Cедалищная кость – os ischium

Тело седалищной кости – corpus ossis ischii

Ветвь седалищной кости – ramus ossis ischii

Седалищный бугор – tuber ischiadicum

Седалищная ость – spina ischiadica

Малая седалищная вырезка – incisura ischiadica minor

Большая седалищная вырезка – incisura ischiadica major

Бедренная кость – os femoris

Головка бедренной кости – caput ossis femoris

Ямка головки бедренной кости – fovea ossis femoris

Шейка бедренной кости – collum femoris

Большой вертел – trochanter major

Вертельная ямка – fossa trochanterica

Малый вертел – trochanter minor

Межвертельная линия – linea intertrochanterica

Межвертельный гребень – crista intertrochanterica

Тело бедренной кости – corpus femoris

Шероховатая линия – linea aspera

Медиальная губа – labium mediale

Латеральная губа – labium laterale

Ягодичная бугристость – tuberositas glutea

Гребенчатая линия – linea pectinea

Подколенная поверхность – facies poplitea

Медиальный мыщелок – condylus medialis

Латеральный мыщелок – condylus lateralis

Межмыщелковая ямка – fossa intercondylaris

Медиальный надмыщелок – epicondylus medialis

Латеральный надмыщелок – epicondylus lateralis

Надколенниковая поверхность – facies patellaris

Надколенник – patella

Основание надколенника – basis patellae

Верхушка надколенника – apex patellae

Суставная поверхность – facies articularis

Передняя поверхность – facies anterior

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Анатомия человека, под редакцией М.Р.Сапина. М. «Медицина», 2001, т.1, с. 183 - 193, 104- 105.

2. Р.Д.Синельников, Я.Р.Синельников. Атлас анатомии человека. М., «Медицина», 1996, т.1, с. 90 - 110.

3. М.Г.Привес, Н.К. Лысенков, В.И. Бушкович. Анатомия человека. Санкт-Петербург, СПбМАПО, 2005, с. 144 - 145, 148 – 150, 156 -159, 164 - 165.

4. И.В.Гайворонский. Нормальная анатомия человека. Санкт-Петербург, СпецЛит, 2001, т.1, с. 100 - 108.

5. Материал лекций по анатомии.

ЗАНЯТИЕ № 5

ТЕМА: Кости голени и стопы. Отчет по препаратам костей туловища и конечностей.

ЦЕЛЬ: Изучить строение и положение в скелете костей голени и стопы для последующего применения полученных знаний при изучении соответствующих разделов артросиндесмологии, миологии, ангионеврологии, ортопедии, травматологии и других клинических дисциплин. Обобщение и закрепление изученного материала по строению костей туловища и конечностей.

ОСНАЩЕНИЕ:

1. Скелет.

2. Отдельные кости скелета туловища и конечностей.

3. Рентгенснимки туловища и конечностей в разных проекциях.

4. Таблицы, схемы.

ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ

Для усвоения темы студенты должны знать классификацию костей, отделы скелета нижней конечности; строение бедренной кости и надколенника. Для сдачи отчета студенты должны знать строение костей туловища и конечностей, уметь показывать на препаратах детали их строения, рентгенанатомию костей туловища и конечностей, определять их правильное анатомическле пложение.

СТУДЕНТУ НЕОБХОДИМО:

Знать:

а) части скелета свободной нижней конечности;

б) строение большеберцовой кости;

в) строение малоберцовой кости;

г) отделы стопы, строение отдельных костей стопы;

д) кости туловища и конечностей и детали их строения;

Уметь:

а) определять положение костей голени и стопы в скелете;

б) правильно показывать анатомические образования костей голени и стопы;

в) называть и показывать кости туловища и конечностей и детали их строения.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА ТЕМЫ

1. Отделы костей скелета нижней конечности. Кости, образующие каждый из отделов.

2. Кости голени, их правильное анатомическое положение.

3. Общий план строения большеберцовой кости; строение проксимального эпифиза.

4. Строение тела большеберцовой кости.

5. Строение дистального эпифиза большеберцовой кости.

6. Малоберцовая кость, ее строение и правильное анатомическое положение.

7. Отделы стопы. Какие кости относятся к каждому отделу стопы?

8. Строение таранной кости.

9. Строение пяточной кости.

10. Строение кубовидной, ладьевидной и клиновидных костей предплюсны.

11. Общий план строения костей плюсны и фалангов пальцев стопы.

12. Кости голени и стопы в рентгеновском изображении.

Вопросы к отчетному занятию даны в соответствующих разделах темы.

Наши рекомендации