Оценка адекватности индивидуального питания по макронутриентному составу и энергии
МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ
Состояние питания является критерием качества жизни человека, его оценка позволяет врачу разрабатывать индивидуальные программы комплексной профилактики заболеваний. Изучение и анализ состояния питания осуществляется по результатам оценки фактического питания (перечень пищевых продуктов, используемых в питании; нутриентный состав; режим питания и условия приема пищи) и состояния здоровья (пищевой статус и алиментарно-зависимая заболеваемость) человека. Корректируя фактическое питание пациента, врач может привести качественные и количественные характеристики рациона в соответствие с реальными потребностями организма в пищевых веществах и энергии в конкретных условиях среды обитания.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: научить определению химического состава и энергетической ценности рациона питания расчетным методом (на примере анализа меню-раскладки суточного рациона питания студента-медика).
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИИ
1. Решение ситуационной профессионально ориентированной задачи, оформление решения в протоколе.
2. Составление меню-раскладки суточного рациона студента (по приемам пищи).
3. Определение энергетической ценности (ккал) и качественного состава (белки, жиры, углеводы, г) набора продуктов расчетным методом по приемам пищи и в целом за сутки с использованием «Таблиц химического состава и энергетической ценности пищевых продуктов».
4. Расчет распределения энергетической ценности фактического рациона по отдельным приемам пищи.
5.Заслушивание и обсуждение реферата, подготовленного студентами по индивидуальному заданию преподавателя.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Биологическая роль белков, нормирование, источники в питании.
2. Биологическая роль жиров, нормирование, источники в питании.
3. Биологическая роль углеводов, нормирование, источники в питании.
4. Режим питания, понятие, значение.
ПРОТОКОЛ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
“___” ______________ 20___ г.
Решение ситуационной задачи №____
________________________________________________________________
Таблица 39
Меню-раскладка суточного рациона питания студента
Наименования блюд меню, набор продуктов на порцию | Масса, г | Белки, г | Жиры, г | Угле-воды, г | Энерге- тиче-ская цен- ность, ккал | ||
всего | В том числе живот-ные | всего | В том числе расти- тель- ные масла | ||||
ЗАВТРАК: | |||||||
ИТОГО: | |||||||
2-ой ЗАВТРАК: | |||||||
ИТОГО: | |||||||
ОБЕД: | |||||||
ИТОГО: | |||||||
УЖИН: | |||||||
ИТОГО: | |||||||
ВСЕГО ЗА СУТКИ: |
Таблица 40
Распределение энергетической ценности
Фактического рациона питания студента по приемам пищи
Прием пищи | Ккал | % от суточного энергопотребления |
Завтрак | ||
2-ой завтрак | ||
Обед | ||
Ужин |
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Дефиниции темы
ПИЩЕВОЙ РАЦИОН – состав и количество пищевых продуктов, используемых в течение суток.
РЕЖИМ ПИТАНИЯ – количество приемов пищи в течение суток (кратность питания), время приема пищи в течение суток, продолжительность интервалов между приемами пищи, распределение суточного рациона по отдельным приемам пищи.
Таблица 41
Химический состав и энергетическая ценность 100 г съедобной части