Стратегии в области обеспечения прав пациентов

Выбор стратегии в вопросах обеспечения прав пациентов и их обязанностей должен быть тщательно подготовлен с тем, чтобы намерения могли гарантированно перерасти в действия, что обеспечит поддержку со стороны заинтересованных сторон. Ни одна акция не совершается автоматически вслед за принятием решения; для достижения оптимального эффекта требуется время.

Ситуации в разных странах неодинаковы в силу различий действующих в них законодательств, организации национальных служб здравоохранения, экономических условий, социальных, культурных и нравственных ценностей; однако, существуют некоторые общие принципы политики в области защиты прав пациента, которые могут быть должным образом адаптированы к условиям каждой отдельно взятой страны. Мы призываем все заинтересованные стороны инициировать и пересматривать множественные стратегии осуществления этой политики, которые вероятнее всего будут включать следующие компоненты:

принятие законодательных или подзаконных актов, определяющих права и обязанности пациентов, представителей медицинской профессии и учреждений здравоохранения;

принятие периодически пересматриваемых медицинских и других профессиональных кодексов, хартий прав пациентов и иных аналогичных документов, созданных на основе согласия и взаимопонимания между представителями граждан, пациентов, медицинских работников и политиков;

развитие сотрудничества среди и между пациентами, производителями и поставщиками медицинских услуг, учитывающего различие взглядов здоровых граждан и потребителей медицинских услуг;

оказание поддержки со стороны правительства созданию и успешной работе неправительственных общественных организаций, чья деятельность связана с отстаиванием прав пациентов;

организацию в национальном масштабе дискуссий и конференций с участием всех заинтересованных сторон, что способствовало бы возникновению и развитию взаимопонимания;

привлечение средств массовой информации с целью информирования населения, побуждения сторон к конструктивному диалогу, поддержки осведомленности населения в области прав и обязанностей пациентов и потребителей медицинских услуг, а также органов, их представляющих;

улучшение подготовки в области приобретения навыков общения и защиты прав, как для работников здравоохранения, так и для пациентов и других потребительских групп с целью правильного понимания задач и роли всех участников взаимодействия;

обеспечение проведения исследований с целью оценки и документирования эффективности законодательных мер и других методов и инициатив, предпринятых в различных странах в области обеспечения прав пациента.

Движение за права человека приобрело особую значимость с тех пор, как в 1945 г. государства-члены ООН подтвердили в Уставе ООН свою приверженность делу соблюдения основных прав человека. Вслед за этим в декабре 1948 г. была принята Всеобщая Декларация Прав Человека и 4 ноября 1950 г. подписано Европейское Соглашение по Правам Человека. Правительства различных стран уделяют все большее внимание этим вопросам. Предпринятое ВОЗ исследование проблемы соблюдения прав пациента в Европе свидетельствует о нарастающей тенденции к универсализации принципов и подходов, принятых в ряде стран, независимо от структуры систем здравоохранения в этих странах. По всей видимости, настало время поддержать эти тенденции.

Основы концепции.

При создании Основ концепции прав пациента в Европе были использованы следующие межправительственные документы:

- Всеобщая декларация прав человека (The Universal Declaration of Human Rights)
(1948)

- Международное соглашение по гражданским и политическим правам (The
International

- Convenant on Civil and Political Rights) (1966)

- Международное соглашение по экономическим социальным и культурным
правам (The International Convenant on Economic, Social and Cultural Rights) (1966)

- Европейская конвенция по правам и основным свободам человека (European
Convention on Human Rights and Fundamental Freedoms) (1950)

- Европейская общественная хартия (European Social Charter) (1961)

Права пациента.

В настоящем документе концепция медицинской помощи базируется на принципах, сформулированных в резолюции Ассамблеи Всемирной организации здравоохранения о здоровье для вcex и на связанной с ними модели медицинской помощи, провозглашенной Алма-Атинской Декларацией (12 сентября 1978 г.). Согласно этим принципам, концепция медицинской помощи включает весь спектр услуг, направленных на обеспечение и защиту здоровья, профилактику, диагностику, лечение, уход и реабилитацию. Обращаясь к теме прав пациента, необходимо различать его социальные и индивидуальные права.

Социальные права связаны с равной доступностью медицинской помощи для всех жителей страны или географического региона и устранением финансовых, географических, культуральных, социальных, психологических и иных дискриминирующих барьеров.

Социальные права - достояние всего общества. Они определяются уровнем развития общества в целом и, в какой-то мере, политической ориентацией на приоритеты в развитии общества.

Индивидуальные права пациента легче определить и легче проверить их исполнение. Под индивидуальными подразумеваются такие права, как право на целостность личности, на невмешательство в личную жизнь, на конфиденциальность и религиозные убеждения.

В рамках настоящего документа, сделана попытка отразить и выразить надежды людей не только на улучшение доступной им медицинской помощи, но и на более полное признание их прав, как пациентов. В документе отражены перспективные возможности и производителей медицинских услуг и пациентов. Это предопределяет взаимодополняющую природу прав и обязанностей: пациенты несут ответственность по отношению к себе за медицинскую самопомощь и перед производителями медицинских услуг, а производители медицинских услуг могут рассчитывать на такую же защиту своих прав, как и все остальные граждане. В основу создания настоящего документа положена посылка о том, что формулирование прав пациента позволит людям в большей сфере осознать свою ответственность при обращении за медицинской помощью и предоставлении медицинской помощи и что отношения пациента и производителя медицинских услуг будут строиться на взаимной поддержке и уважении.

Цели.

"Основы концепции прав пациента в Европе" могут рассматриваться как документ, который создан для того, чтобы:

Ø подтвердить основные права человека в области охраны его здоровья и в особенности, чтобы защитить его достоинство и целостность личности, а также, чтобы обеспечить уважение к пациенту, как к личности;

Ø предложить на рассмотрение государствам-членам ВОЗ свод основных принципов, лежащих в основе концепции прав пациента, которые могут быть использованы при формулировании или переформулировании политики в области охраны прав пациента;

Ø помочь пациентам извлечь максимальную пользу при обращении за услугами системы здравоохранения и смягчить остроту тех проблем, с которыми они могут столкнуться в рамках этой системы;

Ø способствовать становлению и развитию взаимовыгодных отношений между пациентами и медработниками и, в частности, поощрять активность пациентов;

Ø укрепить существующие и создать новые возможности диалога между организациями пациентов, медицинских работников, организаторов здравоохранения, а также другими заинтересованными структурами;

Ø привлекать в национальном, региональном, и международном масштабе внимание к возникающим проблемам и способствовать развитию международного сотрудничества в области защиты права пациента;

Ø обеспечить защиту основных прав человека и гуманизацию медицинской помощи, включая помощь наиболее ранимым, таким как дети, психические больные, пожилые и тяжелобольные.

При создании Основ концепции прав пациента в Европе были использованы следующие межправительственные документы:

- всеобщая декларация прав человека (1948);

- международное соглашение по гражданским и политическим правам (1966);

- международное соглашение по экономическим социальным и культурным правам (1966);

- европейская конвенция по правам и основным свободам человека (1950);

- европейская общественная хартия (1961).

Основными правами пациента в Европе, зафиксированными в официальных документах, являются:

- право на уважение человеческого достоинства;

- право на физическую и психическую целостность;

- право на защиту здоровья и предотвращение заболеваний всеми возможными

средствами;

- право на получение соответствующего лечения;

- право на облегчение страданий;

- право на получение качественной помощи в соответствии с профессиональными стандартами;

- право на гуманное отношение к пациенту;

- право на свободу выбора медицинского учреждения;

- право на информацию о состоянии здоровья, планах обследования и лечения;

- право на активное участие в процессе своего обследования и лечения;

- право на повторное обследование;

- право на конфиденциальность;

- право на выбор третьих лиц, которые могут быть информированы о состоянии здоровья пациента;

- право на защиту недееспособного или юридически некомпетентного пациента;

- право на информированное согласие, включая отказ от медицинской помощи или на приостановку медицинского вмешательства;

- право на доступ к собственной медицинской документации;

- право на поддержку семьи и духовную (религиозную) поддержку;

- право на гуманное отношение и уход из жизни;

- право на подачу жалоб.

Вместе с тем права и обязанности пациента должны рассматриваться во взаимосвязи. Предоставляя права пациентам, современное законодательство развитых европейских стран делает их более независимыми, а потому и более ответственными. Пациент обязан:

- заботиться о своем здоровье, не наносить вред как своему здоровью, так и здоровью других;

- в случае заболевания опасными для окружающих болезнями соблюдать требуемые меры предосторожности;

- предпринимать обязательные меры профилактики, например вакцинацию;

- давать врачам полную информацию о своих прошлых и настоящих болезнях;

- соблюдать правила учреждения здравоохранения;

- соблюдать при лечении назначения врача;

- воздерживаться от применения других медицинских средств, в том числе наркотиков, не назначаемых лечащим врачом;

- уважать права других пациентов и медицинских работников.

Таким образом, без декларирования и соблюдения прав граждан на охрану здоровья и получение доступной и качественной медицинской помощи. Дальнейшее развитие здравоохранения по общественному и демократическому пути практически невозможно и будет происходить постепенное скатывание к малодоступному для подавляющего большинства населения, платному и частному здравоохранению.

Большая роль в соблюдении прав пациентов принадлежит медицинским ассоциациям и организациям по защите прав пациентов. Из опыта ряда европейских стран следует, что иногда между этими организациями и властями возникает конфронтация, которая может быть уменьшена посредством информированного общественного мнения и общего понимания прав и обязанностей пациентов. Там отдают себе отчет в том, что ключ к будущему состоит в установлении разумного баланса (а не дисбаланса) между защитой индивидуальных прав в здравоохранении и соблюдением социальных гарантий. Хотелось, чтобы это поняли и в нашей стране, и все преобразования в здравоохранении были бы во благо пациентов, без нарушения их прав.

Человек, приходящий на прием к врачу либо поступающий на лечение в стационар, оказывается в непривычной для него об­становке, которая изобилует отрицательно влияющими на него факторами, — миелогении. Е. М. Тареев эти теневые стороны больничного лечения назвал госпитализмом. Предупредить по­явление миелогений можно путем создания благоприятной об­становки в лечебном учреждении. Это зависит от самого пациен­та, окружающих его других пациентов и медперсонала.

Различают следующие виды миелогений: эгогеонии, эгротогении, ятрогении, сестрогении, психоятрогении, фармакоятроге-нии, физиоятрогении.

Отрицательное влияние на пациента, которое оказывает он сам, называется эгогенией. В обиходе для обозначения эгогений часто используют сходные понятия: самовнушение, "уход в бо­лезнь", "неосознанная агровация (преувеличение симптомов за­болевания)". Причины, способствующие развитию эгогений, весьма разнообразны: подавленное психоэмоциональное состоя­ние, религиозные предрассудки и предубеждения в отношении болезни и возможностей медицины, страх смерти, боязнь пред­стоящего медицинского обследования и многое другое. Не сле­дует забывать и об аутосуггестии, заключающейся в том, что при наличии у кого-либо из членов семьи заболевания другие в семье внушают себе, что они больны тем же.

Как это ни парадоксально, но возникновению эгогений не­редко способствует прочитанная пациентом медицинская литература или бездумно построенная санитарно-просветительная беседа.

В профилактике эгогении роль медицинской сестры заключа­ется в поддержании у пациента веры в благоприятный исход бо­лезни, что прежде всегда требует отказаться от самого термина "больной", заменив его на более вежливое обращение по имени и отчеству.

Эгротогения — неблагоприятное влияние пациентов друг на друга. Эгротогения может нанести пациенту вред не меньший, чем ятрогения, так как нередко пациенты верят друг другу больше, чем врачу или медицинской сестре. Необходимо также сказать и о несовместимых пациентах. Например, нежелательно помещать пациента в палату, где длительно и не совсем успешно лечат другого пациента с аналогичным заболеванием.

Медицинская сестра должна хорошо знать обстановку в от­делении, чтобы вовремя предупредить отрицательное влияние некоторых пациентов на микроклимат в палате. Нередко встре­чаются пациенты, которые охотно рассказывают о своих болез­нях, дают советы "малоопытным товарищам", берутся "уста­навливать" диагнозы соседям по койке, внушают скептицизм в отношении их выздоровления. Медицинская сестра должна при­сматриваться к вновь поступающим, чтобы своевременно выяв­лять таких "просветителей" и совместно с лечащим врачом про­водить профилактику эгротогении. Медицинской сестре следует помнить о том, что среди соматических больных могут нахо­диться пациенты с психическими отклонениями, а это может не­благоприятно отражаться на психологическом микроклимате в отделении и палате. Медицинская сестра должна хорошо знать основные клинические признаки психических заболеваний, что­бы своевременно сообщить о своих наблюдениях лечащему или дежурному врачу. Одним из важнейших моментов в работе по­стовой медицинской сестры является своевременное обнаруже­ние пациентов, которые могут быть причиной эгротогении, и проведение с ними разъяснительной и воспитательной работы.

Проверь себя

1. Назовите основные компоненты, которые включает декларация о защите прав пациента в Европе.

2. Что такое социальные и индивидуальные права?

3. Назовите основные документы, которые были использованы при создании декларации о защите прав пациента в Европе.

4.Назовите цели законодательства о правах пациентов.

5. Назовите основные права пациента в Европе.

6. Назовите основные обязанности пациента

7. Что такое миелогении?

8. Назовите классификацию миелогений

9. Охарактеризуйте понятие эгогений

10. Охарактеризуйте понятие эгротогений.

Тема № 2: «Медицинская этика и деонтология в

Наши рекомендации