Определение календарного возраста ребенка
Для определения возраста ребенка следует из года, когда проводится обследование, вычесть год рождения ребенка, а затем из полученного числа вычесть или к нему прибавить (см. знак) число месяцев, указанное на пересечении горизонтальной (месяц обследования) и вертикальной (месяц рождения) строк.
Месяц | Месяц обследования | |||||||||||
рожд. | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII |
I | +1 | +2 | +3 | +4 | +5 | +6 | +7 | +8 | +9 | +10 | +11 | |
II | –1 | +1 | +2 | +3 | +4 | +5 | +6 | +7 | +8 | +9 | +10 | |
III | –2 | –1 | +1 | +2 | +3 | +4 | +5 | +6 | +7 | +8 | +9 | |
IV | –3 | –2 | –1 | +1 | +2 | +3 | +4 | +5 | +6 | +7 | +8 | |
V | –4 | –3 | –2 | –1 | +1 | +2 | +3 | +4 | +5 | +6 | +7 | |
VI | –5 | –4 | –3 | –2 | –1 | +1 | +2 | +3 | +4 | +5 | +6 | |
VII | –6 | –5 | –4 | –3 | –2 | –1 | +1 | +2 | +3 | +4 | +5 | |
VIII | –7 | –6 | –5 | –4 | –3 | –2 | –1 | +1 | +2 | +3 | +4 | |
IX | –8 | –7 | –6 | –5 | –4 | –3 | –2 | –1 | +1 | +2 | +3 | |
X | –9 | –8 | –7 | –6 | –5 | –4 | –3 | –2 | –1 | +1 | +2 | |
XI | –10 | –9 | –8 | –7 | –6 | –5 | –4 | –3 | –2 | –1 | +1 | |
XII | –11 | –10 | –9 | –8 | –7 | –6 | –5 | –4 | –3 | –2 | –1 |
Пример: ребенок родился 14 июля 2000 г., обследовался 19 апреля 2012 г. Вычитая год его рождения из года обследования, получаем 12 лет; на пересечении горизонтальной (VII месяц) и вертикальной (IV месяц) строк таблицы находим цифру «-3», т.е. до 12 лет не достает трех месяцев – возраст ребенка на момент осмотра 11 лет 9 месяцев.
Приложение № 5 к методическим рекомендациям «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья» |
Процентильное распределение значений ЧСС у детей и подростков (НижГМА, 2010)
Возраст (лет) | Пол | Процентильное распределение ЧСС, уд/мин | ||||||
М | ||||||||
Д | ||||||||
М | ||||||||
Д | ||||||||
М | ||||||||
Д | ||||||||
М | ||||||||
Д | ||||||||
М | ||||||||
Д | ||||||||
М | ||||||||
Д | ||||||||
М | ||||||||
Д | ||||||||
М | ||||||||
Д | ||||||||
М | ||||||||
Д | ||||||||
М | ||||||||
Д | ||||||||
М | ||||||||
Д | ||||||||
М | ||||||||
Д |
Приложение № 6 к методическим рекомендациям «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья» |
Процедура измерения и оценка АД
Для измерения АД могут быть использованы механические тонометры, автоматические и полуавтоматические приборы, прошедшие испытания для подтверждения точности измерений. Цена деления шкалы тонометра должна составлять 2 мм рт. ст. Необходимо правильно подобрать манжету, соответствующую окружности плеча учащегося. Ширина внутренней (резиновой) камеры манжеты должна составлять 40 % окружности плеча, длина должна покрывать 80-100 % окружности плеча. У детей при окружности плеча 16-21 см используют манжеты, ширина резиновой камеры которой составляет 8 см, длина – 21 см; у крупных детей при окружности плеча 22-26 см – 10 см и 24 см соответственно. Окружность измеряется сантиметровой лентой с точностью до 0,5 см на середине расстояния между локтевым и акромиальным отростком лопатки. Для детей 12 лет и старше используют манжету для взрослых (13´26 см).
Во время измерения АД ребенок должен сидеть, опираясь на прямую спинку стула, с расслабленными, не скрещенными ногами (ноги должны опираться на пол), не менять положения и не разговаривать на протяжении всей процедуры измерения.
Перед измерением АД обследуемый должен сидеть спокойно не менее 5 минут. Измерение проводится на правой руке. Рука должна удобно лежать на столе, ладонью кверху, примерно на уровне сердца. Манжета накладывается на правое плечо, при этом ее нижний край – примерно на 2 см выше внутренней складки локтевого сгиба. Центр резинового мешка должен находиться над плечевой артерией. Резиновая трубка, соединяющая манжету с аппаратом, должна располагаться с наружной стороны, а трубка, соединяющая манжету с резиновой грушей – с внутренней стороны по отношению к обследуемому.
Затем манжета соединяется с манометром. Воздух накачивается в манжету, при этом измеряющий пальпирует пульс обследуемого на правой радиальной артерии.
При определенном давлении в манжете пульс исчезает. После этого давление поднимают еще на 20 мм рт. ст. – это будет «максимальное давление» в манжете. После этого воздух из манжеты быстро выпускается. При последующих измерениях АД у того же обследуемого давление в манжете предварительно доводится до «максимального» уровня.
При измерении АД обычным фонендоскопом во время выпускания воздуха из манометра проводится аускультация звуков Короткова. Регистрируются I и V фазы. Первая фаза (появление) звуков Короткова отмечается как систолическое (САД), пятая (исчезновение) – как диастолическое (ДАД). При измерении АД у детей может регистрироваться феномен «бесконечного тона», когда тоны прослушиваются до 0 мм рт. ст. В этом случае оценка диастолического АД должна осуществляться по IV фазе тонов Короткова, когда отмечается изменение тембра и звука
Измерение АД производится с точностью до 2 мм рт. ст. Если при измерении АД его значение оказывается между двумя отметками шкалы, то отмечается ближайшая верхняя четная цифра. Следует избегать предпочтения к определенным конечным цифрам АД (0, 2, 4, 6, 8). Особенно часто в качестве конечной цифры медики необоснованно регистрируют 0 (ноль) – 110/70; 120/80; 130/90. Повторные измерения проводятся не ранее, чем через
2-3 минуты после полного выпускания воздуха из манжеты.
Регистрируются значения всех трех измерений, которые заносятся в карту обследования. Для оценки АД используются средние значения САД и ДАД. Необходимость трехкратного измерения АД продиктована высокой лабильностью АД у детей в ответ на внешние раздражители. В связи с тревожной реакцией ребенка на проведение медицинского осмотра и сам процесс измерения АД, может выявляться однократное повышение АД, так называемый феномен «гипертонии на белый халат» (ГБХ).