Познакомьтесь с важнейшими конечными корневыми ТЭ

-aesthesia Чувство, ощущение
-algia Боль
- graphia Исследование графическим способом ( от греч. - черчу, изображаю)
- aemia ( Кровь
- logia Наука, учение
- metria Измерение
- pathia Чувство, переживание; страдание . болезнь
- thermia Тепло
- tonia Напряжение, тонус
- uria Мочеотделение
- rrhagia Разрыв
- scopia Инструментальный осмотр, исследование
- therapia Лечение
- trophia Питание
- ectasia Расширение
- ectomia Вырезание, удаление
- ergia Реакция, действие
- malacia Размягчение
- penia Бедность
- phagia Поедание, глотание
- philia Любовь, склонность
- phobia Боязнь
- plasia Формирование
- plegia Удар
- rraphia Сшивание
-sthenia Сила
- stomia Наложение искусственного отверстия
- tomia Разрез, рассечение

Упражнение 5. Определите значения ТЭ в составе термина и его значение в целом

Rhinopathia, tomographia, craniometria, otoscopia, anaestesia, hypertonia, anuia, haemorrhagia, hydrotherapia, bronchoectasia, tonsillectomia, osteomalacia

Упражнение 6.Добавьте недостающие элементы терминов

  1. осмотр внутренней поверхности глаза - ophtalmo……..
  2. заболевание молочной железы – mamma ..........
  3. рассечение почки – nephro.............
  4. размягчение костей – osteo...........
  5. повышенное напряжение, тонус – hyper.......
  6. охлаждение – hypo..........
  7. склонность к судорогам – spasmo..........
  8. светобоязнь – photo..........
  9. нервная слабость – neuro..........
  10. наложение искусственного отверстия на желудок – gastro............

5.3 Греко-латинские дублеты

Как вы уже знаете, в медицинской терминологии ведущая роль принадлежит двум языкам – латинскому и древнегреческому. Это обусловлено историческими причинами. Начало терминологии положили древние греки, а дальнейшее развитие этот вид терминологии получил в трудах видных учёных , говорящих на латинском языке. В обиход « греко-латинские дублеты» ввёл римский учёный Авл Корнелий Цельс (30 лет до н.э.), т. е. использовал эквивалентные греческие названия в параллель латинским.

Зеать:

- Греческие корни и терминоэлементы.

- Основы словообразования.

Уметь:

- Образовывать слова при помощи приставок, корней и

терминоэлементов.

- Объяснять значение медицинских терминов.

Запомните следующие Греко-латинские дублеты.

Греческий ТЭ Латинский эквивалент Значение
Gloss- Lingua, ae, f Язык
Kerat- Cornea, ae, f Роговица, роговое вещество
Blephar- Palpebra, ae,f Веко
Colp- Vagina,ae, f Влагалище
Mast- Mamma, ae,f Грудная железа
Spondyl- Vertebra, ae,f Позвонок
Cyst- Vesica, ae,f Пузырь (мочевой)
Enter- Intestinum, i, n Кишка
Col- Intestinum crassum Толстая кишка
Prokt- Rectum, i, n Прямая кишка
Myo- Musculus, i, n Мышца
Neur- Nervus, i, n Нерв
Ophtalm- Oculus, i, n Глаз
Metr-, hyster- Uterus, i, n Матка
Gastr- Ventriculus, i, n Желудок
Dactyl- Digitus, i, n Палец
Typhl- Cecum, i, n Слепая кишка
Rhin- Nasus, i, n Нос
Card- Cor, cordis, n Сердце

Упражнение 7. Добавьте недостающие греческие ТЭ

  1. вскрытие просвета прямой кишки- ………tomia
  2. фиксация желудка при его опущении- .............pexia
  3. вскрытие слепой кишки- .............ectomia
  4. рассечение нервных волокон- ............tomia
  5. наложение шва на влагалище- ............rrhaphia
  6. пластическая операция роговицы - ................plastica
  7. подшивание века- ................ rrhaphia
  8. осмотр мочевого пузыря- ...............scopia
  9. разрыв матки- .............. rrhagia
  10. расширение слепой кишки- ........... ectasia

Упражнение 8.Образуйте термины с заданным значением

  1. рассечение (кости, мышцы, роговицы, бронхов)
  2. удаление ( желудка, молочной железы, роговицы)
  3. внутреннее обследование (мочевого пузыря, носа, прямой кишки, слепой кишки)
  4. расширение ( сердца, толстой кишки, бронхов)

Упражнение 9.Подберите к греческим ТЭ латинские эквиваленты. Запишите греческие корни в словарь и выучите

Hydro- Medicamentum, i, n

Gynaec- dens, dentis, m

Phleb- umbilicus, i, n

Pharmac- vena, ae, f

Lith- ovarium, i, n

Omphal- aqua, ae, f

Oophor- calculus, i, n

Pneum-, pneumon- ren, renis, m

Laparo- Cancer, cri, m

Nephro- articulatio, onis, n

Stomat- cutis, is, f

Odont- auris, is, f

Angio- pulmo, onis, m

Aden- os, oris, n

Arthr- glandula, ae, f

Ot- vas, vasis, n

Derm- abdomen, inis, n

Carcin- femina, ae, f

Упражнение 10.Образуйте термины с заданным значением:

Заболевание суставов, хроническая болезнь сосудов, воспаление уха, вскрытие сосудов, расширение вены, рассечение почки, наука о заболеваниях полости рта, воспаление брюшины, желчнокаменная болезнь.

Упражнение 11. Образуйте термины с заданным значением и напишите их по латыни:

Клиннический термин Латинское написание
Размягчение головного мозга  
Болезненное уплотнение почки  
Спазм пищевода  
Сужение бронхов  
Боль в области (аорты)  
Наука о заболеваниях уха,горла,носа  
Доброкачественная опухоль из зубной ткани  
(Скопление) гноя в полости матки  
Размягчение роговицы  
Опущение печени  
Паралич (мышц) глаза  
Кровотечение из уха  
Рентген сердечных сосудов  
Наложение свища на почечную лоханку  
Сшивание селезёнки  

Наши рекомендации