Основоположники Российской анатомической школы
· Константин Иванович Щепин (1728-1770 гг.) -профессор анатомии преподавал медицину на русском языке, основатель анатомической школы.
· Пётр Андреевич Загорский (1764-1846 гг.) – утвердил русскую анатомическую терминологию взамен латинской. Разработал методику преподавания студентам анатомию на трупах. Создал классификацию уродств (тератология).
· Илья Васильевич Буяльский (1798-1866 гг.)
- в 1828 г. опубликовал «Анатомо-хирургические таблицы», которые объединили данные по топографической анатомии и оперативной хирургии (36 рисунков и 14 таблиц – изображавших органы в натуральную величину).
Общая патология (патологическая анатомия и патологическая физиология)
Патологическая анатомия (от греч. pathos - болезнь) - наука, изучающая структурные основы патологических процессов, - выделилась из анатомии в середине XVIII в. Ее развитие в новой истории условно делится на два периода: макроскопический(до середины XIX в.) и микроскопический, связанный с применением микроскопа.
Начало патологической анатомии как науке положил - итальянский анатом и врач Джованни Батиста Морганьи (1682—1771 гг.). Создал первую научно обоснованную классификацию болезней, считал, что болезнь поражает только определенный орган.
Франсуа Ксавье Биша (1771-1802 гг.) -доказывал, чтоболезненный процесс локализован не в органе, а в ткани.
Ведущим представителем гуморального направления был венский патолог, чех по национальности Карл Рокитанский (1804-1878 гг.), член Венской и Парижской академий наук. В 1844 г. он создал первую в Европе кафедру патологической анатомии. Его трехтомное «Руководство патологической анатомии» (1842—1846 гг.), составленное на основе более чем 20 000 вскрытий, произведенных с применением макро- и микроскопических методов исследования, выдержало три издания и было переведено на английский и русский языки. Основной причиной болезни считал изменение состава жидкостей.
Принципы морфологического метода в патологии заложил Рудольф Вирхов (1821-1902 гг.) - немецкий врач, патолог и общественный деятель. Взяв на вооружение теорию клеточного строения, Р. Вирхов впервые применил ее к изучению больного организма и создал теорию целлюлярной (клеточной) патологии, которая изложена в его статье «Целлюлярная патология как учение, основанное на физиологической и патологической гистологии» (1858 г.). Создал теорию целлюлярной клеточной патологии
Первая кафедра патологической анатомии в России была создана в 1849 г. в Московском университете. Ее возглавил Алексей Иванович Полунин (1820-1888 гг.) - основатель первой в России патолого-анатомической школы.
Начало развития патологии в России связано с указом царя Петра I:
· Был принят Указ в 1722 г. об обязательном вскрытии умерших, которые умерли насильственной смертью;
· в 1835 г. было введено вскрытие всех умерших в больницах.
Развитие микробиологии
Микробиология(от греч. mikros — малый) как наука о микроорганизмах, их строении и жизнедеятельности, а также изменениях, вызываемых ими в организмах людей, животных, растений и в неживой природе, возникла во второй половине XIX в. Медицинская микробиология подразделяется на бактериологию, вирусологию, микологию, иммунологию, протозоологию. В истории микробиологии выделяют два основных периода: эмпирический (до второй половины XIX в.) и экспериментальный, начало которого связано с деятельностью Л. Пастера.
В 1803 г. было организовано Королевское дженнеровское общество, возглавлявшееся самим Дженнером. Общество ставило своей целью широкое введение вакцинации в Англии. Только за первые полтора года его деятельности было привито 12 тыс. человек, и смертность от оспы снизилась более чем в три раза.
Эмпирический период
· Эдвард Дженнер (1749-1823гг) – английский врач (14 мая 1796 г.) публично провел эксперимент по методу вакцинации от натуральной оспы (лат. vacca – «корова»). Привил 8 летнему мальчику содержимое пустулы с руки крестьянки, заразившейся коровьей оспой.
По его методу было сделано в 1802 г. проф. Мухиным в России мальчику оспопрививание и была дана ему фамилия Вакцинов в честь данного события.
Эмпирическая медицина связана с развитием антисептики (от греч. anti – против, septiqos-гнилостный) и асептика (уничтожение бактерий на предметах).
Эмпирические начала антисептики (от греч. anti - против и septicos - гнилостный, вызывающий нагноение) связаны с именем венгерского врача Игнаца Земмельвейса (1818—1865 гг.). Работая в акушерской клинике профессора Клейна в Вене, он обратил внимание на то, что в одном отделении, где обучались студенты, смертность от родильной горячки достигала 30%, а в другом, куда студенты не допускались, смертность была невысокой. Игнац Земмельвейс установил, что причиной септических заболеваний являются грязные руки студентов, которые приходили в клинику после анатомирования трупов, предложил метод защиты – мытье рук раствором хлорной извести.
Английский хирург Джозеф Листер (1827-1912 гг.) связал нагноение ран с попаданием и развитием в них бактерий, дав научное объяснение - хирургической инфекции. Разработал теоретически обоснованные мероприятия – с применением 2-5% раствора карболовой кислоты
Экспериментальный период связан с деятельностью французского ученого-химика Луи Пастера (1822-1895 гг.) -основоположник микробиологии, иммунологии.
Основными открытиями Пастера являются: ферментативная природа молочно-кислого (1857 г.), спиртового (1860 г.) и масляно-кислого (1861 г.) брожения, изучение болезней вина и пива (с 1857 г.) Он опроверг гипотезу самопроизвольного зарождения (1860 г., за что получил премию Французской Академии наук). Дал основу представлений об искусственном иммунитете (на примере куриной холеры, 1880 г.), создал вакцину против сибирской язвы (1881 г.), антирабическую вакцину (1885 г.). В 1885 г. организовал в Париже первую антирабическую станцию (лат. rabies-бешенство);
Организатором первой в России Пастеровской станции по борьбе с бешенством и другими инфекционными заболеваниями был Илья Ильич Мечников (1841-1916 гг.) - выдающийся русский биолог, патолог, иммунолог и бактериолог, создатель фагоцитарной теории иммунитета, один из основоположников эволюционной эмбриологии. Лауреат Нобелевской премии в 1908 г. за теорию иммунитета. Написал основополагающий труд «Этюды о природе».
Большое значение для развития медицинской микробиологии имели открытия немецкого ученого Роберта Коха (1843-1910 гг.):основоположник бактериологии, лауреат Нобелевской премии (1905 г); предложил метод выращивания бактерий на питательных средах; выделил туберкулезную палочку; установил этиологию и патогенез туберкулеза (Триада Коха).
Развитие физиологии
Физиология(греч. plysioloqia- природа, учение), как наука начала свое развитие с экспериментального периода – работ Швейцарского естествоиспытателя, врача Альбрехта Галлера (1707-1777 гг.). Она изучает жизнедеятельность целостного организма, его частей, систем, органов и клеток в тесной взаимосвязи с окружающей природой. История физиологии включает в себя два периода: эмпирический и экспериментальный, который можно подразделить на два этапа – до И. П. Павлова и после него.
Альбрехт Галлер-установил сущность дыхания в легких, установил свойства мышечных волокон (упругость, сократимость и раздражимость), физиологические знания связаны с метафизическим мышлением.
Во второй половине XIX в. были сделаны большие успехи в изучении функций отдельных органов и систем, в исследовании некоторых наиболее простых механизмов регуляции и деятельности.
В России создание материалистического направления связано с деятельностью Ивана Михайловича Сеченова (1829-1905 гг.). Выдающийся вклад в развитие рефлекторной теории, которая является одной из основных теоретических концепций физиологии и медицины. Изучил физиологию дыхания, обмен энергии, заложил основы авиационной и космической физиологии. Написал труд «Рефлексы головного мозга» (умственный кругозор, уровень культуры определяется не индивидуальными особенностями человека, а влияние условий жизни и воспитания).
Другим выдающимся физиологом был Иван Петрович Павлов (1849-1936 гг.) - основатель крупнейшей физиологической школы современности, новатор методов исследования в физиологии. В 1890 г. И. П. Павлов, был избран профессором фармакологии (а в 1895 г. - профессором физиологии) Военно-медицинской академии (где работал до 1925 г.) и почти одновременно - заведующим физиологическим отделом в Институте экспериментальной медицины в Петербурге. Лауреат Нобелевской премии (1904 г.). Обосновал принцип «нервизма» (решающая роль нервной системы в регуляции всех функций организма).
Тема 13. Медицина Нового времени: клинические дисциплины
Цель темы
Студент должен знать:
· особенности развития медицины, выдающихся деятелей медицины;
· становление терапии, хирургии, стоматологии, акушерства и гинекологии.
Студент должен уметь:
· анализировать развитие клинического направления медицины в эпоху Нового
времени.
План изучения темы
1. Разбор темы по учебным вопросам:
1.1.Первые методы и приборы физического обследования больных.
1.2. Основоположники терапии в Западной Европе и России.
1.3. Становление хирургии.
1.4. Становление стоматологии
1.5. Развитие акушерства и гинекологии в Западной Европе и России.
1.6. Возникновение педиатрической школы в Западной Европе и России.
Заслушивание рефератов.