Понятие и сущность наркомании. Опыт решения проблем наркомании

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
1 Теоретический подход к проблеме наркомании средствами социальной работы ……………………................................................................................
1.1 Понятие и сущность наркомании. Опыт решения проблем наркомании.………………………………………………………………...
1.2 Социальные последствия и профилактика наркомании средствами социальной работы…...……….........................................................................
2 Практический подход к решению проблем наркомании средствами социальной работы …………………………………………………………...
2.1 Организация антинаркотической работы с наркозависимыми людьми в Кемеровской области……………...……………………….…...
2.2 Использование технологий социальной работы в работе с наркозависимыми людьми ...............................................................................
Заключение ……………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………

Введение

Наркомания, как социальная проблема, возникла в XX веке. Сегодня эта проблема, принадлежащая к глобальным проблемам современности. Ранее употребление наркотиков было распространено среди некоторых культур, для которых оно было традиционно. К примеру, индейцы "Кечуа" с незапамятных времен жевали листья коки, в мусульманских странах, в первую очередь в Средней Азии, курили гашиш, а в Индокитае употребляли опий.

Начало массового употребления наркотиков связывают с молодежной субкультурой - хиппи, появившейся в результате культурной революции 60-х годов. После них наркомания стала все более широко распространяться среди молодежи.[

Актуальность исследуемой тем заключается в том, что распространение наркомании не только не снижается, но и продолжает расти. Она негативно влияет на все общество в целом, снижая трудовой, духовный, интеллектуальный, творческий потенциал людей, это мощнейший фактор социальной дезорганизации, серьезная угроза нормальному функционированию общественного механизма. Наркомания разрушает накопленные человеческой культурой навыки деятельности, общения, выводит из строя механизмы взаимодействия между людьми.

Объектом данного исследования являются, социальные проблемы наркомании, предметом – технологии социальной работы с наркозависимыми людьми.

Целью данной курсовой работы является теоретическое рассмотрение проблем наркомании и изучение технологий социальной работы с наркозависимыми людьми.

Задачи:

- раскрыть понятие наркомании;

- изучить социальные последствия наркомании;

- рассмотреть опыт решения проблем и профилактику наркомании;

- описать практический подход к решению проблемы наркомании в Кемеровской области;

- рассмотреть технологии социальной работы с наркозависимыми людьми.

Методы, которые были использованы в работе: метод сравнительного анализа, историко-аналитический метод, анализ литературы и нормативно-правовых документов, метод аналогии, системно-структурный метод.

Новизна

Практическая и научная значимость данного исследования заключается в том, что на сегодняшний день вопрос о злоупотреблении наркотическими средствами стоит очень остро и его окончательное решение остается за законодателями, врачами и обществом. С данной проблемой должно бороться не только общество, а каждый человек должен осознавать для себя большой вред наркомании и стараться бороться с нею. Неотложная задача сегодняшнего дня - создание четко налаженной системы профилактических мероприятий, которая способна остановить рост наркоманизации общества. [3]

Степень разработанности исследования. Проблемой наркотической зависимости занимались многие исследователи: доктор социологических наук, профессор А.Н. Гаранский; доктор медицинских наук; специалист-нарколог Л.А.Богданович; психолог А.Н.Леонтьев; профессор, доктор медицинских наук А.Е. Личко; А.Г. Данилин и др.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка литературы из 19 использованных источников. В первой главе рассмотрены понятие и сущность наркомании, ее социальные последствия и профилактика. Во второй организация антинаркотической работы и технологии социальной работы с наркозависимыми людьми в Кемеровской области.

Теоретический подход к исследованию проблем наркомании в России

Понятие и сущность наркомании. Опыт решения проблем наркомании

Наркомания (в переводе с греческого narke - оцепенение, mania - влечение, страсть) - это состояние систематической или хронической интоксикации, которое вызвано употреблением наркотических веществ. Главным ее признаком является зависимость от какого-либо химического вещества, вызывающего приятное психическое состояние - эйфорию или изменено восприятие реальности.

Наркомания является хроническим заболеванием, оно характеризуется возникновением патологического влечения к наркотическому средству (психической зависимости), изменением толерантности к наркотическому средству с тенденцией к увеличению доз и развитием физической зависимости, проявляющейся абстинентным синдромом, при прекращении его приема.

В обычном понимании наркомания - это вредная привычка, болезненное пристрастие к употреблению разными способами (глотание, вдыхание, внутривенные инъекции) наркотических средств, для того чтобы впасть в одурманенное состояние. Такое состояние могут вызывать истинные наркотики - опий, морфий, героин, кокаин, ЛСД и др. Одурманивание этими средствами и считается собственно наркоманией. [4]

Подобный эффект могут вызывать и некоторые лекарственные препараты (успокоительные, снотворные и возбуждающие), злоупотребление которыми называется лекарствоманией. Кроме того, чтобы впасть в состояние эйфории, используют многие химические и биологические вещества, например, ядовитые грибы-галлюциногены. Все одурманивающие средства - и истинные наркотики, и фармакологические препараты, а также различные химические вещества, часто употребляемые в качестве наркотиков, - являются сильными ядами, или токсинами, поэтому привычку к их употреблению было бы правильно называть токсикоманией. Привычка проявляется в сильном желании принять наркотик, но человек еще не испытывает физической потребности в увеличении дозы наркотических веществ, прием которых хотя и отрицательно влияет на психику, общее состояние здоровья, но не вызывает еще серьезных изменений его поведения в повседневной жизни. Привычка к наркотическому одурманиванию через некоторое время перерождается в болезненное пристрастие.

Это уже далеко зашедшее состояние, основанное на сильном внутреннем влечении к употреблению наркотических веществ, психической и физической зависимости от них. Все сильнее проявляется необходимость увеличения принимаемых доз, отравляющих организм наркомана.

С точки зрения общепринятой социологии наркомания является одной из форм девиантного поведения, то есть поведения, отклоняющегося от общепринятых морально-нравственных норм. Среди причин возникновения и развития наркомании чаще всего называют особенности характера, психические и физические расстройства, влияние различных социальных факторов.

Факторы риска наркомании не возникают сами по себе, для их формирования необходима определенная основа. К факторам риска обычно относят биологические (или медицинские), социальные, психологические.

К биологическим факторам риска относятся случаи когда дети могут иметь биологическую предрасположенность к наркомании, из-за того что мать употребляла наркотики во время беременности. Известно также, у такого ребенка в первые двое-трое суток появляются симптомы "отмены наркотиков”. Новорожденный становится беспокойным, у него появляются судороги, лицо синеет, возникает дрожание конечностей и др. Иногда из-за тяжести такого состояния дети погибают.

Биологические факторы напрямую влияют на функциональные возможности головного мозга, уменьшая его способность переносить интенсивные или продолжительные нагрузки, причем не только и не столько в интеллектуальной сфере, сколько в эмоциональной.

Социальные факторы риска наркомании отражают неблагополучную экономическую, культурную, политическую, криминальную ситуации в обществе. Социальные причины в совокупности образуют своего рода "дрожжевой раствор”, в котором наркомания как общественное явление существует и множится. Выделяют несколько причин наркомании среди подростков, тесно связанных с социально-экономической ситуацией: разрушение института семьи; отсутствие у подростков жизненных перспектив; плохая организация досуга, целенаправленное "подсаживание на иглу” подростков взрослыми наркоманами.

Психологические факторы наркомании определяют индивидуальный процесс приобщения подростка к наркотикам.

Психологические причины: неправильное воспитание в семье, вовлеченность в группу сверстников, употребляющих наркотики, асоциальное поведение, дезадаптированность к учебному процессу. [8]

В истории борьбы с наркоманией можно выделить три этапа.

Запретительный этап относится к 1950-1970 годам, когда общество (прежде всего Соединенные Штаты Америки и страны Западной Европы) признало: наркомания стала трагедией больших масс молодежи. Тогда профилактика сводилась к формированию представлений об опасности наркотиков, выработке страхом отрицательных установок по отношению к наркотикам. Страх и запреты - вот ключевые понятия этого этапа. Здравомыслящему человеку понятна низкая эффективность такой политики.

Информационный этап приходится на 1980-е годы, и его логика - в опоре на разум человека. Многочисленная информация о наркотиках, их воздействии на человека, статистические данные и суждения ученых становились основой новой профилактической кампании в надежде на то, что знание беды поможет человеку не поддаться ее влиянию. Как и любая ограничительная политика, она тоже не дала желаемого результата.

Воспитательный этап. Воспитывающая, обучающая технология может быть эффективной только в случае ее направленности на три ключевые сферы становления личности: когнитивную, аффективную и практическую. Между тем реальная устойчивость к наркогенному давлению среды может быть сформирована лишь в том случае, если у ребенка развиты общие механизмы эффективной социальной адаптации (ребенок может реализовать свои социальные потребности, не прибегая к наркотикам). Все это возможно лишь при вовлечении ребенка во взаимодействие с широким кругом лиц и явлений, в процессе его общей социализации. Многие факторы риска в развитии наркомании несовершеннолетних носят внутриличностный характер, где внешние обстоятельства выступают как "запускающий" их механизм. Следовательно, педагогическая профилактика должна быть связана с процессом самовоспитания - осознанной и самостоятельной деятельностью человека по совершенствованию своей личности. Таким образом, педагогическая профилактика предполагает взаимосвязь трех основных педагогических процессов: социализации, самовоспитания и специального образовательного педагогического воздействия на личность ребенка - антинаркотического воспитания. [9]

Таким образом, наркомания является одной из форм девиантного поведения, то есть поведения, отклоняющегося от общепринятых морально-нравственных норм. Основными причинами возникновения и развития наркомании являются особенности характера, психические и физические расстройства, влияние различных социальных факторов.

Наши рекомендации