Контроль качества в здравоохранении

При ответе на вопрос о контроле качества в здравоохранении нужно знать: что такое качество, что такое контроль, качество чего мы собираемся контролировать, какой должна быть методика и тех­нология контроля качества в здравоохранении, какой должна быть система контроля качества и управления качеством в здравоохра­нении.

Качество в общем понимании рассматривается как «свойство то­вара (или услуги) удовлетворять спрос потребителя».

Оценка качества — определение фактического уровня качества обслуживания.

Обеспечение качества — на основе оценки фактического уровня качества обслуживания принятие мер по изменению обслуживания в соответствии с результатами этой оценки.

Контроль качества — синоним — обеспечения качества (обеспе­чение качества считается специалистами более точным, так как тер­мин «контроль» трактуется неоднозначно).

В соответствии с международными стандартами качество опре­деляется как «совокупность свойств и характеристик продукта или услуг, которая придает ему способность удовлетворять установлен­ные или подразумеваемые потребности».

Федеральный фонд ОМС дает следующее определение: «Каче­ство медицинской помощи — это содержание взаимодействия вра­ча и пациента, основанное на квалификации профессионала, т.е. его способности снижать риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и возникновения нового патологического процесса, оптимально использовать ресурсы медицины и обеспе чивать удовлетворенность пациента от его взаимодействия с сис­темой здравоохранения».

Качество - свойство товара (услуги), необходимое для успеш­ного маркетинга, а значит для успешной работы учреждений сис­темы здравоохранения в условиях рыночных отношений. Необхо­димо контролировать качество:

— услуг (деятельность профилактическая, диагностическая, ле­чебная, реабилитационная, удовлетворяющая потребности населе­ния в различных видах медицинской помощи);

— предметов медицинского назначения (лекарства, перевязоч­ные средства, оборудование, различные приспособления и т.д.);

— медицинской информации (медицинская литература, различ­ные информационно-поисковые системы с использованием ЭВМ, новые методы, методики, идеи и т.д.);

— специалистов;

— медицинских учреждений и др.

В большинстве стран контроль качества медицинских учрежде­ний обеспечивается их лицензированием. Система лицензирова­ния медицинских учреждений вводится и в России. Обязательное лицензирование медицинских учреждений связано с введением ме­дицинского страхования. Сущность лицензирования заключается в выдаче медицинскому учреждению государственного разрешения — лицензии, дающей право на определенные виды деятельности в си­стеме медицинского страхования. Процедура лицензирования ос­нована на всестороннем анализе состояния учреждения, его кад­ров, оснащения, работы. Лицензия подтверждает определенный минимально необходимый стандарт качества учреждения для его участия в медицинском страховании как исполнителя медицинс­ких услуг. В соответствии с Законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», помимо лицензирования, про­водится аккредитация медицинских учреждений. Аккредитация медицинских учреждений требует тщательной подготовки. Для ак­кредитации необходимы стандарты качества. В будущем при раз­витии конкуренции медицинских учреждений и их товаров роль аккредитации, вероятно, существенно возрастает.

В Законе «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» лицензированию и аккредитации медицинских учреж­дений посвящена ст. 21, относящаяся к разд. 4 «Деятельность ме­дицинских учреждений в системе медицинского страхования».

Качество специалистов определяется системой медицинского образования, аттестации и сертификации специалистов, создани­ем экономических стимулов высококвалифицированного и каче­ственного труда. В соответствии с Основами законодательства «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» рыночные от­ношения позволят специалистам иметь частную медицинскую практику, быть самостоятельными юридическими лицами и хозяй­ствующими субъектами. Для контроля качества их деятельности как и деятельности медицинских учреждений вводится лицензирова­ние, а для специалистов — аттестация и сертификация.

При помощи лицензирования, аккредитации и сертификации государство при участии профессиональных ассоциаций и предста­вителей заинтересованных организаций может в определенной сте­пени организовать управление качеством в здравоохранении.

Наиболее актуальной и трудной проблемой остается контроль качества медицинской помощи (или обслуживания). Медицинские услуги — различные виды деятельности в области здравоохранения, удовлетворяющие потребности в профилактике, диагностике, ле­чении и реабилитации; это особый вид товара. Медицинские услу­ги как товар обладают рядом свойств, крайне затрудняющих конт­роль их качества. Это неосязаемость услуг до момента приобретения (их нельзя заранее оценить при помощи органов чувств или техни­ческих устройств), неотделяемость от источника, будь то человек или машина (услуга реально существует только во время ее оказа­ния специалистами, без исполнителя нет услуги), несохраняемость (услуга существует только при взаимодействии производителя и потребителя, сохранить ее после окончания этого взаимодействия нельзя). Непостоянство качества связано с тремя предыдущими свойствами.

В отношении качества медицинской помощи используются тер­мины: оценка, контроль, обеспечение, управление.

Чтобы быть конкурентоспособным в условиях мировой эконо­мики, здравоохранение, как и другие отрасли, должно войти в еди­ную систему контроля качества.

Отечественный и зарубежный опыт позволяет выделить 3 под­хода к контролю качества в здравоохранении: структурный; про­цессуальный; по конечному результату.

Структурный подход реализуется в лицензировании и аккре­дитации медицинских учреждений, аттестации и сертификации специалистов. Сущность этого подхода в том, что учреждение, ме­дикаменты, материалы и оборудование, специалисты обеспечи­вают высококачественные медицинские услуги. Лицензирование и аккредитация медицинских учреждений регламентируются Основами законодательства «Об охране здоровья граждан в Рос­сийской Федерации», Законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и пакетом документов, опре­деляющих технологию лицензирования и аккредитирования ме­дицинских учреждений.

Особое значение для структурного подхода к контролю каче­ства в учреждениях здравоохранения имеет управление кадрами, т.е. их отбор, подготовка, организация труда и его стимулирова­ние. Управление должно тесно коррелировать со всем циклом процессов, определяющих это понятие (рис. 12). Этот замкнутый цикл соответствует японскому опыту управления качеством (рис. 13).

контроль качества в здравоохранении - student2.ru

Рис. 12.Замкнутый цикл управления качеством.

1. Всеаспектное управление качеством на уровне фирмы (учреждения), участие всех сотрудников фирмы (учреждения) в

2. Подготовка и повышение квалификации кадров в области управления качеством

3. Деятельность кружков качества

4. Инспектирование и оценка деятельности по управлению качеством (премия Деминга предприятию, проверка деятель­ности руководства)

5. Использование статистических методов

6. Общенациональная программа по контролю качества

Рис. 13.Японская система управления качеством.

Процессуальный подход должен дополнять структурный подход к контролю качества и требует участия экспертов.

Контроль качества по конечному результату точнее было бы на­звать контролем эффективности как элемента качества. Оценивая возможности контроля качества в здравоохранении по конечному результату, необходимо ответить на вопрос, каким должен быть ре­зультат. Планирование конечного результата деятельности требует реальной оценки факторов, на него влияющих. На конечный резуль­тат в здравоохранении влияет огромное число неуправляемых фак­торов (не поддающихся воздействию работников системы здраво­охранения). В сочетании со множеством факторов, определяющих непостоянство качества медицинских услуг, это весьма затрудняет контроль качества по конечному результату. В настоящее время, к сожалению, планирование результата и его оценка несовершенны и основаны скорее на профессиональной интуиции, а не на объектив­ных методах.

Большое место в оценке качества принадлежит стандартам и осо­бенно медико-экономическим стандартам, которые имеют непос­редственное отношение и к структурному, и к процессуальному под­ходу, и к контролю качества медицинского обслуживания по конечному результату. Выросшая на основе диагностически род­ственных групп (клинико-статистических групп) система медико-

экономических стандартов используется не столько в контроле ка­чества, сколько в ценообразовании, хотя в контроле качества эта система также может быть использована достаточно эффективно. Среди таких стандартов — стандарты ресурсов здравоохранения, стандарты медицинских служб и учреждений, технологические стандарты, стандарты программ медицинской помощи, медико-экономические стандарты, комплексные стандарты (табл. 62).

Таблица 62.Виды медицинских стандартов

Вилы стандартов Область применения стандартов
первичная медико-социальная помощь специализиро­ванная помощь больничная помощь долговремен­ная помощь
1. Стандарты на ресурсы здравоохранения + + + -
2. Стандарты организа­ции медицинских служб и учреждений + + + -
3. Технологические стандарты - + + -
4. Стандарты программ медицинской помощи + + + -
5. Медико-экономичес­кие стандарты - - + -

Стандарты могут быть рекомендательными и законодательны­ми. Задачи стандартов: повысить качество медицинской помощи, уменьшить дублирование работы, сократить длительность лечения, повысить безопасность больных и защиту медицинских работни­ков от необоснованных обвинений, обеспечить возможность оцен­ки необходимых ресурсов.

Существуют международные, государственные, территориаль­ные медицинские стандарты, стандарты медицинских учреждений, медицинских программ, медицинских технологий (для медицинс­ких услуг и пролеченных больных), научно-медицинские стандар­ты, профессиональные стандарты медицинских знаний и навыков.

Стандарты медицинских технологий развивались под названием диагностически-связанных групп (ДСГ). Аналогичные методики были использованы в Кемеровской области и других регионах при введении нового хозяйственного механизма под названием «клини-ко-статистические группы» (КСГ) для оценки качества и взаиморас­четов. При подготовке к введению медицинского страхования в до­кументах Минздрава по отношению к технологическим стандартам,

дополненным для использования в формировании цен, стали использовать термин «медико-экономические стандарты» (МЭС).

МЭС оценивают медицинские технологии, результаты их выпол­нения и стоимость реализации.

МЭС медицинских учреждений разрабатываются учреждения­ми и являются их собственностью.

В 1992 г. были утверждены «Методические рекомендации по по­рядку создания стандартов (нормативов) диагностики, лечения и стандартов качества лечения для лицензирования и аккредитации лечебных учреждений». Разработаны и разосланы руководителям органов здравоохранения федеральные медицинские стандарты, включающие 218 групп с кодовыми обозначениями в терминах МКБ. Схема представления федеральных медицинских стандартов включает класс МКБ, наименование заболевания (групп заболева­ний), шифр МКБ, диагностические процедуры, лечебные проце­дуры, требования к результатам лечения.

Минздрав РФ предложил Программу работ по стандартизации на 1998-2002 гг. Программой предусмотрена разработка 85 нор­мативных документов по стандартизации в здравоохранении. Про­блема стандартизации непосредственно связана с созданием и при­менением отраслевого стандарта «Протоколы ведения больных. Общие требования». С 1999 г. началось создание протоколов веде­ния больных. Уже созданы десятки таких протоколов из 5000-6000 протоколов, учитывающих различные заболевания, синдромы и клинические ситуации. Протоколы как развитие стандартизации способствуют улучшению качества медицинской помощи и сни­жению расходов на лечение больных.

Предложено несколько критериевоценки качества медицинско­го обслуживания. Региональное бюро ВОЗ для Европы предложи­ло следующие критерии.

Эффективность— соотношение между фактическим действием службы и максимальным воздействием, которое эта служба или программа может оказать в идеальных условиях.

Экономичность— соотношение между фактическим воздействи­ем службы или программы и ее стоимостью.

Адекватность- соответствие фактического обслуживания его це­лям и методам реализации.

Научно-технический уровень- применение имеющихся меди­цинских знаний и техники при оказании медицинской помощи.

В условиях переходного периода рекомендуется использовать и такие компоненты качества, как своевременность, доступность — достаточность, репрезентативность критериев качества.

Своевременностьопределяется как соотношение между време­нем получения адекватной помощи от момента возникновения по­требности и минимальным временем, которое понадобилось бы службе здравоохранения для оказания такой помощи в идеальных условиях.

Доступность— соотношение между числом пациентов, своевре­менно получающих адекватную помощь, и общим числом нужда­ющихся.

Достаточность— минимальный набор лечебно-профилактичес­ких мероприятий, необходимых для оказания адекватного объема медицинской помощи и наибольшей ее эффективности.

Репрезентативность критериев качества— соотношение реально полученных величин принимаемых к анализу показателей с некой идеально точной величиной, наиболее полно отражающей свойства изучаемого объекта.

В НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А. Семашко был разработан интегральный показатель для оценки эффективности медицинского обслуживания, включающий 3 компонента: медицинский, социальный и экономический.

Коэффициент (показатель) медицинской эффективности:

контроль качества в здравоохранении - student2.ru

При наличии медико-экономических стандартов можно пред­ложить соответствующий расчет экономической эффективности:

контроль качества в здравоохранении - student2.ru

Интегрированный коэффициент (показатель) эффективности медицинского обслуживания:

контроль качества в здравоохранении - student2.ru

Интегрированный коэффициент эффективности медицинско­го обслуживания равен произведению коэффициентов медицинс­кой, социальной и экономической эффективности.

Помимо коэффициента эффективности, вычисляется коэффи­циент качества (который оценивает соблюдение оптимальной тех­нологии обслуживания):

контроль качества в здравоохранении - student2.ru

Возможна оценка технологии обслуживания по ее медико-эко­номическим стандартам. Существовали и иные экспертные мето­дики оценки технологии обслуживания, использованные до разра­ботки стандартов.

Интегрированный показатель эффективности и коэффициент качества, характеризующий технологию обслуживания, можно объединить, рассчитав комплексный коэффициент (показатель) качества медицинского обслуживания.

Комплексный показатель качества медицинского обслуживания:

контроль качества в здравоохранении - student2.ru

где КП — комплексный показатель качества; Км — коэффициент медицинской эффективности; Кс — коэффициент социальной эф­фективности; Кз (или Кэ) - коэффициент экономической эффек­тивности; Кк — коэффициент качества, рассчитанный на основа­нии процессуального (технологического) подхода.

Контроль качества предполагает 5 уровней организации, кото­рые осуществляются:

— заведующим структурным подразделением;

— заместителем главного врача ЛПУ по лечебным вопросам;

— экспертной комиссией ЛПУ по контролю качества;

— экспертной комиссией при городском отделе здравоохране­ния по контролю качества;

— экспертной комиссией при областном отделе здравоохране­ния по контролю качества.

Все аспекты определения, оценки, контроля и управления ка­чеством медицинской помощи полно изложены в специальном учебном пособии, которое рекомендуем для более детального изу­чения проблемы.

Приводим схему контроля качества из этого пособия (рис. 14).

контроль качества в здравоохранении - student2.ru

Рис. 14.Субъекты контроля качества медицинской помощи.

Введение медицинского страхования заставило организовать ве­домственный и вневедомственный контроль качествамедицинской помощи страховыми медицинскими организациями и территори­альными фондами ОМС. Система контроля качества в ОМС созда­ется на основе единых методических подходов, в разработке кото­рых ведущая роль принадлежит Федеральному фонду ОМС. В добровольном медицинском страховании система контроля каче­ства определяется страховой медицинской организацией и закреп­ляется ее договорами с медицинскими учреждениями. Вневедом­ственный контроль качества при медицинском страховании не исключает, а дополняет внутриведомственный контроль качества медицинской помощи в системе здравоохранения (рис. 15).

Наши рекомендации