Оценка адекватности индивидуального питания по макронутриентному составу и энергии

МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ

Рациональное питание обеспечивает нормальный рост и развитие организма, способствует поддержанию высокой работоспособности, увеличению продолжительности жизни, устойчивости к воздействию различных неблагоприятных факторов. Врач должен знать проблемы, связанные с влиянием питания на здоровье отдельного человека и населения в целом. Большинство алиментарно-зависимых заболеваний относятся к управляемым патологиям. Питание играет существенную роль в профилактике и возникновении многих хронических неинфекционных заболеваний у населения. Внедрение принципов рационального питания требует не только государственного подхода и поддержки, но и наличия знаний, практических навыков здорового питания и образа жизни у каждого человека. Особая роль в распространении этих знаний отводится врачу. Состояние питания является критерием качества жизни человека, его оценка позволяет врачу разрабатывать индивидуальные программы комплексной профилактики заболеваний. Изучение и анализ состояния питания осуществляется по оценке фактического питания (перечень пищевых продуктов, используемых в питании; нутриентный состав; режим питания и условия приема пищи) и состояния здоровья (пищевой статус и алиментарно-зависимая заболеваемость) человека. Корректируя фактическое питание пациента, врач может привести качественные и количественные характеристики рациона в соответствие с реальными потребностями организма в пищевых веществах и энергии в конкретных условиях среды обитания.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: ознакомить с принципами рационального питания, профилактикой алиментарно-зависимых заболеваний; научить определению физиологических потребностей организма в энергии (по величине суточных энергетических затрат организма хронометражно-табличным методом) и пищевых веществах (по рекомендуемым физиологическим нормам), определению химического состава и энергетической ценности рациона питания расчетным методом (на примере анализа меню-раскладки суточного рациона питания студента-медика).

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИИ

1. Решение ситуационной профессионально ориентированной задачи, оформление решения в протоколе.

2. Определение суточных энергетических затрат студента хронометражно-табличным методом по алгоритму:

- хронометраж времени различных видов деятельности за одни сутки;

- составление хронограммы дня;

- вычисление расхода энергии при различных видах деятельности;

- вычисление суммарного расхода энергии при различных видах деятельности в течение суток;

- вычисление неучтенного расхода энергии (5% от общих энергетических затрат);

-вычисление расхода энергии на специфически динамическое действие пищи (10-15% от основного обмена);

- вычисление суточных энергетических затрат (потребностей).

3. Составление меню-раскладки суточного рациона студента (по приемам пищи).

4. Определение энергетической ценности (ккал) и качественного состава (белки, жиры, углеводы, г) набора продуктов расчетным методом по приемам пищи и в целом за сутки с использованием «Таблиц химического состава и энергетической ценности пищевых продуктов».

5. Расчет распределения энергетической ценности фактического рациона по отдельным приемам пищи.

6. Определение физиологических потребностей студента в энергии и основных пищевых веществах по «Нормам физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации». (Методические рекомендации. МР 2.3.1.2432-08).

7. Заслушивание и обсуждение реферата, подготовленного студентами по индивидуальному заданию преподавателя.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Понятие о рациональном питании, принципы рационального питания.

2. Принципы нормирования питания различных групп населения.

3. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах.

4. Биологическая роль белков, нормирование, источники в питании.

5. Биологическая роль жиров, нормирование, источники в питании.

6. Биологическая роль углеводов, нормирование, источники в питании.

7. Режим питания, понятие, значение.

8. Классификация алиментарно-зависимых заболеваний.

Наши рекомендации