Экспертное исследование трупа
Самостоятельная работа студента
На тему: Судебно-медицинское исследование трупа при транспортной травме
Выполнил: Орынбасаров А
Проверил: Кубенов С.И
Группа 523 а
Актобе 2015
План
1.Схема экспертного исследования трупа при транспортной травме
2.Наружное и внутреннее исследование трупа
3.Оформление заключения
В случаях транспортной травмы осмотр трупа на месте его обнаружения экспертное исследование трупа производят по общей схеме. Вместе с тем, указанные виды травмы обусловливают проведение врачом целого ряда дополнительных манипуляций и исследований.
При автотранспортной травме оценивают:
· положение трупа по отношению к частям дороги, окружающим предметам, автомобилю или его следам, а также расстояние между трупом и указанными объектами;
· позу трупа;
· состояние одежды и обуви (механические повреждения, их локализация; наличие осколков стекла, частиц металла, краски, покрытия дороги; загрязнение грунтом, горюче-смазочными материалами, другими загрязнениями в виде рисунка протектора шин; следов скольжения на подошвах обуви);
· состояние предметов, находящихся в карманах;
· деформацию отдельных частей тела, повреждения на трупе (их локализацию, высоту расположения), внедрившиеся инородные частицы (краски, стекла, металла и др.), а также следы волочения;
· на участке дороги – наличие вещества биологического происхождения, отдельных предметов одежды или обуви, их фрагментов, а также носильных вещей, портфеля, сумки, зонта и др., их расположение по отношению к предметам окружающей обстановки и трупу;
· на автомобиле – наличие следов крови, частиц органов и тканей, волос, лоскутов и нитей тканей одежды, их отпечатков, также стертость пылегрязевого слоя, повреждений кузова, их высоту от дорожного покрытия.
При травме рельсовым транспортом:
· положение трупа и его частей по отношению к рельсовым нитям (на рельсе, между рельсами, на междупутье, на бровке, под откосом), путевым сооружениям и железнодорожному транспорту (под каким вагоном, колесной парой), также расстояния между трупом (частями трупа) и указанными объектами;
· позу трупа;
· состояние одежды и обуви (наличие повреждений, характерных загрязнений смазочными веществами, антисептиками, внедрившихся частиц балластного слоя пути, складчатых заглаживаний, полос давления);
· характер и локализацию повреждений на трупе, загрязнение их краев и дна смазочными веществами, частицами балласта, цвет полос давления и осаднения, признаки кровотечения на одежде, теле и местности;
· следы волочения на одежде, теле и на участке железнодорожного пути;
· наличие на железнодорожном транспорте следов биологического происхождения (крови, волос и др.) и высоту их расположения.
При авиационной травме:
· положение трупа (ов) или частей трупа (ов) по отношению друг к другу, воздушному судну или его обломкам, расстояния между трупом (его частями) и указанными объектами;
· состояние одежды, посторонние запахи от нее и частей трупов;
· принадлежность частей каждому трупу (к трупам и частям трупов прикрепляют бирки с порядковыми номерами и, если известно, фамилией погибшего);
· характер и особенности повреждений на трупах членов экипажа (наличие первичных повреждений кистей и стоп, перчаток и обуви, признаков прижизненного воздействия пламени), виды причинивших их повреждающих факторов (тупая травма, факторы взрыва, действие пламени, огнестрельные повреждения и др.).
Экспертное исследование трупа
Наружное исследование трупа. Одежду, головной убор и обувь вначале осматривают на трупе и описывают в том порядке, в котором она надета на нем. После снятия, одежду осматривают повторно, а выявленные следы и повреждения описывают с указанием их локализации, формы, размеров, направления, характера краев, концов, взаиморасположения, высоты от нижнего края одежды или от подошвенной поверхности стоп в соответствии с принятой схемой описания.
Выявление и изучение следов и повреждений на одежде производят, как правило, визуально, иногда с использованием оптических средств (лупа, операционный микроскоп, бинокулярный стереомикроскоп). В тех случаях, когда этого бывает не достаточно, одежду направляют в медико-криминалистические отделы Бюро СМЭ либо соответствующих криминалистических учреждений для дальнейшего исследования с применением современных лабораторных методов (непосредственная микроскопия, рентгенологическое, судебно-химическое исследования, метод цветных отпечатков, исследования в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, трасологическое исследование и др.).
Для выявления и описания повреждений на трупе вначале осматривают переднюю поверхность тела с головы до нижних конечностей, затем, после переворачивания трупа – заднюю поверхность в той же последовательности. Особое внимание уделяют осмотру волосистой части головы и так называемые скрытые места: части полости носа и рта, доступные наружному осмотру, область за ушными раковинами и наружного слухового прохода, складки шеи, подмышечные впадины, молочные железы, промежность и паховые складки, кисти, стопы и межпальцевые промежутки, – т.к. в этих местах могут «скрываться» повреждения.
Обязательно следует определять и фиксировать в протоколе расстояние от подошвенной поверхности стоп до каждого повреждения (расстояние измеряется до нижнего края или конца повреждения).
Описывать повреждения можно по ходу осмотра поочередно и последовательно, либо в конце наружного исследования, выделяя их в самостоятельный раздел.
В случаях транспортной травмы наружное исследование, при необходимости, завершают фотографированием одежды и трупа и составлением схематических рисунков. На рисунках указывают характер, локализацию и высоту повреждений. При наличии на коже повреждений, специфических или характерных для транспортной травмы (рисунок протектора колеса автомобиля, рисунок облицовки радиатора и т.п.) – их необходимо зарисовать в масштабе 1:1. Для этих целей используют прозрачную полиэтиленовую пленку. Изображение с пленки переводят на бумагу и вместе со схематическими изображениями и фотографиями прилагают к «Заключению эксперта» или «Акту судебно-медицинского исследования трупа».
Внутреннее исследование трупа. В случаях транспортной травмы обязательным является исследование мягких тканей задней поверхности туловища (спина, поясничная и ягодичные области) и конечностей, костей лицевого скелета, ребер, лопаток, позвоночного столба, костей таза, суставов, трубчатых костей.
Обнаруженные при внутреннем исследовании повреждения описывают в исследовательской части заключения по общей схеме. Кроме того, характер и расположение повреждений необходимо нанести на контурные изображения.
Судебно-медицинский диагноз формулируют по общим правилам. Вначале указывают основное повреждение, которое само по себе или через осложнение привело к смерти. Затем осложнения, не связанные с основным повреждением, и в конце – сопутствующие заболевания или повреждения.
Пример написания судебно-медицинского диагноза: Сочетанная травма головы, туловища, конечностей. Открытая проникающая черепно-мозговая травма: разрушение вещества головного мозга, разрывы твердой и мягкой мозговых оболочек, кровоизлияния под оболочки мозга, многооскольчатые переломы костей свода и основания черепа, кровоизлияния в мягкие ткани головы, ушибленно-рваная рана волосистой части головы в теменной области. Закрытая травма груди и живота: множественные переломы ребер по нескольким анатомическим линиям с повреждением пристеночной плевры; разрывы легких, печени, правой почки, селезенки; кровоизлияния в корни и ткань легких, в корень брыжейки тонкой кишки, ворота почек и селезенки, связки печени. Двусторонний гемоторакс (слева 500 мл, справа 600 мл), гемоперитонеум (200 мл); малокровие внутренних органов. Ссадины и кровоподтеки кожи туловища и конечностей.
Выводы (Заключение) можно оформлять в виде ответов на вопросы постановления, либо, что целесообразнее, в форме последовательных ответов, построенных по этиопатогенетическому принципу.
В случаях судебно-медицинской экспертизы повреждений, причиненных частями транспортных средств, судебно-медицинский эксперт должен, прежде всего, ответить на вопросы, приведенные в разделе практикума «Общие вопросы травматологии. Экспертиза повреждений, причиненных тупыми и острыми предметами».
При установлении на теле и одежде пострадавшего специфических и характерных повреждений (следов) эксперт должен попытаться установить:
· наличие признаков транспортной травмы и ее вид;
· механизм травмирования при определенном виде транспортной травмы;
· часть (части) транспортных средств, которыми причинены повреждения;
· взаиморасположение пострадавшего и транспортного средства или его частей в момент происшествия;
· место приложения ударного воздействия частями транспортного средства и направление воздействия;
· место переезда через тело колеса (колес) транспортного средства, направление переезда, положение пострадавшего в этот момент;
· место, которое занимал пострадавший в салоне автомобиля (кабине трактора, седле мотоцикла) в момент происшествия.
Пример написания выводов (заключения): На основании данных судебно-медицинского исследования трупа гр. П., 45 лет, результатов судебно-химического и медико-криминалистического исследований, с учетом обстоятельств дела и вопросов, поставленных на разрешение экспертизы, прихожу к следующим выводам (при проведении исследования трупа – к заключению):
1. При судебно-медицинском исследовании трупа обнаружены повреждения:
1.1. На голове – комплекс повреждений, составляющих открытую проникающую черепно-мозговую травму:
· разрушение вещества головного мозга; разрывы твердой и мягкой мозговых оболочек, кровоизлияния под оболочки головного мозга;
· многооскольчатый (“паутинообразный”) перелом теменных, затылочной и височных костей с переходом на основание черепа в среднюю и заднюю черепную ямки;
· ушибленно-рваная рана звездчатой формы в теменной области с размозжением мягких тканей и кровоизлиянием;
1.2. В области туловища – комплекс повреждений, составляющий закрытую травму груди, живота и органов забрюшинного пространства:
· разгибательные переломы 4-7 ребер слева по среднеключичной линии с разрывами пристеночной плевры; сгибательные переломы 3-11 ребер слева по лопаточной линии; разгибательные переломы 3-9 ребер справа по средне-подмышечной линии; кровоизлияния в межреберные мышцы в области переломов;
· прикорневые разрывы легких, разрывы печени, правой почки, селезенки;
· кровоизлияния в ткань и корни легких, связки печени, ворота селезенки, почек, корень брыжейки тонкой кишки;
1.3. В области конечностей – изолированные повреждения мягких покровов:
· ссадины и кровоподтеки левого плеча, правого бедра, обеих кистей.
2. Все указанные повреждения имеют признаки прижизненного происхождения в виде кровоизлияний в мягкие ткани в области переломов, в связочный аппарат внутренних органов, в полости. Все повреждения образовались в короткий промежуток времени незадолго или в момент наступления смерти.
3. Повреждения на голове образовались в результате непосредственного ударного воздействия. Характер и локализация этих повреждений, а именно: ушибленная рана звездчатой формы с размозжением подлежащих мягких тканей, “паутинообразный” перелом костей свода черепа, переходящий на основание черепа, значительные повреждения оболочек и вещества головного мозга, – свидетельствуют о том, что перечисленные повреждения образовались от ударного воздействия твердого тупого предмета с преобладающей травмирующей поверхностью. Местом приложения силы являлась теменная область, направление травматического воздействия – сверху вниз, несколько сзади наперед.
Переломы ребер образовались вследствие общей деформации грудной клетки в результате ударного воздействия твердого тупого предмета с преобладающей травмирующей поверхностью по левой заднебоковой поверхности грудной клетки в направлении слева направо, сзади наперед.
Разрывы легких, печени, селезенки, кровоизлияния в подвешивающий аппарат органов образовались опосредованно, в результате инерционного смещения внутренних органов и их сотрясения.
Повреждения в области конечностей образовались от местного ударного и ударно-скользящего (сочетание удара и трения) воздействий твердых тупых предметов.
Таким образом, характер, локализация, механизм образования и взаиморасположение повреждений, установленных на трупе гр-на П., позволяют считать, что эти повреждения образовались при падении со значительной высоты и первичном соударении о поверхность приземления головой. В дальнейшем произошло перемещение тела назад с повторным его соударение о грунт левой заднебоковой поверхностью тела.
4. Смерть гр. П. наступила в результате множественных повреждений, несовместимых с жизнью. Между установленными повреждениями и наступлением смерти имеется причинно-следственная связь.
Комплекс повреждений на голове и в области туловища по признаку опасного для жизни вреда здоровью квалифицируется как тяжкий вред здоровью. Повреждения в области конечностей сами по себе не являются опасными для жизни и у живых лиц квалифицируются в зависимости от исхода.
5. При судебно-химическом исследовании в крови и моче из трупа гр. П. обнаружен этиловый спирт в концентрации 1,8‰ и 1,5‰ соответственно. Указанная концентрация этилового спирта в крови у живых лиц обычно соответствует средней степени алкогольного опьянения.
Судебно-медицинский эксперт (подпись)
Список литературы
Основная:
1. Судебная медицина: Учебник / В.Н. Крюков, Л.М. Бедрин, И.В. Буромский и др.; под ред. В.Н. Крюкова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2006. – 464 с.: ил. (Учеб. Лит. Для студентов медицинских вузов);
2. Атлас по судебной медицине / А.А. Солохин, В.Н. Крюков, П.П. Ширинский, Ю.И. Пиголкин; под ред. А.А. Солохина. – М.: Медицина, 1998. – 512 с.: ил.
Дополнительная:
1. Крюков В.Н. Основы механо- и морфогенеза переломов. – М.: Фолиум, 1995. – 232 с.;
2. Пашинян Г.А., Ромодановский П.О. Судебная медицина в схемах и рисунках: Учеб. пос. – М.: ГЭОТАРМЕД, 2004. – 336 с.;
3. Руководство по судебной медицине / под ред. В.В. Томилина, Г.А. Пашиняна. – М.: Медицина, 2001 – 576 с.;
4. Солохин А.А., Солохин Ю.А. Судебно-медицинские аспекты травматологии. – М.: Фолиум, 1994. – 192 с.;
5. Солохин А.А., Солохин Ю.А. Судебно-медицинские аспекты травмы от падения с высоты. – М.: Фолиум, 1993. – 64 с.;
6. Судебная медицина в схемах (Общая и Особенная части): Учебное пособие / С.И.Гирько, Г.С.Николаева, В.Н.Николаев, С.В.Николаев, Е.В. Верхолина. – М.: Изд. Эксмо, 2006. – 912 с.