Н.И. Пирогов - педагог
Учитель! Научи нас трудной науке среди людей оставаться человеком. Научи нас, где черпать ту силу, чтобы сохранить чистоту и свежесть идеалов, чтобы жизнь, пригибая к земле наше тело, не старило нашего духа.
Из прощальной с Н.И. Пироговым речи киевских студентов
Своей деятельностью в области медицины и образования Н.И. Пирогов снискал признательность медицинской и педагогической общественности. В России его идеи
служили источником для дальнейшего творчества и практической деятельности в педагогике и образовании. Они близки нам актуальностью поставленных проблем, таких как единство школы и жизни, педагогической науки и практики.
В работе "Вопросы жизни" (1856) Н.И. Пирогов обосновал гуманистическую идею воспитания истинного человека, гражданина, которую он стремился реализовать в своей административной, научно-теоретической и педагогической деятельности. Он пишет о том, что готовящиеся быть гражданами, в первую очередь, должны научиться быть людьми. Не нужно человека делать поклонником мертвой буквы, он должен научиться свободно и самостоятельно мыслить. Статья Н.И. Пирогова была сочувственно воспринята прогрессивной частью общества. После "Вопросов жизни" в России стала издаваться педагогическая литература, которой практически не существовало.
Николай Иванович стремился реформировать учебный и воспитательный процессы, освежить их новыми идеями, изжить казенщину. Он придавал большое значение развитию у учащихся наблюдательности, добивался, чтобы учителя во время преподавания держали класс в постоянном напряжении и обращались к каждому учащемуся с наводящими вопросами, организовывал литературные беседы и вечера, отстаивая свободу мысли и самостоятельность учащихся.
В марте 1862 года Н.И. Пирогов направляется в Германию руководителем группы молодых ученых. Он часто повторяет своим коллегам, что без лекций нет профессора, лекции препятствуют научному застою, они будоражат мысль, увлекают ее и обогащают. Н.И. Пирогов учил молодых профессоров постоянной активности в науке: ученый всегда должен стремиться к новому, к открытиям, к кипучей деятельности. Его опыт и мудрость помогали им за границей, как никогда. Многие беседы Николая Ивановича, дополненные
размышлениями о педагогической деятельности в германских и отечественных
университетах, составили своеобразный цикл "Писем из Гейдельберга", проникнутых
гуманизмом и свободомыслием. В них чувствуется не теоретическая отвлеченность от
жизни, а богатый жизненный опыт, наблюдательность по отношению к передовому
преподаванию в Германии. Он говорит, что учиться надо по призванию, но даже окончив
университет, необходимо постоянно совершенствовать свои знания.
К личности преподавателя Н.И. Пирогов предъявлял высокие нравственные требования. Педагог должен нести ответственность за результаты обучения. Н.И. Пирогов писал: "Пусть учится тот, кто хочет учиться, это его дело, - но кто хочет у меня учиться, тот должен чему-нибудь научиться ~ это мое дело. Так должен думать каждый преподаватель".
В трудах Николая Ивановича, как педагога-медика, изложены идеи по методике преподавания. Одной из основных форм для всех видов учебных занятий должна быть наглядность преподавания. Эту особенность его педагогической работы следует отметить прежде всего потому, что демонстративная сторона у других профессоров была на крайне низком уровне. При преподавании курса оперативной хирургии и топографической анатомии Н.И. Пирогов использовал совершенно новую и наглядную методику: "Я днем изготовлял препараты обыкновенно на нескольких трупах, демонстрировал на них положение частей какой-либо области и тут же делал на другом трупе все операции, производящиеся на этой области, с соблюдением требуемых хирургической анатомией правил. Этот наглядный способ заинтересовывал слушателей; он для них был нов, хотя почти все слушали курсы и в заграничных университетах". Комплексное преподавание оперативной хирургии и топографической анатомии по Н.И. Пирогову сохраняется и совершенствуется в настоящее время, несмотря на экономические трудности.
Николай Иванович в письме к И.В. Бертенсону писал: "В медицине, я, как врач и начальник с первого же моего вступления на учебно-практическое поприще, поставил в основание анатомию и физиологию в то время, когда это направление, теперь уже общее, было еще ново, не всеми признано и даже многими значительными авторитетами... вовсе, и даже для хирургии, отрицаемо". Следовательно, Н.И. Пирогов был у истоков анатомо-физиологического направления в отечественной хирургии, что потребовало изменения организации учебного процесса на медицинских факультетах.
Н.И. Пирогов был противником неглубокого и непрочного усвоения знаний. Занятия, которые не обеспечивают основательных и прочных знаний, он расценивал не только как бесполезные, но и как вредные для дела воспитания. Они способствуют развитию верхоглядства и легкомысленного отношения к науке и делу вообще. По
мнению Н.И. Пирогова, гораздо лучше, если учащиеся усвоят меньший по объему материал, но хорошо и, что особенно важно, почувствуют в процессе обучения вкус, влечение к работе. Чтобы обеспечить это, необходимы, с его точки зрения, два условия: доступность предлагаемого материала и высокое искусство преподавания. Основой методического искусства Н.И. Пирогов считал умелое сочетание наглядности и слова. Этому вопросу он посвятил немало строк в своих педагогических трудах. Он утверждал, что допускает грубейшую ошибку тот, кто думает основать все воспитание на одной только наглядности или только слове.
В организации учебно-воспитательного процесса в вузах Н.И. Пирогов много внимания уделял содержанию и методам обучения. Он призывал развивать у студентов самостоятельность путем приобщения их к науке, к методам и способам, которыми современная наука доходит до конечных результатов. Остальное, считал он, учащиеся добудут сами. Развитие активности студентов в научной деятельности возбуждает критичность и самостоятельность мысли, интерес к науке, укрепляет доверие между студентами и преподавателем. Вместе с тем, Н.И. Пирогов большое внимание уделял самостоятельной работе преподавателей над повышением уровня знаний и совершенствованием их педагогического мастерства. В этой работе особое место он отводил творческим исканиям, соединенным с повседневной практической работой. Он говорил, что только в практической учебно-воспитательной работе, только становясь воспитателем, педагог может сам воспитываться. Свои педагогические идеи и взгляды в области высшего образования Н.И. Пирогов неуклонно претворял в жизнь.
Глава 10