ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ. Для усвоения темы студенты должны знать особенности строения костей мозгового и

Для усвоения темы студенты должны знать особенности строения костей мозгового и лицевого черепа, их положение в черепе, класификацию костей, уметь пользоваться латинской терминологией в соответствии с грамматикой.

СТУДЕНТУ НЕОБХОДИМО:

Знать:

а) строение свода и основания черепа;

б) структурные образования свода и основания черепа;

в) границы, стенки и сообщения передней, средней и задней черепных ямок;

г) строение и сообщения глазницы и полости носа;

д) строение твердого неба;

е) строение костей черепа;

Уметь:

а) правильно ориентировать в пространстве изучаемые кости;

б) называть и показывать образования, образующие границу между основанием и сводом черепа;

в) называть и показывать образования на основании и своде черепа;

г) показывать на препаратах границы, стенки и сообщения передней средней и задней черепных ямок, глазницы, полости носа, височной, подвисочной и крыловидно-небной ямок.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА ТЕМЫ

1. Отделы черепа.

2. Образования, по которым проходит граница между основанием и сводом черепа.

3. Кости свода черепа. Рельеф наружной и внутренней поверхностей свода черепа.

4. Внутреннее основание черепа, его рельеф.

5. Передняя черепная ямка, ее границы, образования, сообщения.

6. Средняя черепная ямка, ее границы, образования, сообщения.

7. Задняя черепная ямка, ее границы, образования, сообщения.

8. Строение наружного основания черепа.

9. Глазница, ее стенки.

10. Сообщения глазницы.

11. Носовая полость, стенки, положение в черепе.

12. Носовые ходы и их сообщения.

13. Образование твердого неба.

Вопросы к отчетному занятию даны в соответсвующих разделах темы.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Анатомия человека, под редакцией М.Р.Сапина. М. «Медицина», 2001, т.1, с. 117 - 177.

2. Р.Д.Синельников, Я.Р.Синельников. Атлас анатомии человека. М., «Медицина», 1996, т.1, с. 32 - 82.

3. М.Г.Привес, Н.К. Лысенков, В.И. Бушкович. Анатомия человека. Санкт-Петербург, СПбМАПО, 2005, с. 102 - 133.

4. И.В.Гайворонский. Нормальная анатомия человека. Санкт-Петербург, СпецЛит, 2001, т.1, с. 65 - 96.

5. Материал лекций по анатомии.

АРТРОЛОГИЯ

ЗАНЯТИЕ № 10

ТЕМА: Соединения костей. Соединения позвонков. Атланто-затылоч-ный сустав. Соединения костей черепа. Височно-нижнечелюстной сустав. Соединения ребер.

ЦЕЛЬ: Изучить виды соединений костей, классификацию и общий план строения суставов, строение атланто-затылочного, височно-нижнечелюстного суставов, соединения позвонков и соединения ребер, для последующего изучения миологии, травматологии, ортопедии и других клинических дисциплин.

ОСНАЩЕНИЕ:

1. Скелет.

2. Череп.

3. Шейные, грудные позвонки, ребра.

4. Набор суставов: часть позвоночного столба с отпрепарированными связками, межпозвоночными, реберно-поперечными суставами, суставами головки ребра; височно-нижнечелюстной, атланто-затылоч-ный суставы, грудино-реберные суставы с отпрепарированными связками.

5. Полимерные натуральные препараты суставов.

6. Таблицы, схемы, муляжи.

ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ

Для усвоения темы студенты должны знать основные оси и плоскости проводимые через тело человека; строение костей черепа, позвоночного столба, ребер, грудины, строение позвоночного столба как целого, его изгибы; строение грудной клетки в целом, половые и индивидуальные особенности грудной клетки.

СТУДЕНТУ НЕОБХОДИМО:

Знать:

а) классификацию соединений костей;

б) общий план строения сустава;

в) основные и вспомогательные элементы сустава;

г) виды соединений между позвонками;

д) анатомо-функциональную характеристику атланто-затылочного и атланто-осевых суставов;

е) виды соединений между костями черепа, строение и функци височно-нижнечелюстного сустава;

ж) особенности соединений ребер с грудиной, позвоночным столбом и между собой;

Уметь:

а) находить и показывать на препаратах основные элементы соединений между позвонками, I шейным позвонком и затылочной костью, височно-нижнечелюстного сустава, соединений ребер с позвонками, грудиной и между собой;

б) показывать на препаратах виды движений в изучаемых соединениях;

в) препарировать изучаемые соединения костей.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА ТЕМЫ

1. Классификация соединений костей.

2. Непрерывные соединения: классификация, примеры.

3. Характеристика симфизов, примеры.

4. Основные элементы, образования суставов.

5. Вспомогательные образования суставов, примеры.

6. Биомеханическая классификация суставов.

7. Характеристика простого, сложного, комбинированного и комплексного суставов.

8. Классификация суставов по форме суставных поверхностей. Одноосные суставы, оси движения, примеры.

9. Двух- и трехосные суставы, оси движения, примеры.

10. Виды межпозвоночных соединений. Соединения тел позвонков.

11. Соединения отростков позвонков.

12. Атлантозатылочный сустав.

13. Характеристика соединений атланта с осевым позвонком.

14. Позвоночный столб, его отделы, изгибы и функции.

15. Соединение костей черепа между собой. Виды швов.

16. Височно-нижнечелюстной сустав, его связки, особенности движения в суставе.

17. Сустав головки ребра.

18. Реберно-поперечный сустав.

19. Соединение ребер с грудиной. Особенности соединения I ребра с грудиной.

20. Особенности соединений хрящей VIII, IX, X ребер.

Наши рекомендации