Гигиена нательного белья
У хирургических больных целесообразно ограничиться минимумом нательного белья (за исключением больных с общим режимом), так как последнее:
- неминуемо загрязняется и является потенциальным источником инфекционной опасности;
- требует достаточно частой замены, что неизбежно причиняет много беспокойства больному процедурой переодевания;
- часто собирается в складки, которые создают дополнительные неудобства и могут служить причиной развития пролежней;
- в той или иной степени затрудняет проведение гигиенических мероприятий, а также лечебных и диагностических манипуляций.
В особенности это касается очень или крайне тяжелых больных, двигательная активность которых ограничена пределами постели. Малейшие неровности на белье причиняют им дополнительные страдания. Кроме того мероприятия по гигиене тела у этих больных проводятся достаточно часто, и даже минимальная дополнительная травматизация (в частности, связанная с заменой белья) не желательна. Поэтому крайне тяжелые хирургические больные (например, в реанимационных отделениях) часто находятся без нательного белья. У менее тяжелых хирургических больных из нательного белья бывает достаточно одной нательной ("ночной") рубашки. Она должна быть удобной, легко заменяемой. Такая нательная рубашка шьется:
- из негрубой хлопчатобумажной ткани светлых тонов (хорошо впитывает пот, не нарушает дыхательной, терморегулирующей функцией кожи, на светлом фоне легко заметить загрязнения);
- свободного, простого ("мешковатого") покроя, не ограничивающего дыхательных движений;
- с достаточно большими прорезями для головы и рук;
- с минимальным количеством швов, "рубцами наружу";
- без застежек, завязок, пуговиц;
- по длине до верхней или средней трети бедер;
- светлых тонов (чтобы было легко своевременно заметить загрязнение).
Для тяжелобольных используются также рубашки в виде детских распашонок.
Смена нательного белья проводится индивидуально по мере надобности (при загрязнении), но в любом случае не реже 1 раза в неделю.
Больные с общим, полупостельным режимами, а также часть пациентов с обычным постельным режимом переодеваются самостоятельно.
Больных со строгим постельным режимом и находящиеся в тяжелом состоянии переодевает медперсонал. Чтобы сменить у такого больного нательную рубашку, нужно подвести руки под его крестец, захватить края рубашки и, осторожно приподнимая грудь, собрать (закатать) рубашку со спины к шее и сдвинуть ее к затылку. Затем, слегка приподняв голову и руки больного, надо снять скатанную рубашку сначала с головы, потом - с рук. Если одна рука у пациента повреждена, то рубашку снимают сначала со здоровой, а затем с больной руки. Одевание больного в чистую рубашку производят в обратном порядке: вначале продевают в рукава руки пациента (начиная с больной), затем, собрав рубашку в складки, проводят ее через голову и расправляют вдоль спины под больным.
В хирургическом отделении должен быть запас чистого постельного и нательного белья на сутки. Для тяжелых больных надо всегда иметь несколько комплектов чистого белья.
Сбор, сортировку и транспортировку грязного белья осуществляют санитарки. Медицинские сестры, принимающие участие в различных медицинских манипуляциях и исследованиях, к этому не допускаются. Их обязанности в этом отношении ограничиваются лишь действиями, непосредственно связанными с уходом за больными (смена постельного и нательного белья). При сборе и сортировке грязного белья (сдаче-приеме) персонал должен пользоваться отдельной спецодеждой, маской, резиновыми перчатками, клеенчатым фартуком, которые после каждого сбора протирают ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором. После сдачи грязного белья персонал обрабатывает руки раствором бактерицидного препарата. При смене нательного и постельного белья его аккуратно собирают в мешки (из плотной хлопчатобумажной ткани, клеенчатые) или емкости с крышкой. Категорически запрещается сбрасывать бывшее в употреблении белье на пол или в открытые приемники, так как это приводит к попаданию в окружающую среду большого количества бактерий. Для сильно загрязненного (гноем, испражнениями) белья целесообразно использовать отдельную емкость (педальное ведро), откуда затем белье перекладывается в отдельный мешок; это белье подлежит утилизации. Собранное грязное белье следует вынести из отделения сразу же. Доставка чистого и отправка грязного белья должна осуществляться отдельно, на разных тележках. Тележки после каждой транспортировки необходимо дезинфицировать.
Смена нательного белья у больных должна осуществляться по мере загрязнения, но не реже чем раз в 7 дней. Запас белья должен находиться у сестры-хозяйки отделения, которая отвечает за его хранение и выдачу. Если больной пользуется своим бельем, то менять его он должен не по желанию, а в установленный срок. Контроль за сменой белья осуществляет лечащий врач и палатная медсестра. Непосредственно смену белья производят санитарка и палатная медсестра, выдавая белье больным с общим режимом и переодевая больных с постельным режимом.