VII. Врачебно-педагогические наблюдения за лицами, занимающимися физической культурой и спортом
69. Врачебно-педагогические наблюдения (далее - ВПН) за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, заключаются в осуществлении совместного контроля специалистами по лечебной физкультуре и спортивной медицине и тренером за ходом тренировочного процесса спортсмена или занятий физкультурника.
70. В процессе ВПН специалистами по лечебной физкультуре и спортивной медицине определяют функциональные особенности организма физкультурника или спортсмена, особенности реакций в различные периоды тренировки, перед, во время и после соревновании, в период восстановления.
71. ВПН проводятся:
в процессе тренировки спортсменов для определения уровня готовности и оценки эффективности принятой методики тренировки;
при организации занятий с детьми и подростками в целях определения правильной системы занятий;
при необходимости решения вопроса о возможности ранней спортивной специализации.
72. На основании данных ВПН специалистами по лечебной физкультуре и спортивной медицине оценивается степень соответствия процесса занятий уровню состояния здоровья физкультурника или спортсмена, его физическому развитию и тренированности и дать рекомендации по режиму и методике тренировки.
73. Целью проведения ВПН является определение уровня адаптации спортсмена (физкультурника) к физическим нагрузкам в условиях спортивной тренировки и разработка индивидуализированных планов по восстановлению или повышению работоспособности на основе текущих наблюдений.
74. Задачи ВПН:
санитарно-гигиеническая оценка мест проведения занятий спортом и физкультурой в соответствии с требованиями: температура и влажность воздуха, освещенность и размеры помещения, оснащенность оборудованием;
выявление соответствия занятия установленным гигиеническим и физиологическим нормам;
исследование влияния тренировочных и соревновательных нагрузок на организм физкультурника или спортсмена;
оценка организации и методики проведения тренировок;
определение функционального состояния и тренированности спортсмена;
предупреждение спортивного травматизма;
разработка рекомендаций относительно текущего и перспективного планирования тренировок;
санитарно-просветительная работа со спортсменами (физкультурниками) (проводятся разъяснения по режиму дня, рациональному использованию факторов закаливания, значению самоконтроля спортсмена, сбалансированному питанию).
75. ВПН проводятся на занятиях физической культурой в детских дошкольных учреждениях, школах, средних и высших профессиональных учебных заведениях не менее 2 раз в год, тренировках в детско-юношеских спортивных школах, на тренировочных сборах согласно плану, составленному специалистами по лечебной физкультуре и спортивной медицине и тренером.
76. ВПН осуществляют специалисты, имеющие соответствующую подготовку и сертификаты по специальности "лечебная физкультура и спортивная медицина", медицинские сестры, работающие в отделениях спортивной медицины ВФД (центров лечебной физкультуры и спортивной медицины) по плану, согласованному со специалистами по лечебной физкультуре и спортивной медицине. Анализ результатов ВПН, проведенных средним медицинским персоналом, осуществляется специалистами по лечебной физкультуре и спортивной медицине отделений спортивной медицины муниципальных и областных ВФД.
77. ВПН проводятся в несколько этапов:
1 этап: определение условий в местах проведения занятий (температура, влажность воздуха, состояние мест занятий, спортивного инвентаря, одежды и обуви занимающихся, наличие необходимых защитных приспособлений), оценка правильности комплектования групп занимающихся (возраст, пол, здоровье, уровень подготовленности);
2 этап: изучение плана проведения занятия, объема и интенсивности нагрузки, последовательности упражнений, характера вводной и заключительной частей, проведение хронометража работы обследуемых;
3 этап: изучение исходного состояния, реакции на нагрузку и течение процессов восстановления обследуемого физкультурника или спортсмена;
4 этап: составление "физиологической" кривой тренировочного занятия, отражающей различную степень воздействия на организм, и схемы построения занятий;
5 этап: анализ полученных данных врачебно-педагогических наблюдений с тренером (преподавателем) для внесения необходимых корректив в план тренировок (занятий). Определение сроков повторных и дополнительных обследований (при наличии отклонений в состоянии здоровья).
78. На основании проведенного исследования составляются врачебные рекомендации по режиму тренировки (занятия).
79. Врачебное заключение обсуждается с тренерами (преподавателями), а также с самим спортсменом (физкультурником). Специалисты по лечебной физкультуре и спортивной медицине своевременно информируют тренера (преподавателя) обо всех изменениях, произошедших в состоянии спортсмена (физкультурника).
80. На основании результатов тренер со специалистами по лечебной физкультуре и спортивной медицине планирует тренировочный процесс, участвует в составлении перспективных и текущих планов тренировки (занятия), обращая внимание на обеспечение индивидуального подхода. По результатам текущих наблюдений вносятся соответствующие коррективы в планы тренировочного процесса.