История хосписного двидения

Р Е Ф Е Р А Т

«Паллиативная помощь пациентам

С онкологической патологией»

Выполнила: Кондрашова А.Ю.

студентка 112/2 группы

Проверила: Рябова Л.М.

Томск 2013

Оглавление

Понятие о паллиативной помощи. 4

Компоненты паллиативной помощи………………………………………….4

Цели паллиативной помощи. 4

Задачи паллиативной помощи. 5

Принципы паллиативного лечения. 5

История хосписного движения……………………………………………..…5

Роль хосписов…………………………………………………………………11

Задачи хосписов……………………………………………………………….13

Основные принципы ухода за пациентами. 14

Наиболее частые проблемы и потребности пациентов. 16

Обучение самообслуживанию………………………………………………..18

Боль. 22

Типы боли. 22

Причины боли у онкологических пациентов. 26

Суммарная боль……………………………………………………………….26

Принципы контроля над болью.. 27

Основные лекарственные средства для управления болью в паллиативной медицине 28

Три ступени устранения боли, по рекомендации ВОЗ. 29

Побочные эффекты от приема цитостатических и наркотических препаратов……………………………………………………………………..30

Особенности питания пациентов на поздних стадиях заболевания. 30

Заключение……………………………………………...……………………..32

Источники. 33

Введение

Мы верим в то, что наступит время, когда неизлечимых болезней не станет. К сожалению, сегодня врачи могут вылечить не всех. Мы не считаем возможным оставлять наших подопечных и их родителей наедине с неизлечимым заболеванием. Именно поэтому существует понятие паллиативной помощи, то есть помощи, улучшающей качество жизни неизлечимо больных пациентов и облегчающей симптомы неизлечимого заболевания.

Понятие о паллиативной помощи

Паллиативная помощь (от фр. palliatif от лат. pallium — покрывало, плащ) — это подход, позволяющий улучшить качество жизни пациентов и их семей, столкнувшихся с проблемами угрожающего жизни заболевания, путем предотвращения и облегчения страданий благодаря раннему выявлению, тщательной оценке и лечению боли и других физических симптомов, а также оказанию психосоциальной и духовной поддержки пациенту и его близким .

Термин «паллиативный» происходит от латинского «pallium», что имеет значение «маски» или «плаща». Это определяет содержание и философию паллиативной помощи: сглаживание — смягчение проявлений неизлечимой болезни и/или укрытие плащом — создание покрова для защиты тех, кто остался «в холоде и без защиты».

Компоненты паллиативной помощи


— проведение терапии для купирования боли или смягчения симптомов заболевания, а также клинически выраженных побочных эффектов принимаемых лекарственных средств;
— оказание социальной и правовой помощи онкобольным с ограниченными функциональными возможностями;
— психологическая поддержка больных на этапе прогрессирования заболевания;
— психосоциальное консультирование членов семьи больного;
— обеспечение ухода за больными с выраженными нарушениями;
— профилактика «синдрома выгорания» среди медицинских и социальных работников, сестер милосердия, волонтеров, оказывающих паллиативную помощь.

Цели паллиативной помощи

· создание для пациента и его семьи лучшего качества жизни;

· обеспечение оставшейся жизни умирающего более комфортной и значимой;

· поддержание максимально возможного уровня здоровья на данном этапе жизни, связанного с потерей.

Задачи паллиативной помощи

Ø создание и поддержание для пациента комфортных и безопасных условий;

Ø создание у пациента максимального чувства независимости;

Ø отсутствие у пациента чувства боли;

Ø решение психологических, социальных и духовных проблем таким образом, чтобы пациент смирился со своей смертью, принял ее;

Ø предоставление помощи и поддержки, обеспечивающие жизнь пациента настолько активно и творчески, как только это возможно для него до самой смерти;

Ø обеспечение готовности пациента и его близких к смерти;

Ø оказание помощи пациенту в его горе и его преодолении не являются напрасными.

Принципы паллиативного лечения

· признавать жизнь и смерть естественными процессами;

· не ускорять наступление смерти, но и не продлевать страдания;

· облегчать боль и устранять другие проявления злокачественной опухоли;

· как можно дольше продлять активную самостоятельную жизнь больной;

· при жизни и после смерти больной оказывать психологическую поддержку ее родственникам.

История хосписного двидения

Слово «хоспис» имеет латинское происхождение. Латинское слово «hospes» первоначально означало «чужестранец», «гость». Но в позднеклассические времена значение его изменилось, и оно стало обозначать также хозяина, а слово «hospitalis», прилагательное от «hospes», означало «гостеприимный, дружелюбный к странникам». В поздние времена латинское «hospes» трансформировалось в английское слово «hospice», которое по данным Большого англо-русского словаря (1989) означает «приют», «богадельня», «странноприимный дом».

Р.Поллетти отмечает, что хосписом называлась ночлежка или богадельня, где останавливались паломники на пути в Святую землю. Обычно первые хосписы располагались вдоль дорог, по которым проходили основные маршруты христианских паломников. Они были своего рода домами призрения для уставших, истощенных или заболевших странников.

Заботу о неизлечимо больных и умирающих принесло в Европу христианство. Античные медики, следую учению Гиппократа, полагали, что медицина не должна «протягивать свои руки» к тем, кто уже побежден болезнью. Помощь безнадежно больным считалась оскорблением богов: человеку, даже наделенному даром врачевания, не пристало сомневаться в том, что боги вынесли больному смертельный приговор.

Сегодняшние принципы работы хосписов, создававшихся для облегчения страданий, в основном, раковых больных на поздних стадиях развития болезни, берут свое начало еще в раннехристианской эре. Зародившись вначале в Восточном Средиземноморье, идея хосписов достигла Латинского мира во второй половине четвертого века нашей эры, когда Фабиола, римская матрона и ученица святого Jerom открыла хоспис для паломников и больных.

Первое употребление слова хоспис в применении к уходу за умирающими появилось лишь в 19 веке. К этому времени часть средневековых хосписов закрылось из-за Реформации. Другие стали домами призрения для престарелых больных. Большая часть работы, которую они выполняли раньше, перешла к «больницам», врачи которых, переняв идеи Гиппократа и Галена, занимались только больными, имеющими шансы на выздоровление. Безнадежно больные пациенты могли уронить авторитет врача. Они доживали свои дни почти без всякой медицинской помощи в домах призрения. В начале девятнадцатого века врачи редко приходили к умирающим больным, даже чтобы констатировать их смерть. Эту обязанность выполняли священники или чиновники.

В 1842 году Jeanne Garnier, молодая женщина, потерявшая мужа и детей, открыла первый из приютов для умирающих в Лионе. Он назывался хоспис, а также «Голгофа». Еще несколько были открыты позже в других местах Франции. Некоторые из них действуют и сейчас, и, по крайней мере, один из этих хосписов участвует в подъеме движения паллиативного ухода в этой стране.

Тридцать лет спустя, в 1879 году ирландские Сестры Милосердия независимо от хосписов Jeanne Garnier основали в Дублине Хоспис Богоматери для умирающих. Орден Матери Mary Aikenhead был основан значительно раньше, еще в начале века, этот орден всегда заботился о бедных, больных и умирающих, но хоспис Богоматери был первым местом, созданным специально для ухода за умирающими. К тому времени, когда орден открыл еще один хоспис, хоспис Святого Иосифа в лондонском Ист-Энде в 1905 году, в городе уже действовали, по меньшей мере, три протестантских хосписа, которые назывались «Дом отдохновения» (открылся в 1885 году), «Гостиница Божия», позднее «Хоспис Святой Троицы» (открылся в 1891 году) и «Дом святого Луки для бедных умирающих» (открылся в 1893 году). Последний, основанный Говардом Барретом и Методистской миссией в Восточном Лондоне, публиковал подробные и живые Годовые отчеты. Доктор Баррет размещал там захватывающие истории об отдельных пациентах, их личности. Он писал очень мало о симптоматическом лечении, но живо описывал характер своих пациентов, их мужество перед лицом смерти. Он глубоко сочувствовал семьям умерших, оставшимся дома в такой нищете, которой не могла помочь ни одна социальная организация. Так, в 1909 году он писал «Мы не хотим говорить о наших больных как о простых «случаях из нашей практики». Мы осознаем, что каждый из них — это целый мир со своими особенностями, своими печалями и радостями, страхами и надежами, своей собственной жизненной историей, которая интересна и важна для самого больного и небольшого круга его близких. Нередко в эту историю посвящают и нас».

Именно в этот хоспис в 1948 году пришла Cicely Saunders, основательница современного хосписного движения. И даже в то время, спустя 40 лет, молодым сотрудникам раздавали экземпляры Годовых отчетов, чтобы дать им представление о духе настоящей хосписной работы.

Основным вкладом Cicely Saunders в хосписное движение и, таким образом, в целую отрасль паллиативной медицины было установление режима приема морфина не по требованию, а по часам. Такой режим выдачи обезболивающего был действительно огромным и революционным шагом вперед в деле ухода за больными с неизлечимыми стадиями рака. В то время как в других больницах пациенты просто умоляли персонал избавить их от боли и часто слышали фразу «Вы еще можете немного потерпеть» (врачи боялись сделать своих пациентов наркоманами), пациенты хосписа святого Луки почти не испытывали физической боли. Хоспис использовал для снятия боли так называемый «Бромптонский коктейль», состоящий из опиоидов, кокаина и алкоголя, используемый врачами Бромптонской больницы для пациентов с поздними стадиями туберкулеза.

В 1935 году Альфред Ворчестер опубликовал маленькую книжку «Уход за больными и умирающими», впоследствии ставшую классической. Это были три лекции, прочитанные студентам-медикам в Бостоне. Когда книга увидела свет, автору было уже восемьдесят лет, большую часть которых он проработал семейным врачом. Однако доктор Ворчестер смог написать эту книгу не только благодаря своему огромному опыту, но и благодаря помощи, которую он получил от диаконис дома Отдохновения и парижских монахинь ордена святого Августина. Этот автор по праву считается пионером в паллиативном уходе.

Другая важнейшая работа, посвященная уходу за умирающими, была опубликована мемориальным Фондом Марии Кюри в 1952 году. Это доклад, составленный по результатам вопросника, разосланного районным медсестрам. Он систематически описывает симптомы физического и социального стресса у раковых больных, находящихся дома. Основываясь на полученной информации, Фонд Марии Кюри начал организовывать стационары и выездные службы, готовить медсестер для домашнего ухода, проводить фундаментальные исследования и создавать образовательные программы.

В 1947 году доктор Cicely Saunders, тогда недавно аттестованный социальный работник и бывшая медсестра, встретила на своем первом обходе в хосписе св. Луки пациента лет сорока, летчика по имени Давид Тасма, который приехал из Польши. У него был неоперабельный рак. После нескольких месяцев он был переведен в другую больницу, где доктор Cicely Saunders навещала его еще два месяца до его смерти. Они много беседовали о том, что могло бы помочь ему прожить остаток жизни достойно, о том, как, освободив умирающего от боли, дать ему возможность примириться с собой и найти смысл своей жизни и смерти. Эти беседы и положили начало философии современного хосписного движения.

После смерти Давида Тасмы, Cicely Saunders пришла к убеждению, что необходимо создавать хосписы нового типа, обеспечивающие пациентам свободу, позволяющую найти собственный путь к смыслу бытия. В основу философии хосписа были положены, прежде всего, забота о личности, открытость разнообразному опыту, научная тщательность психологических, медицинских, социальных разработок.

После того, как в 1967 году хоспис святого Христофора, первый современный хоспис, созданный усилиями Cicely Saunders, открыл в Великобритании свой стационар, а в 1969 году организовал выездную службу, туда приехала делегация из Северной Америки. Флоренс Вальд, декан школы медсестер в Еле и Эдд Добингел, священник Университетского госпиталя были среди основателей первой выездной службы хосписа в гор. Нью Хэвен, штат Коннектикут. В 1975 году хоспис появился и в Канаде, в Монреале. Этот хоспис был основан на базе очень скромного отдела паллиативной помощи и включал в себя выездную службу, а также несколько врачей-консультантов. Это было первое употребление слова «паллиативный» в этой области, так как во франкоязычной Канаде слово хоспис означало опеку или недостаточную помощь.

В 1969 году выходит в свет книга «О смерти и умирании», написанная Элизабет Кюблер-Росс. Эта книга произвела революцию в общественном сознании того времени. Доктор Кюблер-Росс в своей книге утверждает, что смерть — это не «недоработка медицины», а естественный процесс, заключительная стадия роста человека. Проработав много лет с неизлечимо больными в медицинском центре университета Колорадо, она имела возможность наблюдать и описывать процесс умирания от паники, отрицания и депрессии до примирения и принятия. Именно Элизабет Кюблер-Росс положила начало обсуждению темы смерти в медицинском сообществе, доказывая врачам, что высокотехнологичная медицина не способна решить всех проблем человеческого существования.

С начала 1980-х годов идеи хосписного движения начинают распространяться по всему миру. С 1977 года в хосписе Святого Христофора начинает действовать Информационный центр, который пропагандирует идеологию хосписного движения, помогает только что созданным хосписам и группам добровольцев литературой и практическими рекомендациями по организации дневных стационаров и выездных служб. Регулярно проводимые конференции по хосписному уходу позволяют встречаться и обмениваться опытом врачам, медсестрам и добровольцам, представителям различных религий и культур. Очень часто именно на таких конференциях возникало решение создать хоспис в той или иной стране, как это было на шестой международной конференции, когда старшая медсестра клиники в Лагосе написала обращение к министру здравоохранения Нигерии с просьбой содействовать организации хосписа в Найроби.

В некоторых странах хосписное движение развивалось именно таким образом, в других же хосписы формировались на базе более традиционных медицинских учреждений. Как, например, в Индии, где по статистике из 900 миллионов населения, один из восьми человек заболевает раком, и 80 процентов обращается за лечением, когда уже слишком поздно. В 1980 году, на Первой международной конференции, посвященной хосписному уходу выступал доктор де Суза, заведующий отделением крупной больницы в Бомбее. Он очень убедительно говорил о проблемах хосписного движения в развивающихся странах, о голоде и нищете, а также о физической боли. «Достаточно плохо само по себе быть старым и немощным. Но быть старым, больным на последней стадии рака, голодным и нищим, не иметь близких, которые бы позаботился о тебе, наверное — это верх человеческих страданий». Благодаря доктору де Суза в 1986 году в Бомбее открылся первый хоспис, а затем и еще один. Сестры из ордена Святого Креста, получившие специальное медицинское образование, взяли на себя заботу о пациентах. В ноябре 1991 года в Индии отмечалось 5-летие основания первого хосписа, в честь которой в Индии состоялась международная конференция «Поделимся опытом: Восток встречается с Западом».

В 1972 году в Польше, в одной из первых среди социалистических стран, появляется первый хоспис в Кракове. К концу восьмидесятых годов, когда была создана Клиника Паллиативной медицины при академии медицинских наук, паллиативный уход стал частью структур общественной службы здоровья. Сейчас в Польше существует около 50 хосписов, как светских, так и принадлежащих церкви.

В России первый хоспис появился в 1990 году в Санкт-Петербурге по инициативе Виктора Зорза — английского журналиста и активного участника хосписного движения. Первым врачом Первого хосписа в России стал Андрей Владимирович Гнездилов. Через некоторое время в Москве создается Российско-Британское благотворительное общество «Хоспис» для оказания профессиональной поддержки российским хосписам.

В 1992 году в Москве организуется небольшая группа добровольцев и медицинских работников, помогающая неизлечимо больным на дому. В 1994 году при финансовой и административной поддержке правительства Москвы, в центре города, на улице Доватора открывается новое здание для Первого Московского хосписа. Создателем и главным врачом Первого Московского хосписа стала Вера Васильевна Миллионщикова.

Идеи хосписного движения продолжают распространяться по всей России. Всего в России сейчас существует около 100 хосписов, в том числе в Липецке, Туле, Перми, Таганроге, Челябинске и других городах.

Развитие хосписного движения и открытие огромного числа этих учреждений в различных странах постепенно привело к тому, что понятие «хоспис» стало включать в себя не только тип учреждения для неизлечимо больных, но и концепцию ухода за умирающими больными (Mount).

Роль хосписов

Сегодня хосписы имеют большое распространение и существуют во многих странах. По данным Интернет только в США их 2400, и обслуживают они около 340 000 человек (численность ежегодно возрастает). В основном это люди пожилого возраста (2/3 общего количества), которые страдают онкозаболеваниями. Есть среди них больные в стадии СПИДа и другими хроническими заболеваниями. В 1195 году была создана Всемирная организация домашней и хосписной помощи, открываются фонды, которые поддерживают деятельность хосписов. Американский хосписный фонд, например, в 1996 году предоставил финансовую помощь в сумме 184 420 тыс. долларов хосписному учреждению вместимостью 41 человек. Поддерживают их за счёт страховых вкладов, дотаций, государственных и частных учреждений.

Большинство американских хосписов сертифицированы государственной медицинской программой «Medicare», таким образом, значительную часть расходов покрывают за счёт программы. Сравнительно с медицинским обслуживанием, хосписная помощь является более дешёвой. В 1992г. В США на одного хосписного пациента было потрачено почти вдвое меньше (4667 тыс. долларов), чем на терминально больного в больнице (8723 тыс. доллара).

Такая разница связана с тем, что:

1. Паллиативная помощь дешевле в сравнении с лечебной;

2. Пациент в основном находится дома, а не в стационаре;

3. Часть хосписных услуг выполняют волонтёры.

Существуют специальные центры по подготовке волонтёров. Самый известный из них в США – «Альянс человеческого служения» («Human Service Alliance») в Северной Калифорнии. Председатель опекунского совета этой организации – бывший президент США Джордж Буш. Аналогичные программы действуют ещё в 36 странах мира. Можно уверенно сказать, что хосписное движение приобретает общее признание и занимает важное место в сфере социальной защиты населения развитых стран.

Хосписная помощь как феномен является реакцией общества на проблемы неизлечимо больных людей, попыткой помочь даже в безвыходной ситуации. По данным опроса службы Геллап в 1992 году, 90% американцев в случае неизлечимого заболевания предпочли бы хоспис больнице.

Это свидетельствует о том, что большинство воспринимает его как систему, которая может решить проблемы и удовлетворить потребности людей в последние дни их жизни в лучшей, чем медицинская помощь, форме.

Такому восприятию также способствует западная ментальность, которая базируется на таких принципах:

· умирание – естественный человеческий опыт;

· жизнь и смерть – равнозначные и равно важные аспекты человеческого существования;

· благополучие и состояние умирающего человека – самое главное, всё другое – второстепенное;

· умирающие люди самоопределяются, то есть должны сами принимать решение относительно себя, пока способны или склонны это делать. Причём решения эти самые разные – от «где быть похороненным» до «кто заберёт ребёнка из школы завтра»

· зависимость от других в уходе за собой не самая важная. Кое в чём она, как физическая, так и психологическая (эмоциональная, духовная), является результатом естественного и логического выбора, при котором боль или недееспособность делают невозможной заботу о себе.

Эти принципы отражены в виде определённых прав умирающего человека, которые могут быть задекларированы и адаптированы обществом.

Содержание таких прав – предоставление возможности человеку самому решать свою судьбу(социальная помощь, медицинское вмешательство, окружение, волеизъявление и т. п.), когда жизнь является обречённой.

Исходя из вышесказанного, можно сделать такие выводы:

1. Хосписная помощь является одним из компенсаторных механизмов относительно прав и возможностей людей в современном обществе;

2. Хоспис отражает отношение общества к человеку как к личности, к процессу умирания и феномену смерти вообще.

Невзирая на то, что концепция хосписной помощи хорошо разработана и успешно внедрена в развитых странах мира, она несёт в себе отпечаток определённой культурной и исторической традиции и не может быть универсальным средством решения наиболее существенных проблем, связанных со смертью. Скорее – это оболочка, в рамках которой эти проблемы можно решать. В таком контексте следует рассматривать возможность использования хосписного подхода и в нашем обществе, где проблемы жизни и смерти приобрели особую остроту.

Задачи хосписов

Хоспис не отдаляет и не ускоряет смерть, его задача - обеспечить надлежащее качество жизни пациента и предоставить помощь его семье. Даже если у больного не осталось надежды на исцеление, у него всегда есть возможность достойно завершить жизненный путь. Благодаря чуткому внимательному отношению человек получает возможность примириться со своей болезнью и не испытывать отчаяния при мысли о близкой кончине.

Хосписы помогают избавиться от страха перед болью и страданием, которые сопутствуют болезни, и люди вновь учатся радоваться жизни.

Сегодня хосписы работают по сложившимся в течение вековой практики принципам паллиативной медицины, которые поддерживаются Всемирной организацией здравоохранения. В задачи паллиативной медицины входит:

Утверждать жизнь и рассматривать смерть как нормальный процесс;

 не ускорять и не замедлять смерть;

 облегчать боль и другие беспокоящие симптомы;

 оказывать эмоциональную поддержку больным;

 по возможности обеспечить больным активный образ жизни;

 помочь семьям справиться с трудностями во время болезни родственника, а также после его смерти.

Наши рекомендации