Мотивационная характеристика темы. Нарушение углеводного обмена является ведущим звеном в патогенезе многих заболеваний, кроме того, влечёт за собой нарушения и других видов обмена: липидного
Нарушение углеводного обмена является ведущим звеном в патогенезе многих заболеваний, кроме того, влечёт за собой нарушения и других видов обмена: липидного, белкового, водно-электролитного, а также кислотно-основного состояния. При этих нарушениях обмена веществ особенно страдают нервная, сердечно -сосудистая системы, печень. Наиболее частой и тяжёлой формой патологии углеводного обмена является сахарный диабет. Знание основных механизмов нарушения углеводного обмена, этиологии, патогенеза сахарного диабета является необходимым условием для диагностики и патогенетической терапии заболеваний обмена веществ и эндокринной системы.
2.Цели:
2.1. Сформулировать у студентов знание механизмов развития патологических явлений в организме при расстройствах углеводного обмена. Выработать представление об основных проявлениях этих расстройств и принципах их регуляции и устранения.
2.2. Формулировать современные представления об этиологии и патогенезе сахарного диабета на примерах различных экспериментальных моделей этого заболевания.
2.3. Подвергать патофизиологическому анализу виды гипо- и гипергликемий, механизмы расстройств при них, последствия изменений обмена веществ при сахарном диабете.
2.4. Объяснить взаимосвязь метаболических расстройств и основных функциональных нарушений при сахарном диабете.
2.5. Усвоить значение генетических факторов в возникновении сахарного диабета и наследственных нарушений углеводного обмена.
Вопросы для самостоятельной внеаудиторной подготовки студентов
Вопросы, изученные ранее
Для усвоения данной темы необходимы знания о химии углеводов, функции углеводов в организме, переваривании и всасывании углеводов в желудочно-кишечном тракте (ЖКТ), депонировании и мобилизации гликогена в печени, роли этих процессов в регуляции уровня глюкозы в крови, влиянии инсулина и контринсулярных гормонов на обмен углеводов, механизмах реабсорбции глюкозы и воды в почечных канальцах.
Материал изучается в соответствующих разделах органической и биологической химии и нормальной физиологии.
4. В результате изучения этого раздела студенты должны освоить следующие компетенции ПК-3, ПК-6:
Знать: | Уметь: |
1.Причины нарушения нейрогуморальной регуляции углеводного обмена. | 1.Формулировать современные представления об этиологии и патогенезе сахарного диабета на примерах различных эксперимен-тальных моделей этого заболевания. |
2. Гипогликемия. Гипергликемия. Определение. Причины. Виды. | |
4.Основные проявления нарушений углеводного, липидного, белкового обмена веществ и кислотно-основного состояния (КОС) при сахарном диабете. | 2.Подвергать патофизиологи-ческому анализу виды гипо- и гипергликемий, механизмы расстройств при них, последствия изменений обмена веществ при сахарном диабете. |
5.Причины развития инсулин-зависимого (ИЗСД – 1типа) и инсулиннезависимого (ИНСД – 2 типа) сахарного диабета. | 3.Объяснить взаимосвязь метаболических расстройств и основных функциональных нарушений при сахарном диабете. |
6.Мероприятия по профи-лактике и лечению сахарного диабета. Иметь представление о характере диеты при сахарном диабете. |
Логическая структура темы: «Патофизиология углеводного обмена»
5. Контрольные вопросы и задания для определения исходного уровня знаний:
5.1.При подготовке к практическим занятиям по патофизиологии белкового обмена повторить вопросы, изученные ранее на соответствующих кафедрах и необходимые для данного занятия. Прочитать текст в имеющемся учебнике и конспекте лекции. Далее просмотреть все учебные элементы графа логической структуры темы.
5.2. Продумать и привести примеры экспериментальных моделей сахарного диабета.
5.3. Выполните письменно работу по ориентировочной карте.
№ п/п | Задание | Указания к заданию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Составить таблицу, где проана-лизировать действие инсулина и контр-инсулярных гормонов на углеводный и жировой обмены:
| Действие гормона: «+» - стимулирующее, «-» - угнетающее, «0» - отсутствие эффекта. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Назвать причины инсулиновой недостаточности | Указать причины панкреатической и внепанкреатической инсулиновой недостаточности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | Объяснить механизмы развития гипергликемии и глюкозурии при сахарном диабете. | Составить схему. Нарисовать нефрон. |
План практического занятия
6.1. Тестовый входной контроль – 5 минут
6.2. Опрос с разбором возникших вопросов при подготовке к занятию - 45 минут
6.3. Ориентировочная основа действия (ООД) – 90 минут
6.4. Выполнение заданий для контроля результатов усвоения учебного материала– 5 минут
6.5. Проверка и подписание протоколов – 35 минут