Остановка кровотечения тампонадой раны
Показания
Кровотечение из мелких сосудов при наличии полости раны.
Оснащение
- стерильные салфетки;
- перевязочный пакет;
- 2 пинцета; лоток;
- раствор антисептика;
- бинт.
Техника выполнения
- Рану туго тампонируют стерильными салфетками или перевязочным пакетом (видео 1).
- Накладывают повязку.
- При удалении тампонов на 4-5-е сутки кровотечение может остановиться, временная остановка кровотечения может стать и окончательной.
Остановка кровотечения сдавливанием сосуда на протяжении
Данная техника является промежуточным этапом остановки кровотечения в период подготовки другого метода, например, наложения жгута. Кровоточащий сосуд прижимают к кости проксимально от раны.
Показания
Массивное кровотечение из артериальных сосудов.
Техника выполнения
Зависит от локализации кровотечения (рис. 7).
Остановка кровотечения наложением зажима на кровоточащий сосуд
Метод предназначен для временной остановки кровотечения в операционной ране перед перевязкой сосуда или наложением сосудистого шва. Используют специальные кровоостанавливающие зажимы: Кохера, Бильрота, Пеана, "Москит".
Рис. 7
Транспортная иммобилизация
Иммобилизация - это создание неподвижности (покоя) поврежденной части тела, применяется при:
- переломах костей;
- повреждениях суставов;
- повреждениях нервов;
- обширных повреждениях мягких тканей;
- тяжелых воспалительных процессах конечностей;
- ранении крупных сосудов и обширных ожогах.
Иммобилизация бывает двух видов:
- транспортная;
- лечебная.
Транспортная иммобилизация - осуществляется на время доставки больного в стационар, это временная мера (от нескольких часов до нескольких дней), но имеет большое значение для жизни пострадавшего и для дальнейшего течения и исхода повреждения. Обеспечивается транспортная иммобилизация посредством специальных или изготовленных из подручных материалов шин и путем наложения повязок.
Транспортные шины подразделяют на:
- фиксирующие;
- сочетающие фиксацию с вытяжением.
Из фиксирующих шин наибольшее распространение получили:
- фанерные, применяют для иммобилизации верхних и нижних конечностей;
- проволочные (типа Крамера) изготовляют из стальной проволоки. Такие шины легки, прочны и получили широкое распространение в практике;
- проволочно-лестничные;
- дощатые (шина Дитерихса сконструирована советским хирургом для иммобилизации нижней конечности. Шина деревянная, но в настоящее время ее изготовляют из легкого нержавеющего металла);
- картонные.
(дать фото всех шин)
Гипсовая повязка
Выполняет функции как транспортной, так и лечебной иммобилизации. Удобна тем, что изготавливать ее можно любой формы. Иммобилизация гипсовой повязкой удобна при повреждении голени, предплечья, плеча. Неудобство заключается только в том, что необходимо время на высыхание и отвердение повязки. Хотя сегодня используются и новые современные материалы. Например ЦЕЛЛОНА - гипсовые повязки, представленные тонкой кремообразной структурой, обеспечивающей исключительно хорошие возможности для моделирования (рис. 1). Повязки из гипсового бинта ЦЕЛЛОНА тонкие, прочные, равномерные по толщине. Уже через 30 минут допустима легкая нагрузка. Хорошо пропускает рентгеновские лучи. В настоящий момент выпускают синтетические бинты ЦЕЛЛАКАСТ Xtra (рис. 2), обеспечивающие высокопрочную и стойкую фиксацию перелома при очень малом весе повязки. Бинты изготовлены из стекловолокнистых нитей, пропитанных полиуретановой смолой. Повязка из этих бинтов отличается превосходной рентгенопропускающей способностью, обеспечивает кожное дыхание. Бинты выпускают бежевого, синего и зеленого цвета.
Рис. 1
Рис. 2
На месте происшествия не всегда оказываются в наличии шины для транспортной иммобилизации, тогда приходится пользоваться подручным материалом или импровизированными шинами. Для этой цели используют палки, дощечки, куски фанеры, картона, зонтики, лыжи, плотно скатанную одежду и др. Можно также прибинтовать верхнюю конечность к туловищу, а нижнюю - к здоровой ноге (аутоиммобилизация).