Методы обучения и преподавания
Обсуждение теоретического материала по теме занятия совместно с преподавателем, проблемно-ориентированное обучение с применением интерактивных методов: моделирование ролей, моделирование ситуаций, обратная связь со студентами, работа в малых группах, интерпретация полученных данных "мозговой штурм", ролевые игры, дискуссии, разбор кейсов (кейс-стади), решение ситуационных задач, выполнение тестовых заданий.
Литература.
1. Аканов А.А., Мейманалиев Т.С., Комаров Ю.М Реформы здравоохранение в мире. Реформы здравоохранение в мире, в Казахстане, Кыргызской Республике и России. –Palmariumacademicpublishing, 2013.-347c.
2.Аканов А.А., Мейманалиев Т.С., Кульжанов М.К Национальное счета здравоохранения Казахстана и мировой опыт. -Алматы, 2013. -110с.
3.Аканов А.А., Хамзина Н.К., Ахметов В.И., Мирзабекоа О.М., Турдалиева Б.С., Аимбетова Г.Е., Искакова Э.Е., Изекенова А., Абикулова А., Исследования в области здоровья и здравоохранения. Часть 2: опыт США. –Алматы, 2012. -222с.
4.Аканов А.А., Мейманалиев Т.С. Здоровье населения и здравоохранение Республики Казахстан. –Алматы, 2012. -81с.
5.Аканов А.А.,Джолдошева Д., Мейманалиев Т.С., Комаров Ю.М. Три постсоветские модели здравоохранения (Казахстан, Кыргызстан, Россия). Часть 1. Современные модели здравоохранения:состояние, проблемы, перспективы. –Алматы-Бишкек-Москва-2012.-157с.
6.Аканов А.А.,Джолдошева Д., Мейманалиев Т.С., Комаров Ю.М. Три постсоветские модели здравоохранения (Казахстан, Кыргызстан, Россия). Часть 2. Системы здравоохранения Казахстана, Кыргызстана, России:состояние, проблемы и перспективы. –Алматы-Бишкек-Москва-2012.-135с.
1.Конституция РК от 30.08.1995 г. персмотрено 21.03.2007 г;
2.Стратегия Президента страны «Казахстан-2030»
3.Миняев М.А., Вишняков Н.Н. и др. Общественно здоровье и здравоохранение.-Москва.2009г- 656 с.
4.Кучеренко В.З. Организация и оценка качества лечебно-профилактической помощи населению.Учебное пособие, Москва, 2008 г -560с.
5.Соложенкин В.В. Психологические аспекты врачебной деятельности.М.,1997.
6.Lloyd and Bor. Communication skills for medicine.- Edinburgh London N-Y Oxford, 2004.
7.Мохов А.А.Медицинское право. Волгоград 2003.
7.Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.):
1. Контрольные вопросы.
2. Тестовый контроль – 10 тестов.
3. Ситуационные задачи- 3 задачи
Контрольные вопросы:
1.Основы управления качеством и безопасностью в медицинских учреждениях.
2.Основы риск-менеджмента.
3.Взаимосвязь вопросов качества и безопасности в медицинских учреждениях.
4.Стандарты аккредитации (EFQM, JCI).
5.Стандартизация аккредитация.
6.Международный и отечественный опыт.
Тесты:
1.Основные принципы контроля за качеством:
*Системность
*Объективность
*Открытость
*Обратная связь
*Верно все
2. Основные принципы охраны здоровья населения республики казахстан:
* соблюдение прав человека в области охраны здоровья
* приоритет профилактики
* доступность медицинской помощи, постоянное повышение ее качества, приоритет *профилактики
*снижение ответственности государства, работодателей и граждан за здоровье
*приоритет высокоспециализированной медицинской помощи
3. А. Файоль сформулировал основные принципы менеджмента. Характеристика - "... Формирование духа одной команды, что способствует гармонии и единства организации" соответствует следующему принципу менеджмента:
*дисциплина
*единовластия
*порядок
*справедливость
*корпоративность
4. Основные принципы тайм-менеджмента:
*планирование времени
*Расстановка приоритетов
*индивидуальность решения,
*необходимость отслеживания собственной эффективности,
*мышление, направленное на эффективность,
*достижимость и неисчерпаемость резервов эффективности.
5. Приоритетами современных подходов в медицинской помощи являются:
* мнение пациента относительно программ лечения;
* создание партнерских отношений между врачом и больным, повышение качества медицинских услуг и удовлетворенности пацентов;
* платежеспособность пациента;
* получение максимальной прибыли медицинскими организациями;
* обеспеченность лекарственными средствами.
6. Оценка качества в здравоохранении должна проводиться по следующим критериям:
*Социальные показатели
Показатели знания населения
*Качество выполнения медицинской технологии
*Показатели здоровья населения
*Демографические показатели
7. Система контроля качества медицинских услуг основана на 3-х модульной системе:
*Внешний аудит + внутренний аудит + санитарно-эпидемиологический контроль
*Внутренний аудит + стандартизация + лицензирование
*Стандартизация + лицензирование + аккредитация
*Лицензирование + аккредитация + внешний аудит
8. Экспертиза качества медицинских услуг подразделяется на:
*медицинскую и немедицинскую
*внутреннюю и внешнюю
*клиническую и параклиническую
*внутреннюю и финансовый аудит
*ведомственную и вневедомственную
9. В республике Казахстан осуществляются следующие виды экспертиз в области здравоохранения:
*экспертиза качества медицинских услуг; экспертиза временной нетрудоспособности; военно-врачебная экспертиза; судебно-медицинская, судебно-психиатрическая и судебно-наркологическая экспертизы; санитарно-эпидемиологическая экспертиза; экспертиза лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники; научно-медицинская экспертиза.
*экспертиза временной нетрудоспособности; экспертиза лекарственных средств;
*экспертиза качества медицинских услуг; экспертиза временной нетрудоспособности; военно-врачебная экспертиза;
*экспертиза временной нетрудоспособности; военно-врачебная экспертиза; судебно-медицинская, судебно-психиатрическая и судебно-наркологическая экспертизы;
*экспертиза временной нетрудоспособности; военно-врачебная экспертиза; судебно-медицинская, судебно-психиатрическая экспертизы.
10. Дайте определение качества медицинских услуг:
*это соответствие оказания медицинской помощи населению лечебно-профилактическими учреждениями.
*соответствие оказываемой медицинской помощи определенным критериям, установленным на основе Закона о системе здравоохранения РК медицинскими организациями населению
*это мера соответствия оказываемой медицинской помощи критериям, установленным на основе медицинской науки и технологии в условиях существующей системы здравоохранения и удовлетворенности населения.
*это мера соответствия оказываемой медицинской помощи стандартам, утвержденным уполномоченным органом в области здравоохранения и установленным на основе современного уровня развития медицинской науки и технологий.
*это мера соответствия оказываемой медицинской помощи стандартам, утвержденным уполномоченным органом в области здравоохранения.
Ситуационные задачи:
Задача№1:
В клинику поступил больной Н. с подозрением на возможную перфорацию язвы желудка. При УЗИ брюшной полости не удалось диагностировать перфорацию, и по решению дежурного врача пациент был направлен в терапевтическое отделение для дальнейшего наблюдения. В течение последующих 6 ч его состояние резко ухудшилось, затем наступила смерть от острого желудочного кровотечения. Заключение экспертов показало, что сделанный на обследовании обзорный снимок брюшной полости дал искаженную визуализацию глубоких анатомических структур и оказался неинформативным в диагностике перфорации язвы желудка вследствие выраженного спланхноптоза и опущения печени у потерпевшего вследствие патологии ее связочного аппарата.
Вопросы:
a) Какая характеристика качества медицинской помощи отсутствовала?
b) Приведет ли к возникновению юридической ответственности?
c) «врачебная ошибка», имеющая объективные причины (атипичное течение болезни, тяжесть состояния пациента)?
Задача№2:
Врачу-травматологу родственники тяжелобольного пациента предложили за отдельную плату осуществлять за ним индивидуальный уход. Врач согласился и стал оказывать дополнительные медицинские услуги данному больному: чаще, чем другим пациентам, менял повязки, осматривал, назначал дополнительно витаминный комплекс уколов и т.д. Врач полагал, что, поскольку он оказывает медицинские услуги в условиях стационара и родственники больного сами предложили оплачивать дополнительный уход за больным, в его действиях нет ничего противозаконного.
Вопросы:
d) Какая характеристика качества медицинской помощи отсутствовала?
e) В чем незаконность действий врача-травматолога?
f) К какому виду ответственности может быть привлечен данный врач?
Задача№3:
К главному врачу государственного медицинского учреждения обратился врач частной практики и попросил сдать ему в аренду одно из пустующих помещений в данной больнице для организации приема больных. Главный врач посчитал возможным дать соответствующее разрешение, а полученные доходы распределял между сотрудниками учреждения.
Вопросы:
a) Имеется ли в данной ситуации предпосылки риск-менеджмента?
b) Какой фактор имеет большую выраженность?
Раздаточный материал