Тема 2 Принципы и источники права социального обеспечения

Задача 1.На примере социального обеспечения инвалидов проиллюстрируйте реализацию принципов социального обеспечения. Для этого используйте следующие законы:

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»

Закрепление правовых принципов в нормах права – это то, к чему должна стремиться правовая система любого государства. Принципы ПСО – это основополагающие идеи, которые отражают сущность данной отрасли права. В Конституции РФ, в ст.7, закреплено, что РФ является социальным государством, а это в свою очередь означает, что политика такого государства направлена, прежде всего, на поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, пожилых граждан и инвалидов. Поэтому мы говорим о том, что принципы, которые пронизывают всю отрасль ПСО, непосредственно находят свое отражение при предоставлении социального обеспечения инвалидам.

1. Принцип всеобщности – применительно к данным субъектам отношений (инвалидам) он выражается в том, что право на социальное обеспечение, в частности, к примеру, право на получение пенсии, предоставляется любому гражданину, независимо от его трудовой деятельности, ставшему нетрудоспособным в силу инвалидности (пункты 1,2 ч.1 ст.11 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»; ч.1 ст.9 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ»; ст.27 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»). Кроме того, каждому инвалиду, независимо от причин получения инвалидности, а также группы инвалидности, государство гарантирует предоставление в равном объеме мер социальной защиты, таких как проведение реабилитационных мероприятий (ст. 10 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»), предоставление технических средств реабилитации (ст.11.1 упомянутого выше закона), оказание квалифицированной медицинской помощи (ст. 13 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ») и предоставление различных других видов обеспечения.

2. Принцип осуществления социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета – в соответствии с данным принципом инвалиды вправе получать социальное обеспечение как за счет средств федерального бюджета и бюджетов других уровней (проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, оказание квалифицированной медицинской помощи, поддержание получения инвалидами образования и гарантии создания инвалидам необходимых условий для его получения, обеспечение занятости, установление квот для приема инвалидов на работу, социально-бытовое обслуживание инвалидов- ст. 10, 11.1, 13, 19-21, 28 ФЗ «О социальной защите инвалидов») а так же за счет средств государственных внебюджетных фондов (получение страховой пенсии по инвалидности – ст. 9 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ»; право на получение одновременно двух пенсий – ч.3 ст. 3 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»).

3. Принцип дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально-значимых обстоятельств – т.е. предоставление социальной помощи зависит от ряда критериев, в частности, в данном случае причиной предоставления социального обеспечения инвалидам являются физиологические особенности - состояние здоровья – инвалидность. Так, размер обеспечения, предоставляемого в денежной форме, зависит от группы инвалидности (к примеру, размер ежемесячной денежной выплаты – ч.2 ст. 28.1 ФЗ «О социальной защите инвалидов»; размер пенсии по инвалидности – ст. 18 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»). В зависимости от состояния здоровья инвалида, степени нуждаемости ему предоставляется возможность участия в различных мероприятиях по реабилитации, обеспечиваются необходимые технические средства ( ст. 10-11.1 ФЗ «О социальной защите инвалидов») и предоставляются другие виды обеспечения.

4. Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума - т.е. пенсия, различные ежемесячные выплаты и другие виды материальной помощи, которые предоставляются инвалидам, должны поддерживать уровень жизни инвалида не ниже установленного законом прожиточного минимума. На сегодняшний день размер прожиточного минимума составляет величину в целом по РФ за II квартал
2015 г. на душу населения 10 017 рублей (для трудоспособного населения – 10 792 рубля, пенсионеров – 8 210 рублей, детей – 9 806 рублей - Постановление Правительства РФ от 28.08.2015 г. № 902). При этом размер социальной пенсии по инвалидности для инвалидов III группы составляет 4 053.75 руб.; для инвалидов II группы – 4 769.09 руб.; для инвалидов I группы – 9 538.20 руб. (ст. 18 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и данные о размерах социальной пенсии в результате индексации с сайта ПФР http://www.pfrf.ru/ ). Таким образом, видим, что данный принцип не реализован на сегодняшний день в полной мере, однако это не освобождает государство от соответствующей обязанности.

5. Гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми – т.е. должен присутствовать определенный социальный риск, в данном случае у государства возникает обязанность предоставить социальное обеспечение в связи с нарушением здоровья, со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты, т.е. инвалидность. Мы говорим о том, что в связи с наличием определенных жизненных обстоятельств, обретающих форму юридических фактов, у инвалида возникает право на тот или иной вид обеспечения (гарантированность получения пенсии – ст. 3, 11 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»; гарантированность получения страховой пенсии – ст. 9 ФЗ «О страховых пенсиях»; гарантированность социальной защиты инвалидов и предоставление им различной материальной, медицинской, технической помощи, с целью поддержания их жизнедеятельности – ст. 11,13 – 28.2 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).

6. Многообразие видов социального обеспечения – т.е. в случае признания лица инвалидом государство оказывает социальную поддержку различными способами, в том числе:

- Выплата социальной пенсии – ст. 11 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»

- Выплата страховой пенсии – ст. 9 ФЗ «О страховых пенсиях»

- Материальная помощь, а также ежемесячные выплаты инвалидам

- Оказание квалифицированной мед.помощи

- Предоставление мер по реабилитации

- Предоставление необходимых технических средств

- Обеспечение различными льготами (улучшение жилищных условий; образование инвалидов; обеспечение занятости; квоты при устройстве на работу; специальные рабочие места для инвалидов) – ст. 10, 11, 13, 17, 19-22, 27, 28.1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»

7. Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты прав – данный принцип также реализован и в отношении инвалидов. В данном случае речь идет о праве инвалидов на создание общественных объединений (ст. 33 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»), в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей. При этом государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую. Органы местного самоуправления имеют право оказывать поддержку общественным объединениям инвалидов за счет средств местных бюджетов. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

Наши рекомендации