Творчество и интуиция, объяснение и понимание. Истина
Взгляд на познавательный процесс сквозь призму взаимосвязи субъекта и объекта познания позволяет выявить его творческий, активный характер. Человек не ждет и не может ждать, когда внешний мир целиком и полностью отразится в его сознании. Тем более, что человек видит внешние проявления предметов, процессов и явлений, а ему нужно знать их внутреннее содержание, их сущность. Поэтому человек сам, опираясь на опыт поколений, на знания законов субъективной диалектики, создает познавательные структуры и в ходе последующей практической деятельности проверяет степень соответствия результатов своего творчества и объективной реальности. Познавательные структуры, создаваемые человеком, есть ничто иное как вскрываемые познающим субъектам связи и отношения объективного мира, законы его существования.
Создание (генерирование) познавательных структур предполагает творчество, работу продуктивного воображения, возможность свободного выбора решения, оценку результатов и самовыражения. В этом процессе происходит раскрытие сущностных сил человека, реализация познавательных практических целей субъекта. В познавательном процессе взаимосвязаны отражение и творчество. Творчество пронизывает весь познавательный процесс. Нельзя назвать ни одной формы познания, которая была бы «чистым отражением», копированием объекта. Наиболее ярко творческая активность субъекта выражается на ступени рационального мышления, на уровне теоретического познания. Вместе с тем, чувственная ступень далеко не лишена творческой стороны. Правомерно считать, что отражение включает в себя творчество как внутренний момент, как свою противоположность, как диалектическое отрицание. Почему так происходит? Отражение стремится к точности, творчество же желает видеть в объекте познания больше, чем есть на самом деле. Творчество уводит отражение в сторону или в глубину объекта, отражение же возвращает творчество к реальности.
Творчество - это всегда создание нового, несмотря на то, что это новое может играть как положительную, так и отрицательную общественную роль.
В творческом познании нужно различать его общественную и индивидуальную значимость. Решая творческие проблемы, индивид сознает их значимость, но в истории известно немало случаев, когда блестящие достижения творческой мысли долгое время не обретали общественной значимости. Творчество вообще и научное творчество,
242 -Ф- Философия медицины •» Раздел III •» Глава 12
в частности, показывает его глубоко индивидуальную природу, большое значение в нем профессионализма и таланта исследователя, его нравственных качеств, интуиции и случайностей.
Процесс познания на уровне индивида, с одной стороны, обусловлен накопленным научным опытом, умением творчески перерабатывать накопленный научный материал, а с другой стороны, интуитивен, - в нем сливаются воедино необходимость и случайность. Случайность является преобладающей для запуска механизма интуиции, а вероятностный результат дополняется последующим анализом, основанным на жизненном и научном опыте. Нисколько не умаляя роли случайности и интуиции в научном творчестве, ученые ориентируются, прежде всего, на рациональные способы исследования, поскольку рациональное познание, действуя автономно от той же самой интуиции, способно не только давать крупные научные результаты, но и подводить процесс познания к интуитивным скачкам.
Интуиция — это совокупность приемов автоматизированного мышления, позволяющая ускорить процесс постижения верного знания, дающая возможность прямого усмотрения истины без какого-либо доказательного обоснования. Оценивая роль интуиции в познании, философский материализм утверждает, что это не сверхразумная и не сверхъестественная способность той или иной личности, а особая форма скачка от незнания к знанию, своеобразный перерыв постепенности в движении мысли человека. Интуиция не противостоит чувствам и разуму, не является особой, третьей формой отражения, а составляет внутренние моменты как чувственного, так и рационального познания, включающие мгновенное узнавание знакомых объектов, догадки, проницательность, быстрое нахождение нужного решения.
Интуиция имеет объективные и субъективные предпосылки. Главные из них: накопленный опыт деятельности в той или иной области; наличие проблемной ситуации, стимулирующей творческое воображение; развитая способность к творческому мышлению и своего рода одаренность, талант в решении определенного рода задач.
Знания, получаемые человеком, изначально носят общественный характер. В силу этого они предназначены для передачи от одного человека к другому, от ныне живущих людей последующим. Поколения людей, приходящие на смену предыдущих, сталкиваются с проблемой понимания и объяснения как с проблемой гносеологической, поскольку нужно уяснить для себя, что и почему писали древние, а также как донести до других то, что выяснил сам. Эта же проблема, но уже несколько на ином уровне появилась в ходе создания компьютерной техники и особенно в стремлении создать искусственный разум. Раскры-
Философия познания. Специфика медицинского познания •> 243
тие алгоритма объяснения и понимания в сфере «человек — человек», позволит лучше и качественнее решить вопрос общения в системе «человек — компьютер». Таким образом, проблема объяснения и понимания предстает как система отношений «информатор — адресат», посредством которой осуществляется передача знаний информации от одного к другому. Информатор передает знания, адресат их получает. В качестве информатора может выступать как непосредственно человек (преподаватель, инструктор и т.д.), так и информация запечатленная в учебной, научной и иной литературе, в технических устройствах.
Цель объяснения состоит в том, чтобы информация об образе, предмете или явлении, передаваемая информатором, создала в сознании адресата аналогичную картину, образ и т.д. По своему содержанию объяснение представляет процесс, в ходе которого неизвестная для адресата информация соотносится с известным ему знанием и таким образом истолковывается.
Понимание, как познавательный акт, принципиально отличается от объяснения. Отличие понимания от объяснения заключается в психологии восприятия. Понимание фиксирует индивидуальные черты, детали, поступки и ситуации на личностном, неформальном уровне. Если индивид А понимает другого индивида — В, то это означает, что в их сознании есть область знаний, которая позволяет установить некоторые общие соответствия смыслов и значений совершаемых ими действий, речевых актов, языковых выражений, а также оценку поступков и действий других людей.
Характеризуя понимание как двухстороннюю связь, следует иметь ввиду два момента: 1) результаты познавательной деятельности, рассматриваемой как понимание, должны выражаться в общем для обеих сторон языке, с одинаковым выражением смысла и значения передаваемой информации; 2) каждый акт деятельности, подтверждающий, что одна сторона понимает другую, и наоборот, должен подкрепляться соответствием языковых носителей понимания.
В этой характеристике понимания, как двухстороннего процесса есть один уязвимый момент, который обязательно необходимо учитывать в познании. Данный подход характеризует живой диалог двух собеседников, когда системой взаимных вопросов можно скорректировать свои подходы по проблеме и найти взаимоприемлемый подход к объяснению изучаемого объекта, уйти от непонимания. Другое дело, когда твоим оппонентом является человек, живший сотни, а то и тысячи лет тому назад. Понять его, это значит уяснить историческую обстановку, в которой жил и творил тот или иной мыслитель, содержа-
О- 245 |
244 -v- Философия медицины -0- Раздел III -Ф- Глава 12
ние и смысл терминов, понятий, использовавшихся в то историческое время, вникнуть в лабораторию мысли своего собеседника.
Исходя из сказанного, можно определить понимание как познавательный акт, позволяющий (самостоятельно или с чьей-либо помощью) уяснить смысл и содержание, связи и отношения изучаемого объекта.
В этом же плане следует уяснить соотношение понятий «знание» и «понимание». Понятие «знание» в содержательном ключе означает осведомленность о событиях, явлениях, вещах, свойствах, процессах и т.д. Содержание понятия «понимание» несколько шире и сложнее. Понимание предполагает более глубокое, утонченное знание. На практике можно знать нечто и не понимать его действительного смысла, при этом успешно действовать, получать требуемые результаты. Так, древние египтяне и греки умели предсказывать солнечные затмения, но не понимали природы данного явления.
Понимание выступает характеристикой целостности знания, его глубокой осмысленности. Теоретическое освоение мира включает не только получение знаний о нем, но и понимание отображаемого в знании объективного мира и самого знания. Знание и понимание — это близкие по содержанию, но отличающиеся друг от друга моменты человеческого взаимодействия с окружающим миром. В процессе познания человек накапливает определенную информацию о тех предметах и явлениях мира, которые включены в общественную практику, но процесс пополнения и развития знания предполагает его периодическое переосмысление, пересистематизацию, что служит углублению понимания мира. Понимание — это постижение системности мира, вскрытие законов функционирования систем и подсистем объективной реальности.
Проблема верности, правильности получаемых знаний рассматривается в учении об истине. Проблема истины является ведущей в теории познания. Существуют различные взгляды на проблему истины, а соответственно, и различное понимание ее сущности. Одни считают, что истина представляет собой соответствие знаний действительности, другие делают акцент на ее опытную подтверждаемость, третьи утверждают, что она есть свойство самосогласованности знаний, четвертые усматривают в ней полезность знания и его эффективность, а пятые просто говорят, что истина есть ничто иное, как соглашение.
Первая точка зрения, согласно которой истина есть соответствие мыслей действительности, является центральной в классической концепции истины, поскольку все остальные точки зрения, так или иначе, строятся вокруг нее.
Философия познания. Специфика медицинского познания
Такая трактовка истины предполагает, что «действительность» есть, во-первых, объективная реальность, существующая вне нашего сознания и что в понятие «действительность», во-вторых, входит и субъективная реальность, в сфере которой и существует истина. Отсюда, далее, следует, что содержание истины всегда конкретно и что оно воспроизводимо в строго определенных условиях или обстоятельствах. А это, в свою очередь, означает, что истина не только статичное, но и динамичное образование, изменяющееся с развитием познания. Иначе говоря, истина есть процесс — процесс приращения и уточнения знаний в предметно-чувственной деятельности человека, т.е. в практике.
Перечисленные моменты позволяют разграничить диалектике-материалистическое понимание истины от идеалистического, агностического и упрощенно материалистического подходов.
Характерными чертами истины являются ее объективность и конкретность. Истина объективна по своему содержанию, но как любое философское понятие субъективна по форме. Субъективность формы выражения истины можно заметить на примере измерения отрезка пути, массы, объема и т.д., применяя соответствующие величины, которые были приняты, да и существуют ныне в разных странах.
Истина объективна. Одно из определений объективной истины гласит: «истина - адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект так, как он существует сам по себе, вне сознания». Истина объективна потому, что ее содержание определяется объектом познания, которому она должна соответствовать. Знание этиологии и патогенеза туберкулеза содержательно определяется объектом познания (палочкой Коха и механизмами ее взаимодействия с организмом человека), а не субъектом. Все это достаточно очевидно, но неполно, ибо истина есть все-таки знание, а знание является результатом субъективной деятельности, принадлежит субъекту. Наши представления о внешнем мире во многом зависят от наших ощущений, но ведь если бы наши органы чувств были устроены иначе, то мир мы воспринимали бы совсем по-другому, следовательно, картина мира субъективна, зависит от устройства органов чувств.
Значит, истина одновременно и объективна, и субъективна, обладает двумя противоположными характеристиками, которые слиты, спаяны воедино в любом знании. Только субъективной истины нет, как нет знаний, которые были бы верны для одного человека или группы людей, но ошибочны для всех остальных. Однако истина субъективна, что означает неразрывную связь знаний с субъектом-человеком и человечеством. В природе, в объективном мире есть пред-
246 -О- Философия медицины -О- Раздел III -О- Глава 12
меты, процессы, отношения, но знания о них существуют только в сознании людей.
Объективная истина внеклассова и надысторична. Объективная истина это такое содержание человеческих знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Признавать существование классовой истины, значит признать существование истины субъективной. Полезность тех или иных истинных знаний для деятельности того или иного класса ничего не говорит об их классовости или субъективности.
Из понимания истины как объективной, независящей от индивидов и классов, вытекает конкретность истины. Конкретность истины — это отражение в знании определенных связей и взаимодействий, присущих изучаемым явлениям в зависимости от условий, места и времени их существования.
Абстрактной истины, истины пригодной на все случаи жизни, нет. Истина всегда конкретна. Выделяют абсолютную и относительную истины. Это два необходимых момента одной и той же объективной истины, любого истинного знания. Они выражают разные ступени познания человеком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полноте его отражения.
Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективном знании) понимается: во-первых, как полное исчерпывающее знание о действительности в целом — гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя процесс познания все больше приближается к нему; во-вторых, как элемент знаний, который никогда не может быть опровергнут в будущем («Земля—планета солнечной системы», «люди смертны» и т.д.). Это так называемые вечные истины, знания об отдельных сторонах и свойствах предметов.
Относительная истина (точнее, относительное в объективном знании) выражает неполноту, условность, приблизительность, незавершенность процесса познания, необходимость его углубления, уточнения по мере развития практики. За относительной истиной стоит изменчивость каждого истинного знания.
Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных истин, но не путем их механического соединения, а в процессе творческого переосмысления на основе практики. Существуют две крайние позиции в понимании отношения абсолютного и относительного моментов в истине. Догматизм преувеличивает значение устойчивого момента истины. Релятивизм делает упор на изменчивые, относительные знания в истине.
Постоянный и неизменный спутник истины на всех этапах ее развертывания и углубления — заблуждение. Заблуждение — знание не
Философия познания. Специфика медицинского познания <>• 247
соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Средневековые алхимики заблуждались, считая, что можно найти таинственный, чудодейственный философский камень, способный обращать все металлы в золото и излечивать все болезни. Заблуждение следует отличать от лжи. Ложь - преднамеренное искажение истины в корыстных интересах. С ложью связана дезинформация - передача заведомо ложного знания.
Вопрос о том, можно ли отграничить истину от заблуждения привел к разработке проблемы критерия истины. Среди критериев истинности знания можно встретить «общезначимость», как то, что признается многими людьми; «выгодность», «полезность» — что соответствует взглядам прагматиков и, по их мнению, приводит к успеху; «соглашение» — основа конвенционалистского (от лат. сопчепйо — соглашение) подхода; «во что люди сильно верят» — религиозный подход.
Диалектико-материалистическая философия соединила всеобщность критерия истины с непосредственной действительностью путем введения в теорию познания общественно-исторической практики. История познания подтвердила правильность такого подхода. Проверка практикой истинности знаний не носит характера одноактного действия по сличению знаний с действительностью, — это постоянный процесс.
Критерий практики выступает как основной и всеобщий критерий истины. Вместе с тем, нужно учитывать, что критерий практики одновременно определен и не определен, абсолютен и относителен. Абсолютен в том смысле, что только исторически развивающаяся практика во всей полноте ее содержания может доказать истинность или ложность каких-либо теорий или гипотез. Относителен потому, что на данном этапе своего развития практика не может тотчас и полностью доказать те или иные научные выводы, полученные в ходе теоретических (математика, теоретическая физика) изысканий.
Истина имеет три аспекта: бытийственный, праксеологический и аксиологический. Бытийственный аспект истины связан с процессом фиксации в ней элементов бытия, в ходе которого, становясь знанием, истина приобретает свое собственное бытие. Праксеологический аспект истины отражает включенность в содержание истины моментов практики, ценности для практики. Аксиологический аспект истины состоит в нравственно-этической, эстетической и праксео-логической ее наполненности, в тесной связи со смыслом жизни, с ее ценностью для практической деятельности человека. Знание истины обогащает человека, позволяет ему лучше ориентироваться в действи-
248 -О- Философия медицины О- Раздел III -0- Глава 12
тельности. Ложь играет диаметрально противоположную роль. По образному выражению М.М. Рубинштейна, «истина - жизнесозидатель-на, ложь жизнеразрушительна...».