Оценка адекватности индивидуального питания по макронутриентному составу и энергии

МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ

Состояние питания является критерием качества жизни человека, его оценка позволяет врачу разрабатывать индивидуальные программы комплексной профилактики заболеваний. Изучение и анализ состояния питания осуществляется по результатам оценки фактического питания (перечень пищевых продуктов, используемых в питании; нутриентный состав; режим питания и условия приема пищи) и состояния здоровья (пищевой статус и алиментарно-зависимая заболеваемость) человека. Корректируя фактическое питание пациента, врач может привести качественные и количественные характеристики рациона в соответствие с реальными потребностями организма в пищевых веществах и энергии в конкретных условиях среды обитания.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: научить определению химического состава и энергетической ценности рациона питания расчетным методом (на примере анализа меню-раскладки суточного рациона питания студента-медика).

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИИ

1. Решение ситуационной профессионально ориентированной задачи, оформление решения в протоколе.

2. Составление меню-раскладки суточного рациона студента (по приемам пищи).

3. Определение энергетической ценности (ккал) и качественного состава (белки, жиры, углеводы, г) набора продуктов расчетным методом по приемам пищи и в целом за сутки с использованием «Таблиц химического состава и энергетической ценности пищевых продуктов».

4. Расчет распределения энергетической ценности фактического рациона по отдельным приемам пищи.

5.Заслушивание и обсуждение реферата, подготовленного студентами по индивидуальному заданию преподавателя.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Биологическая роль белков, нормирование, источники в питании.

2. Биологическая роль жиров, нормирование, источники в питании.

3. Биологическая роль углеводов, нормирование, источники в питании.

4. Режим питания, понятие, значение.

ПРОТОКОЛ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

“___” ______________ 20___ г.

Решение ситуационной задачи №____

________________________________________________________________

Таблица 39

Меню-раскладка суточного рациона питания студента

Наименования блюд меню, набор продуктов на порцию Масса, г Белки, г Жиры, г Угле-воды, г Энерге- тиче-ская цен- ность, ккал  
всего В том числе живот-ные всего В том числе расти- тель- ные масла  
ЗАВТРАК:              
               
               
               
               
               
               
               
               
ИТОГО:              
2-ой ЗАВТРАК:              
               
               
               
               
               
               
               
               
ИТОГО:              
ОБЕД:              
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
ИТОГО:              
УЖИН:              
               
               
               
               
               
               
               
               
               
ИТОГО:              
ВСЕГО ЗА СУТКИ:              

Таблица 40

Распределение энергетической ценности

Фактического рациона питания студента по приемам пищи

Прием пищи Ккал % от суточного энергопотребления
Завтрак    
2-ой завтрак    
Обед    
Ужин    

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Дефиниции темы

ПИЩЕВОЙ РАЦИОН – состав и количество пищевых продуктов, используемых в течение суток.

РЕЖИМ ПИТАНИЯ – количество приемов пищи в течение суток (кратность питания), время приема пищи в течение суток, продолжительность интервалов между приемами пищи, распре­деление суточного рациона по отдельным приемам пищи.

Таблица 41

Химический состав и энергетическая ценность 100 г съедобной части

Наши рекомендации