Изучение научной литературы и изложение теоретических аспектов темы

Изучение литературы целесообразнее всего начинать с различного рода монографий, научных сборников, учебников и учебных по­собий, с тем, чтобы получить наиболее общее представление об ос­новных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже перейти к поиску дополнительного материала. Примерный перечень таких публикаций приведен в списке литературы данных методических указаний.

Не менее важное значение имеют научные статьи периодической печати - центральных газет и журналов. Отличительной особенностью статей является их оперативность и актуальность, поскольку для их издания требуется меньше времени, чем для монографий или научных сборников. С учетом предлагаемой тематики бакалаврских работ наибольший интерес представляют следующие цен­тральные периодические издания: газеты - «Экономическая газета», «Новая экономическая газета», «Российская газета»; журналы - «Проблемы теории и практики управления», «Федеративные отношения и региональная социаль­но-экономическая политика», «Менеджмент в России и за рубе­жом», «Проблемы прогнозирования», «Российский экономический журнал», «Вопросы экономики», «Антикризисное и внешнее управление», «Вопросы государственного и муниципального управления», «Вопросы местного самоуправления: стратегия и практика муниципального развития», «Глава местной администрации», «Городское управление», «Государственная власть и местное самоуправление», «Государственная служба», «Государство и право», «Журнал Российского права», «Закон», «Законодательство и экономика», «Конституционное и муниципальное право», «Местное самоуправление в РФ», «Миграционное право», «Мировая экономика и международные отношения», «Муниципальная власть», «Муниципальная служба», «Муниципальное право», «Общество и экономика», «Практика муниципального управления», «Проблемы местного самоуправления», «Российский внешнеэкономический вестник», «Собрание законодательства РФ», «Финансовый менеджмент», «Хозяйство и право», «Экономика и управление», «Экономика и учет труда», «Экономика сельского хозяйства перерабатывающих предприятий», «Экономика сельского хозяйства России», «Экономическая наука современной России», «Экономический анализ: теория и практика», «Экономический журнал высшей школы экономики» и др.

Оперативную информацию о публикациях и наиболее существенных сторонах их содержания можно найти в так называемых информационных изданиях. Информационные издания подразделяется на три вида: библи­ографические, реферативные и обзорные. Библиографические издания содержат упорядоченную совокупность библиографичес­ких описаний, которые извещают о появлении печатных произве­дений и сообщают необходимые сведения для их отыскания. Из библиографических описаний составляют библиографические указатели и библиографические списки.

Для подбора необходимого материала следует также знакомить­ся с изданиями центральных отраслевых органов информации, Всероссийской книжной палаты, выпускающей библиографичес­кие указатели «Книжная летопись», «Летопись периодических и продолжающихся изданий», «Летопись газетных статей» и другие, изданиями Российской государственной библиотеки и других биб­лиотек, включая бакалаврской работы.

В плане текущего контроля за выходящими изданиями представляют интерес тематические планы издательств, специализирующихся на выпуске научной литературы по проблемам управления: «Дело», «Деловая литература», «Гардарики», «ИНФРА-М», «ЮНИТИ», «Кнорус», «Проспект» и др.

Для информационного поиска могут быть привлечены автоматизированные информационно-поисковые системы, базы и банки данных. Результаты поиска могут быть использованы непосред­ственно, однако чаще всего они служат ступенью (ключом) к об­наружению первичных источников информации, каковыми явля­ются научные труды (монографии, сборники) и другие издания.

Для нахождения материалов, не попавших в печать, можно воспользоваться информационными изданиями Всероссийского на­учно-технического информационного центра, осуществляющего сбор, накопление и обработку информации по всем видам непубликуемых исследовательских работ, проводимых в стране, и вы­пускающего по ним информационные издания.

Для привлечения статистических данных общероссийского и республиканского характера можно воспользоваться систематическими и тематическими бюллетенями и сборниками, например: двухтомный статистический сборник «Регионы России», ежегодный статистический сборник «Республика Башкортостан», «Промышленность Башкортостана», а также ресурсами на официальном сайте Федеральной службы государственной статистки и ее управлений в регионах.

Таким образом, рекомендуется следующая последовательность изучения публикаций:

- общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;

- беглый просмотр всего содержания;

- чтение в порядке последовательности расположения материала;

- выборочное чтение какой-либо части произведения;

- выписка представляющих интерес материалов;

- критическая оценка записанного, его редактирование и «чистовая» запись как фрагмент текста будущей бакалаврской работы.

После того как изучены и систематизированы литературные источники, требуется определиться с логической последователь­ностью изложения всего подготовленного материала. Следует ре­шить, с чего начать и в какой последовательности лучше располо­жить материал по параграфам теоретической главы.

Бакалавр может воспользоваться одним из имеющихся методических приемов изложения научных материалов: 1) строго последовательный; 2) целостный; 3) выборочный (параграфы пи­шутся отдельно в любой последовательности).

Строго последовательное изложение материала требует сравнительно много времени, так как, пока не будет закончен полно­стью один параграф, нельзя переходить к следующему. Но для обработки одного вопроса иногда надо перепробовать несколько вариантов, пока вы не найдете лучший из них. В это время материал, почти не нуждающийся в обработке, останется невостребованным.

Целостный прием требует почти вдвое меньше времени на подготовку чистового варианта теоретической главы, так как сначала пишется вся глава в черновом варианте, затем производится ее об­работка в частях и деталях, при этом постоянно вносятся дополне­ния и исправления.

Также часто применяется выборочное изложение материалов. По мере готовности фактических данных автор обрабатывает ма­териалы в удобном для него порядке.

Исходя из логики выполнения исследования и структурного построения бакалаврской работы, главу 1 составляет теоретическая часть. В первой главе представляются методология и методика исследова­ния, раскрываются современные взгляды и подходы к решению исследуемой проблемы в контексте конкретной ситуации управ­ленческой деятельности в определенном субъекте РФ или муни­ципальном образовании.

Эта глава должна носить проблемно-теоретический характер, содержать различные методологические позиции по рассматрива­емым вопросам. В рамках данной главы обосновывается выбор конкретных методов решения поставленных задач, разрабатыва­ются основные модели такого решения, проводится анализ суще­ствующих подходов и методов решения проблемных ситуаций в конкретной сфере государственного (муниципального) управле­ния, определение и обоснование соответствующей модели совер­шенствования государственно-управленческой и государственно-служебной деятельности. Модель решения исследовательских за­дач - это формализованное выявление и анализ причин наличия недостатков, их проявлений и негативных последствий.

В первой главе студент должен раскрыть понятие, значение и содержание исследуемой проблемы; проанализировать правовые основы исследуемых общественных отношений и дать критический анализ качества правового регулирования, а также внести предложения по совершенствованию правового обеспечения в исследуемой сфере отношений; изучить состояние информационного обеспечения объекта и предмета исследования, оценить эффективность информационного обеспечения и предложить пути его совершенствования; проанализировать зарубежный (международный) опыт в исследуемой области и внести предложения по перспективам его применения в отечественной практике государственного и муниципального управления.

Изложение положений данной главы должно быть обязательно аргументировано. Аргументация достигает цели только тогда, когда соблюдаются определенные правила доказательства.

Чтобы аргументы были убедительными, к ним предъявляются следующие требования:

1) в качестве аргументов могут выступать лишь такие положения, истинность которых была доказана или они вообще ни у кого не вызывают сомнения, т.е. аргументы должны быть истинными;

2) аргументы должны быть доказаны независимо от тезиса, т.е. должно соблюдаться правило их автономного обоснования; аргументы должны быть непротиворечивыми; они должны быть достаточными.

Особой формой изложения материала являются цитаты. Они используются для того, чтобы без искажений передать мысль ав­тора первоисточника, а также для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т.д. Цитаты служат необходимой опорой в процессе анализа и синтеза информации. От­талкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики обозреваемого явления. Цитаты могут использоваться и для под­тверждения отдельных положений, которые приводит автор в бакалаврской работе. Во всех случаях число используемых цитат должно быть оп­тимальным, т.е. определяться потребностями разработки темы. Наряду с прямым цитированием часто прибегают к пересказу текста первоисточника. В этом случае следует исключать возможность искажения смысла, с этой целью текст пересказа надо тщательно сверять с первоисточником.

Бакалаврская работа должна базироваться на основных закономерностях и принципах теории и организации государст­венного (муниципального) управления, на общих теоретических положениях науки управления, достижениях научной мысли, обо­снованных и общепринятых утверждениях, представляя собой их конкретизацию (а чаще — следствие из них) по отношению к ис­следуемому объекту с необходимой аргументацией, на анализе правовых источников. В теоретичес­кой главе работы необходимо продемонстрировать грамотное уме­ние оперировать правовой, экономической и управленческой терминологией, понятиями и методами научных дисциплин, а также по назначению употреблять узкоспециальные термины.

Наши рекомендации