Пакет мер по реализации политики Здоровье-2020

6. В настоящее время ведется разработка базового пакета ресурсов и услуг для оказания поддержки государствам-членам. Этот пакет предназначен для выполнения трех основных задач:

• содействовать повышению осведомленности и расширению знаний о политике Здоровье-2020 и ее ценностях, принципах, подходах, целях и главных тезисах;

• содействовать разработке и осуществлению национальных и субнациональных программ, стратегий и планов, направленных на достижение двух стратегических целей и решение четырех приоритетных стратегических задач политики Здоровье-2020; и

• содействовать наращиванию потенциала в области руководства, реализации общегосударственного подхода и принципа участия всего общества, осуществления действий в отношении социальных детерминант здоровья, обеспечения "учета интересов охраны здоровья во всех направлениях политики", создания партнерств и контроля за ходом реализации политики во всем Регионе.

EUR/RC63/Inf.Doc./1cтр. 3

7. Данный пакет будет разработан для предоставления поддержки ВОЗ государствам-членам или группам государств-членов в реализации политики Здоровье-2020 с учетом конкретных условий, приоритетов и намерений этих стран. Он ориентирован на политиков, технических специалистов, а также представителей профессиональных и непрофессиональных групп, которые могут поддержать и ускорить реализацию политики Здоровье-2020. Важное внимание в данном пакете уделяется основным вопросам горизонтальных стратегий и мер политики Здоровье-2020, а также связям с программами и областям взаимодействия в отношении более конкретных аспектов основ политики.

8. Данный пакет в настоящее время приводится в соответствие с процессом оперативного планирования деятельности Регионального бюро на 2014–2015 гг. Для стран, с которыми заключены ДСС, внутренний обзор проектов этих соглашений продемонстрировал наличие значительных междисциплинарных возможностей для продвижения стратегических целей и принципов политики Здоровье-2020 в странах. Пакет также будет нацелен на удовлетворение потребностей в области реализации политики Здоровье-2020 тех государств-членов, с которыми не заключены ДСС.

9. В пакет входят инструменты, услуги и письменные рекомендации и материалы, направленные на содействие в формировании политики на основе фактических данных, усилении институционального потенциала и вовлечении заинтересованных сторон.

10. Пакет состоит из девяти взаимосвязанных компонентов (рис. 1). В данном документе в кратком виде представлено обоснование и содержание каждого из этих компонентов, а также потенциальный вклад каждого из них в улучшение здоровья, благополучия и показателей деятельности систем здравоохранения в странах. В нем также рассматривается, какую поддержку может оказать Региональное бюро. Пакет будет регулярно обновляться для отражения прогресса, достигнутого в странах, предоставляя возможность использовать все соответствующие практические меры, знания и опыт, имеющие перспективное значение. Все материалы будут доступны, как минимум, на английском и русском языках. Веб-сайт Регионального бюро будет объединять и поддерживать все компоненты пакета, благодаря предоставлению доступа и ссылок на научные данные и ресурсы. Анализ ситуации в стране через призму политики Здоровье-2020 Комплексные подходы к реализации четырех приоритетных направлений деятельности в рамках политики Здоровье-2020 Реализация общегосударственного подхода и принципа вовлечения всего общества Укрепление потенциала и услуг общественного здравоохранения Ознакомление с положениями политики Здоровье-2020 различных заинтересованных сторон из всех секторов Решение вопросов, касающихся социальных детерминант здоровья, справедливости, гендерного равенства и прав человека Укрепление мониторинга и оценка Разработка национальных и субнациональных мер политики, стратегий и планов здравоохранения на основе политики Здоровье- 2020 Практическое использование новых концепций и фактических данныхEUR/RC63/Inf.Doc./1 cтр. 4 11. Данный пакет призван способствовать достижению двух стратегических целей политики Здоровье-2020: • улучшение здоровья для всех и сокращение неравенств в отношении здоровья; • совершенствование лидерства и коллективного стратегического руководства в интересах здоровья, а также усилению деятельности в четырех приоритетных областях стратегических действий в рамках политики Здоровье-2020 с помощью комплекса мер: • инвестирование в здоровье на всех этапах жизни человека и расширение прав и возможностей граждан; • решение наиболее актуальных проблем Региона в области здравоохранения, касающихся неинфекционных и инфекционных болезней; • укрепление ориентированных на человека систем здравоохранения, потенциала охраны общественного здоровья, готовности к чрезвычайным ситуациям, эпиднадзора и реагирования; и • обеспечение устойчивости местных сообществ и создание поддерживающей среды. Девять компонентов пакета Ознакомление с положениями политики Здоровье-2020 различных заинтересованных сторон из всех секторов 12. Первым важнейшим компонентом пакета является разъяснение политики Здоровье- 2020 и результатов научных исследований, а также создание потенциала для обеспечения понимания, осведомленности, информационно-пропагандистской поддержки и лидерства в интересах здоровья и благополучия. Достижение успеха будет зависеть от действий, направленных на все детерминанты здоровья одновременно, включая социальные детерминанты, которые требуют стратегического руководства и лидерства в области здравоохранения нового типа и нового качественного уровня1 13. Форматы работы: краткие аналитические обзоры, предназначенные для целевых аудиторий, включая различные секторы; коммуникационные пакеты; семинары для руководителей высшего звена и диалоги по вопросам политики; изучение примеров из практики; страновые и многострановые мероприятия и презентации. . Коммуникационное взаимодействие с различными уровнями государственного управления, различными секторами, специалистами и населением является важнейшим "сквозным" элементом пакета. Анализ ситуации в стране через призму политики Здоровье-2020 14. Этот компонент пакета предоставляет странам инструмент для анализа ситуации и методологию для разработки стратегий путем использования "призмы" политики 1 Kickbusch I, Gleicher D. Governance for health in the 21st century. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe, 2012 (http://www.euro.who.int/en/what-we-publish/abstracts/governance-for-healthin-the-21st-century, accessed 10 August 2013).EUR/RC63/Inf.Doc./1 cтр. 5 Здоровье-2020 для оценки основных стратегических и политических элементов, включая национальные или субнациональные планы здравоохранения на основе положений политики Здоровье-2020. 15. Подобный анализ ситуации может определить важные "сквозные" вопросы, исходя из основных ценностей и тем политики Здоровье-2020, которые могут быть впоследствии использованы для формирования конкретного набора стратегических действий и ожидаемых конкретных результатов политики Здоровье-2020 в рамках технической поддержки, предоставляемой Региональным бюро государствам-членам. 16. Форматы работы: инструменты; методические руководства; миссии по оценке и семинары; и изучение примеров из практики. Реализация общегосударственного подхода и принципа вовлечения всего общества 17. В политике Здоровье-2020 большое внимание уделяется усилению стратегического руководства и лидерства в интересах охраны здоровья и благополучия путем усиления информационно-пропагандистской поддержки "учета интересов охраны здоровья во всех направлениях политики" и межсекторальных действий в отношении конкретных приоритетов общественного здравоохранения. Ее целью является укрепление здоровья населения при соблюдении принципа социальной справедливости, а также сокращение бремени болезней в Европейском регионе ВОЗ, все большую роль в котором играют неинфекционные заболевания (НИЗ). Они характеризуются множеством детерминант, которые неравномерно распределяются между группами населения, что приводит к социальным неравенствам по показателям здоровья. Воздействие этих детерминант охватывает все общество, и поэтому ответные действия должны разрабатываться в рамках общегосударственного подхода и при соблюдении принципа участия всего общества. Такая концептуальная основа обеспечивает возможность усиления и обеспечения "учета интересов охраны здоровья во всех направлениях политики", а также улучшения координации и интеграции, ориентированной на достижение общих целей общества. Это требует создания атмосферы доверия, общих этических принципов, культуры согласованных действий и новых навыков, а также принятия соответствующего законодательства, обеспечения институциональных механизмов и процессов, способствующих межсекторальным действиям на различных уровнях. Основные направления действий, предусмотренные в итоговом документе недавно проведенной Восьмой глобальной конференции по укреплению здоровья (Хельсинки, Финляндия, 10–14 июня 2013 г.), уже согласованы с пакетом мер по реализации политики Здоровье- 2020, и будут предприниматься постоянные усилия для выполнения поставленных задач в полном объеме. 18. Форматы работы: диалоги по вопросам политики; стратегические семинары; методические руководства; инструменты; страновые или многострановые консультации и усиление потенциала; предоставление услуг, направленных на повышение осведомленности, развитие лидерства и потенциала для реализации. Решение вопросов, касающихся социальных детерминант здоровья, справедливости, гендерного равенства и прав человека 19. Здоровье и социальные неравенства по показателям здоровья определяются социальными факторами. Недостатки в отношении здоровья являются результатом социальной, экономической, экологической и культурной ситуации в обществе, особенно EUR/RC63/Inf.Doc./1 cтр. 6 условий повседневной жизни и тех решений, которые влияют на распределение полномочий, финансовых средств и ресурсо.20. Такие стратегии и вмешательства требуют согласованных действий в рамках подхода, учитывающего все этапы жизни, включая систематические меры по поддержке благополучия детей и обеспечению раннего развития, более благоприятные и социально справедливые результаты в отношении как здоровья, так и образования, а также поддерживающие меры на всех этапах жизни. Эти действия включают улучшение показателей занятости, условий работы и обеспечения возможностей для обучения на протяжении всей жизни; улучшение условий жизни пожилых людей; усиление социальной защиты и сокращение бедности; повышение устойчивости сообществ; улучшение социальной интеграции и сплоченности; укрепление ресурсов для благополучия; уделение первоочередного внимания обеспечению гендерного равенства; и усиление индивидуальных и коллективных возможностей в отношении охраны и укрепления здоровья. Эффективные комплексные стратегии и вмешательства требуют такого стратегического руководства, которое преодолевает границы между секторами и способствует комплексной мобилизации ресурсов, планированию, реализации и оценке.

21. Форматы работы: диалоги по вопросам политики; стратегические семинары; индивидуальное консультирование; страновые и многострановые мероприятия; методические руководства; и инструменты. Разработка национальных и субнациональных мер политики, стратегий и планов здравоохранения на основе политики Здоровье-2020 22. Здоровье-2020 призывает к укреплению систем здравоохранения и стратегического руководства в интересах здоровья в контексте обеспечения всеобщего охвата услугами здравоохранения в качестве важнейшего условия для улучшения показателей ожидаемой продолжительности здоровой жизни3 23. Разработка всеобъемлющей национальной политики и стратегий здравоохранения является по своей природе политическим процессом. В этом отношении можно использовать различные отправные точки, в частности воздействие на социальные неравенства и детерминанты здоровья, улучшение результатов деятельности систем здравоохранения и разработку национальных стратегий по борьбе с неинфекционными заболеваниями. Всеобъемлющая и перспективная концептуальная основа, включающая. Для стран это означает разработку всеобъемлющих стратегий в поддержку здоровья и благополучия, создание и укрепление эффективных и интегрированных систем здравоохранения, а также обеспечение эффективных межсекторальных действий в интересах здоровья. Как показано в Приложении, роль ВОЗ заключается в проведении работы со всеми государствами-членами для систематического обсуждения их стремлений и планов и разработки совместно с ними механизмов, программ и мер, с помощью которых Региональное бюро может оказывать им поддержку. 23. Разработка всеобъемлющей национальной политики и стратегий здравоохранения является по своей природе политическим процессом. В этом отношении можно использовать различные отправные точки, в частности воздействие на социальные неравенства и детерминанты здоровья, улучшение результатов деятельности систем здравоохранения и разработку национальных стратегий по борьбе с неинфекционными заболеваниями. Всеобъемлющая и перспективная концептуальная основа, включающая. Для стран это означает разработку всеобъемлющих стратегий в поддержку здоровья и благополучия, создание и укрепление эффективных и интегрированных систем здравоохранения, а также обеспечение эффективных межсекторальных действий в интересах здоровья. Как показано в Приложении, роль ВОЗ заключается в проведении работы со всеми государствами-членами для систематического обсуждения их стремлений и планов и разработки совместно с ними механизмов, программ и мер, с помощью которых Региональное бюро может оказывать им поддержку. 2 Report on social determinants of health and the health divide in the WHO European Region. Executive summary. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe, 2012. 3 Как укрепление систем здравоохранения, так и стратегическое руководство в интересах здоровья, по всей вероятности, будут важными составляющими повестки дня по охране здоровья в продолжение Целей развития тысячелетия на период после 2015 г.EUR/RC63/Inf.Doc./1 cтр. 7 широкий спектр заинтересованных сторон и секторов, способна поддерживать общие ценности и усиливать синергизм. 24. Форматы работы: стратегические семинары; диалоги про вопросам политики; методические руководства; инструменты; индивидуальное консультирование; страновые и многострановые мероприятия; изучение примеров из практики и опыта на национальном и субнациональном уровнях.

Наши рекомендации