Маслоу находятся потребности в принадлежности. Человеку на протяжении всей жизни необходимо иметь опору, принадлежать обществу, быть принятым и понятым этим обществом. Все хотят, чтобы нас любили, понимали. Никто не желает быть покинутым, нелюбимым и одиноким. Если это случилось, значит, социальные потребности человека не удовлетворены. Помогая человеку решить социальную проблему, можно значительно улучшить качество его жизни.

На четвертой ступени пирамиды Маслоу представлена потребность иметь жизненные ценности.

Для удовлетворения этой потребности необходимо, чтобы труд приносил радость и успех, а отдых был насыщенным и интересным. Очень часто больные, нетрудоспособные и пожилые люди теряют это чувство, т.к. больше не для кого не представляют ни для кого интереса, некому порадовать их успеху, а потому у них нет возможности удовлетворять свою потребность в уважении. И, как мы уже говорили, чем выше уровень социально-экономического развития общества, тем более полно удовлетворяются потребности в самоуважении.

И, наконец, вершину пирамиды, пятую ступень, составляют потребности в самосовершенствовании, обеспечивающие самореализацию человека и развитие его как личности, т.к. удовлетворяя эту потребность каждый верит, что делает что-то лучше, чем другие. Для кого-то это написание книги, для другого – выращивание сада, для третьего – воспитание ребенка.

Если рассматривать пирамиду Маслоу в целом, видно, что пока человек не удовлетворит потребности, составляющие ее нижние ступени, он не сможет удовлетворить более высшие психосоциальные потребности. Все эти потребности человек должен удовлетворять постоянно в процессе своей жизни для достижения физического, социального и творческого благополучия.

Этический кодекс РАМС от 24.06.2010 г. - student2.ru

2. Сестринский процесс – метод организации оказания сестринской помощи

Сестринский процесс является одним из основных понятий современной теории сестринского дела. Эта реформаторская концепция родилась в США в середине 50-х годов и за пять десятилетий убедительно доказала свою эффективность.

Определение сестринского процесса в программе ВОЗ: «Сестринский процесс – это термин, применяемый в системе характерных видов сестринского вмешательства в сфере охраны здоровья отдельных людей, их семей и групп населения. Конкретно он подразумевает использование научных методов определения медико-санитарных потребностей пациента /семьи или общества и на этой основе отбор тех из них, которые могут быть наиболее эффективно удовлетворены посредством сестринского ухода. Сюда также входит планирование мер по удовлетворению должных потребностей, организация ухода и оценка результатов. Сестра в сотрудничестве с другими членами бригады медицинских работников определяет задачи, их первоочередность, вид необходимого ухода и мобилизует необходимые ресурсы. Информация, полученная при оценке результатов, должна лечь в основу необходимых изменений последующих вмешательств в аналогичных ситуациях сестринского ухода. Таким образом, сестринское дело превращается в динамичный процесс собственной адаптации и совершенствования».

Сестринский процесс– научный метод организации и исполнения системного ухода за пациентами, ориентированный на удовлетворение универсальных потребностей человека, связанных со здоровьем.

Сестринский процесс – системный, хорошо продуманный, целенаправленный план действий медсестры, учитывающий потребности пациента. После реализации плана необходимо обязательно провести оценку результатов.

Сестринский процесс – это образец мышления и действий по отношению к основным понятиям СД: людям, окружающей среде, здоровью.

Сестринский процесс – это структура организующая сестринскую практику, это систематический метод определения ситуации, в которой находится пациент и медсестра, и возникающих в этой ситуации проблем в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон, это научный метод профессионального решения сестринских проблем.

В определении сестринского процесса (СП) в программе ВОЗ предусматривается, что он включает последовательные действия специалиста по уходу за пациентом. Эти последовательные действия и есть стадии сестринского процесса. Число этапов, как и их обозначение, различается в разных странах. Например, в США, СП – шестизвенный, в России, там, где он используется, - пятизвенный. Соответствующее число этапов принято и для обучения студентов в России (в средних медицинских учебных заведениях и для медсестер с высшим образованием). Современная медсестра должна правильно осуществлять эти этапы СП.

Овладение сестринских процессов приводит к творческому и профессиональному росту медсестры.

Сестринский уход (сестринский процесс) регламентируется положениями «Европейского регионального бюро ВОЗ» («проект Лемон»). Согласно этим положениям, осуществление сестринского ухода (то ли имеющего целью профилактику, то ли лечение, то ли реабилитацию) заключается в следующем:

· Оценка потребностей человека (и его семьи) в том числе и не реализованных.

· Выявление потребностей, которые могут быть реализованы благодаря сестринским вмешательствам.

· Определение первоочередных проблем со здоровьем, которые могут быть удовлетворены благодаря сестринским вмешательствам.

· Планирование и осуществление сестринских вмешательств.

· Обучение пациентов и их близких сохранять, как и поддерживать здоровье.

Наши рекомендации