Кратное изложение темы
ВВЕДЕНИЕ
Учебное пособие посвящено вопросам пропедевтической терапевтической стоматологии, изучаемой студентами в соответствии с Государственным образовательным стандартом и учебным планом.
Стоматология – медицинская дисциплина, изучающая заболевания органов и тканей полости рта, причины их возникновения, характер их развития, лечение и профилактику. Терапевтический раздел объединяет ряд заболеваний, не требующих хирургического и ортопедического вмешательства – болезни зубов и парадонта, патология слизистой оболочки полости рта. Пропедевтика стоматологических заболеваний – основа стоматологии как врачебной специальности, дающая целостное представление о предмете.
Только после успешного изучения курса пропедевтики студент может быть допущен к дальнейшему обучению.
В рамках этого раздела в пособии изложены вопросы организации терапевтического отделения (кабинета) стоматологической поликлиники, правил асептики и антисептики, обследования терапевтического стоматологического больного.
В работе содержатся материалы по гистологии зубов, общей и частной анатомии зубов. Большое внимание уделено особенностям препарирования типичных и атипичных кариозных полостей различных классов. Дана классификация пломбировочных материалов, характеристика их свойств. Обращено внимание на значение контактного пункта между зубами и методы его восстановления.
В разделе эндодонтии даны топографические особенности корешковой полости и корневых каналов зубов. Описывается набор инструментов для эндодонтического лечения и методы его применения.
Учебное пособие составлено таким образом, что каждому занятию соответствует определенная тема, дано краткое ее изложение с контрольными вопросами, тестами и ситуационными задачами.
Для удобства усвоения материала в пособии приводится только необходимый минимум таблиц, иллюстраций и рекомендуемой литературы.
Тема № 1. Введение в специальность
Организация терапевтического
отделения стоматологической поликлиники.
Эргономические основы организации рабочего места.
Оснащение стоматологического кабинета
Цель занятия
1. Ознакомить студентов со структурой, организацией работы и оснащением терапевтического кабинета (отделения) стоматологической поликлиники.
2. Ознакомить с современными санитарно-гигиеническими требованиями к организации стоматологического кабинета.
3. Изучить принцип работы современной стоматологической установки.
4. Освоить основные правила техники безопасности в стоматологическом кабинете.
Кратное изложение темы
Стоматология – медицинская дисциплина, изучающая заболевания органов и тканей полости рта, причины их возникновения, характер развития, диагностику, лечение и профилактику.
Пропедевтика стоматологических заболеваний – основа изучения стоматологии как врачебной специальности, дающая целостное представление о предмете.
Овладение курсом пропедевтики предполагает освоение студентами основных мануальных навыков по терапевтическому, хирургическому и ортопедическому лечению стоматологических больных с использованием фантомов в условиях, максимально близких к клинике. Только после успешного завершения курса пропедевтики студент может быть допущен к дальнейшему обучению.
Организация стоматологической службы
Стоматологическая поликлиника – лечебно-профилактическое учреждение, деятельность которого направлена на выявление, лечение и профилактику заболеваний челюстно-лицевой области. В состав поликлиники могут входить различные подразделения.
Структура поликлиники.
В городах с населением 25 тыс. человек в поликлиниках устанавливается 4 должности врача-стоматолога на 10 тыс. взрослого населения, должность медицинских сестер устанавливается из расчета 1 должность медсестры на 2 должности врача – терапевта – стоматолога.
Учетной документацией работы врачей-стоматологов является амбулаторная история болезни (форма № 43, листок ежедневного учета врача-стоматолога – форма 3037/У.
Должностные обязанности персонала терапевтического отделения (кабинета) Врач – стоматолог – терапевт Врач-стоматолог обязан:
–систематически повышать свой профессиональный уровень, применять новые методы и средства диагностики, лечения и профилактики стоматологических заболеваний;
– обеспечивать эффективное оказание стоматологической помощи и постоянно улучшать качество лечения больных;
– правильно и четко заполнять все формы учетной документации;
– в обращении с больными, студентами и другими лицами быть внимательным, соблюдать правила деонтологии;
– являться образцом в работе, трудовой дисциплине для среднего и младшего медицинского персонала;
– проводить санитарно-просветительскую работу среди населения по плану отделения;
– соблюдать правила техники безопасности и противопожарные меры на рабочем месте;
– участвовать в проведении плановой санации полости рта организованных контингентов взрослых и детей.
Врач-стоматолог несет ответственность:
– за отказ в оказании помощи больному и, прежде всего, больному с острой зубной болью;
– за возникновение осложнений после лечения по его вине;
– за некачественное и несвоевременное ведение официальной медицинской документации;
– за нарушения трудовой дисциплины и правил деонтологии. Распоряжения врача-стоматолога являются обязательными для среднего и
младшего медицинского персонала терапевтического кабинета.
Медицинская сестра
Медсестра ведает всем имуществом кабинета, отвечает за его сохранность и следит за правильностью использования, своевременного пополнения кабинета новым инвентарем, инструментарием и бельем.
Она обязана следить за исправной работой освещения, водопровода, канализации кабинета, а также технической исправностью аппаратуры, стоматологических установок и кресел.
Медсестра терапевтического кабинета обязана перед началом работы получить со склада медикаменты. Подготовить рабочее место врача. Во время приема руководит поступлением больных в кабинет, подает врачу стерильный инструментарий, готовит пломбировочный материал, выполняет другую работу по просьбе врача, обрабатывает дезинфицирующими средствами прикресельный столик.
Медсестра несет ответственность за чистоту и санитарное состояние кабинета. Она обязана следить за соблюдением правил асептики, полностью отвечает за хранение всех медикаментов, следит за экономным расходованием материалов, за соблюдением техники безопасности.
Медсестре запрещается покидать рабочее место во время приема больных.
Санитарка
Санитарка находится в подчинении заведующего отделением, медсестры и сестры-хозяйки поликлиники.
Перед началом работы санитарка обязана проветрить кабинет, сделать влажную уборку с дезинфицирующими средствами пола, оконных рам, подоконников, панелей и оборудования. Она производит влажную уборку пола не реже 3-4 раз за смену. А также следит за чистотой плевательницы.
Эргономика
В организации рабочего места врача-стоматолога и вспомогательного персонала большую роль играют эргономические основы.
Эргономика – комплексная научная дисциплина, базирующаяся на знаниях физиологии, психологии человека, использующая данные анатомии, токсикологии, гигиены, достижения технических наук с целью создания оптимальных условий работы, что позволяет сделать труд медицинского работника высокопроизводительным и сохранить силы и здоровье работающих.
Организация терапевтического кабинета
Площадь терапевтического кабинета, имеющего одно стоматологическое кресло составляет 14 кв. м. На каждое дополнительное кресло выделяется еще 7-10 кв. м. Кресла располагают напротив окна в один ряд. Стены и потолок красят светлой масляной краской или нитроэмалью. Полы покрывают линолеумом, переходящим на стену на высоту 8-10 см, а места стыков шпаклюют и покрывают нитроэмалью во избежание попаданий ртути в щели. В кабинете должна быть приточно-вытяжная вентиляция, легко открывающаяся фрамуга и форточки. Освещение естественное и искусственное.
В кабинете должны быть две раковины с кранами холодной и горячей воды; одна для обработки рук, другая – инструментов.
Терапевтический кабинет оснащается специальной мебелью: шкаф для хранения материалов и медикаментов, шкаф для ядовитых (А) и сильнодействующих (В) лекарственных веществ, столики со стеклом для медикаментов и для стерильных инструментов, стол для документации.
Основное оборудование терапевтического кабинета – стоматологическая установка, включающая стоматологическое кресло и бормашину.
Бормашины бывают электрические и турбинные.
Электрические бормашины оборудованы моторами, но имеются также и комбинированные, которые снабжены и ножным приводом.
В последние годы стали широко применять турбинные бормашины, в которых используют миниатюрную турбину, вмонтированную в наконечник.
Скорость вращения бора в электрических бормашинах 10-40 тыс. оборотов в минуту, турбинных – до 300 000 оборотов.
Наконечники применяются трех видов: прямой, угловой, турбинный. В последнее время в практику внедряется эндодонтический наконечник (рис. 1).
Рис. 1. Виды наконечников
Прямой наконечник предназначен для препарирования зубов верхней челюсти, но иногда его можно применять и для препарирования зубов нижней челюсти.
Угловой наконечник применяется для работы на нижней челюсти и во всех случаях, когда с помощью прямого наконечника работать неудобно.
Эндодонтический наконечник используется для работы в корневых каналах.
Стоматологические инструменты предназначены:
1. Для препарирования твердых тканей зуба.
2. Лечения.
3. Эндодонтический инструментарий.
Для препарирования твердых тканей зубов применяют стоматологические боры.
ВИДЫ БОРОВ ПО ФОРМЕ РАБОЧЕЙ ЧАСТИ
Боры
Финиры, полиры
Фрезы
Рис. 2. 1 – Шаровидные; 2, 3 – цилиндрические фиссурные;
4, 5 – цилиндрические круглые; 6, 7 – конусовидные;
8 – обратноконусовидные; 9 – колесовидный; 10 – копьевидный;
11-16-фпниры; 17, 18-полиры; 19-22 – фрезы цилиндрические;
23 – фреза шаровидная
Размеры боров различают по номерам: № 1-0,85 мм: № 3-1,1 мм; № 5-1,6 мм; № 7 – 2 мм; № 9-2,7 мм; №13-3,1 мм.
Длина боров для прямого наконечника 44 мм, для углового – 22 мм и 27 мм.
Лечебный инструментарий условно подразделяется: для обследования полости рта и пломбирования, для снятия зубных отложений.
Инструментарии для обследования:
–зеркало (для осмотра слизистой оболочки полости рта, оттягивания щек, губ, языка, осмотра зубов, карИ03Ных полостей и освещения их);
– пинцет (для введения ватных тампонов, лекарственных веществ);
– зонд прямой или угловой (для обследования фиссур, кариозной полости зуба, расположения устьев каналов, нависающих краев пломб, наличия размягченного дентина, исследования глубины зубодесневого кармана, наличия зубного камня и т.д.).
Инструментарий для пломбирования кариозных полостей:
1. Экскаватор (для удаления из кариозной полости остатков пиши, размягченного дентина, удаления повязки, удаления поддесневого камня). Различаются по номерам от № 0 до 3.
2. Шпатель (для замешивания пломбировочного материала).
3. Гладилка (для внесения пломбировочного материала в полость, наложения повязки). Гладилки бывают двусторонние, а также штопфер – гладилки: с одной стороны находится штопфер, с другой – гладилка.
4. Штопфер (для уплотнения пломбировочного материала в сформированной полости).
Рис. 3. Стоматологические инструменты
Рис. 4. Методика работы стоматологическим инструментарием
5. Матрицы (целлулоидные, металлические) – фиксируются в межзубном промежутке при пломбировании полости II-III-IV классов для создания контактного пункта.
Рис. 5. Матрицы и матрицедержатели
В каждом стоматологическом кабинете на видном месте висят правила техники
безопасности.
Основные правила техники безопасности
1. Требования техники безопасности во время работы.
1.1. Строго соблюдать указания по эксплуатации электрического оборудования:
– не допускать перегрузку, неправильное и не по назначению использование оборудования, а также использование сменных технологических приспособлений;
– категорически запрещается самостоятельно вскрывать электрошкафы оборудования и производить какие-либо ремонтные работы;
1.2. При любой неисправности (отсутствии освещения, регуляции количества оборотов наконечников, подачи сжатого воздуха, воды и т.д.) необходимо отключить оборудование от электрической сети и сообщить об этом преподавателю или администрации.
2. Требования по технике безопасности по окончании работы.
2.1. Проверить отключение электрооборудования от сети. Запрещается отключать штепсельные вилки из розетки за шнур, усилие должно быть приложено к корпусу вилки.
3. Требования по технике безопасности в аварийной ситуации.
3.1. В случае аварийной неисправности электрооборудования (пробой напряжения на корпусе установки, обрыв шлангов или трубопроводов сжатого воздуха и воды, заклинивание бора, перегрев наконечника, искрение в системе электропроводки и др.) необходимо в первую очередь отключить электрооборудование от сети и сразу сообщить о неисправности администрации.
3.2. В случае пожара или возгорания отключить оборудование от электрической сети, сообщить по телефону "01" в пожарную часть, организовать эвакуацию людей и ценного имущества.
4. Требования по технике безопасности при использовании химических веществ:
4.1. Применять химические вещества только с аптечной этикеткой и в соответствии со сроком годности.
-4.2. Хранить химические вещества в сосудах с плотно прилегающей крышкой.
4.3. Не допускать разбрызгивания веществ и попадания капель на открытые участки кожи, в глаза, верхние дыхательные пути.
4.4. При попадании сильнодействующего вещества в глаза, необходимо обильно промыть глаза проточной водой, закапать 1 % раствором борной кислоты или 30 % раствором альбуцида.
4.5. При попадании вредных веществ на кожу промыть участок тела проточной
водой.
5. Соблюдать форму одежды врача.
5.1. Одежда (халат, костюм) с глухой застежкой, шапочка;
5.2. Защитные очки, перчатки;
5.3. Обувь на резиновой подошве.
Контрольные вопросы
1. Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к терапевтическимкабинетам стоматологической поликлиники.
2. Основное оборудование рабочего места стоматолога.
3. Виды бормашин.
4. Классификация стоматологического инструментария.
5. Характеристика инструментария для обследования стоматологическогобольного.
6. Инструменты для препарирования твердых тканей зубов.
7. Инструменты для лечения твердых тканей зубов.
8. Требования техники безопасности.
9. Определение эргономики.
Тестовые задания
1. К основным подразделениям стоматологической поликлиники относятся:
1) терапевтическое отделение;
2) регистратура;
3) R-кабинет;
4) хирургическое отделение;
5) ортопедическое отделение;
6) детское отделение;
7) лаборатория;
8) физиотерапевтический кабинет.
2. Вспомогательные службы стоматологической поликлиники включают:
1) детское отделение;
2) ортопедическое отделение;
3) регистратура:
4) оргметодкабинет;
5) рентген-кабинет;
6) физиотерапевтический кабинет;
7) лаборатория;
8) административно-хозяйственная часть;
9) терапевтическое отделение.
3. При организации терапевтического кабинета на 1 стоматологическое кресло предусмотрено не менее:
1) 10 кв. метров;
2) 14 кв. метров;
3) 25 кв. метров.
4. На каждое дополнительное кресло добавляют:
1) 3 кв. м;
2) 7 кв. м;
3) И кв. м.
5. Какие отделочные материалы применяются в терапевтическом кабинете?
1) обои;
2) побелка;
3) масляная краска;
4) нитроэмаль.
6. Для препарирования твердых тканей применяют;
1) зонд;
2) шпатель;
3) боры:
4) гладилку.
7. Для осмотра больного используют:
1) зеркало;
2) матрииедержатель;
3) зонд;
4) пинцет;
5) гладилку;
6) экскаватор.
8. Виды боров:
1) шаровидный;
2) кубовидный;
3) конусовидный;
4) фигурный;
5) прямой;
6) цилиндрический.
9. Длина боров для углового наконечника:
1) 22 мм;
2) 30 мм;
3) 19 мм;
4) 27 мм.
10. Длина боров для прямого наконечника:
1) 44 мм.
2) 15 мм.
3) 22 мм.
4) 27 мм.
Ситуационные задачи
Задача 1. В стоматологической поликлинике для терапевтического отделения выделено 50 кв. м. полезной площади.
Сколько стоматологических кресел можно установить при соблюдении гигиенических норм?
Задача 2. Во время ремонта помещений терапевтического отделения были изготовлены полы из досок, а стены побелены известью. Какие допущены ошибки?
Задача 3. Терапевтическое отделение не имеет контуров заземления. Может ли функционировать отделение?
Задача 4. Во время подготовки рабочего места врача медицинская сестра обнаружила оголенную электропроводку и сообщила врачу. Какова тактика врача?
Задача 5. После 10 лет работы стоматологом на ежегодном медосмотре Вам поставлен диагноз "Остеохондроз шейного отдела позвоночника". Может ли причиной этого заболевания стать нарушение правил эргономики?
Задача 6. Стоматолог, заметив под установкой лужицу воды, не придан этому значения. Включил установку, предложил больном)1 сесть в кресло и приступил к работе.
Какую ошибку допустил врач?
Какие осложнения могут возникнуть?
Задача 7. Во время работы на стоматологической установке обратили внимание на посторонний запах, звук и дым из установки. Ваши действия?