Тыловое и техническое обеспечение на марше

В предвидении вступления в бой подразделения батальонного тыла и технического обеспечения, а также приданные им силы и средства следуют в составе походной колонны батальона, как правило, за боевыми подразделениями. При этом колонну тыла целесообразно строить следующим образом: медицинский взвод (пункт), автомобили с боеприпасами, горючим, продовольствием и другими запасами материальных средств взводов технического материального обеспечения, а также кухнями (автомобильными и прицепными). Приданные силы и средства следуют с соответствующими подразделениями тыла батальона или распределяются по глубине колонны боевых подразделений.

При совершении марша вне угрозы столкновения с противником в голове колонны подразделений батальонного тыла целесообразно иметь автомобили с горючим, затем медицинский взвод (пункт) батальона и далее автомобили с боеприпасами, продовольствием, другими материальными средствами и кухнями.

Дистанции между боевыми подразделениями и подразделениями тыла (как и между автомобилями) могут быть в пределах 25 - 50 м. При подобном построении батальонного тыла общая глубина его колонны на марше может составить 1 - 1,2 км, но при движении по открытой местности дистанции между машинами, как правило, увеличиваются. На привалах построение колонны тыла не нарушается. Машины останавливаются на правой обочине дорог не ближе 10 м одна от другой или на дистанции, установленной командиром батальона.

При плохих дорожных условиях, когда передвижение автомобильного транспорта за боевыми машинами (танками) невозможно, по решению командира батальона подразделения тыла могут следовать самостоятельно по другому маршруту в готовности по установленному сигналу (команде) немедленно вернуться и занять свое место в походном порядке.

Если батальон совершает марш в составе полка, то батальонный тыл может включаться в колонны полкового тыла, соблюдая установленный для него порядок движения.

Материальное обеспечение. Основной составляющей потребности батальона в материальных средствах на марш является расход горючего. При этом в зависимости от протяженности маршрута движения, рельефа местности, состояния дорог, времени года, обученности водителей и других факторов расход горючего может быть различным. Поэтому для расчетов обычно применяются усредненные нормы расхода запасов горючего на 100 км марша, которые для среднепересеченной местности, к примеру, могут составить: по автомобильному бензину - до 0,4 запр., по дизельному топливу - до 0,5 запр.

В условиях горно-пустынной местности расход горючего в ходе марша значительно возрастает и по опыту боевых действий в Республике Афганистан может составить: по автомобильному бензину - 0,5 - 0,8 запр., по дизельному топливу - 0,65 - 0,9 запр.

Как показал опыт Великой Отечественной войны и послевоенных учений, для отражения нападения диверсионно-разведывательных групп противника на марше и для ведения огня по низколетящим воздушным целям могут расходоваться боеприпасы для стрелкового оружия. Их расход за суточный переход (до 250 км для смешанных колонн и до 300 км для автомобильных) может достигать 0,1 бк.

Кроме боеприпасов, горючего, продовольствия и воды расходуются автомобильное, бронетанковое имущество и другие материальные средства. Масса израсходованных батальоном материальных средств за один суточный переход может составить 40 - 46 т.

Расход в подразделениях батальона восполняется прежде все го за счет запасов, содержащихся непосредственно во взводе материального обеспечения. К началу марша запасы материальных средств создаются с учетом его протяженности, условий местности, возможности восполнения расхода ходе передвижения и предстоящей задачи батальона после совершения марша.

По опыту войск для совершения марша в один суточный переход в батальоне дополнительно к войсковым запасам могут содержаться до 0,2 запр. автомобильного бензина и до 0,4 запр. дизельного топлива. Эти запасы размещаются непосредственно при боевых машинах и транспортных средствах в бочках, бидонах, канистрах, выделяемых батальону по плану старшего начальника. С учетом создания дополнительных запасов горючего в таких размерах, как свидетельствует опыт Афганистана, запас хода некоторых марок автомобилей можно значительно увеличить (к примеру, ЗИЛ-130 - до 970 км, Урал-375 - до 750 км, ГАЗ-66 - до 1260 км, ГАЗ-53 - до 1015 км).

Запасы воды обычно создаются в размерах, обеспечивающих потребность батальона до прибытия в тот район, где они могут быть пополнены.

Подвоз материальных средств в подразделения производится, как правило, транспортными средствами взвода материального обеспечения.

Израсходованные батальоном материальные средства пополняются непосредственно за счет запасов средств усиления полкового тыла (если они выделяются) или же путем их подвоза. Причем подвоз, как правило, осуществляется силами роты материального обеспечения полка, иногда даже непосредственно в роты (батарею). В зависимости от обстановки решением заместителя командира полка по тылу для подвоза материальных средств из роты материального обеспечения могут привлекаться и батальонные транспортные средства.

Наиболее сложной задачей на марше является заправка техники горючим. Она производится, как правило, на привалах из дополнительно установленных на технике емкостей с горючим непосредственно водителями и экипажами или в районах отдыха из штатных средств заправки батальона (полка). При этом чтобы сократить время на заправку, автотопливозаправщики могут заранее распределяться по колоннам подразделений батальона и следовать в их составе. В зависимости от обстановки на маршруте (обычно во второй половине суточного перехода) для техники с малым запасом хода по горючему по плану вышестоящего командования может быть назначен район заправки, в котором заблаговременно сосредоточиваются автомобильные подразделения с запасами горючего и средства заправки, По опыту войск в этом случае используются полевые заправочные пункты ПЗП-10, ПЗП-10А, ПЗП-14, ПЗП-20 объединения. Необходимо стремиться к тому, чтобы время заправки батальона не превышало 30 - 40 минут, так как технические возможности применяемых заправочных средств позволяют уложиться в эти временные рамки и дело заключается только в организационной стороне.

Выдача личному составу горячей пищи производится до начала марша, на привалах и в районе отдыха. Личный состав получает ее в котелки непосредственно из кухонь батальонного продовольственного пункта. Если приготовить горячую пищу три раза в сутки по каким-либо причинам не представляется возможным, то она готовится дважды с выдачей личному составу определенной части суточной нормы продуктов в сухом виде. В случае крайней необходимости с разрешения командира полка могут также расходоваться сухие пайки (рационы питания) неприкосновенного запаса.

Медицинское обеспечение. При подготовке к маршу все раненые и больные эвакуируются из подразделений и медицинского взвода (пункта) батальона в медицинскую роту полка или в ближайшие лечебные учреждения. Эвакуация производится по указанию и, как правило, силами и средствами начальника медицинской службы полка.

Если требует обстановка, медицинский взвод (пункт) батальона на время марша может быть усилен санитарным транспортом и медицинским персоналом из медицинской роты полка. В этом случае при необходимости за счет сил и средств медицинского взвода (пункта) батальона могут усиливаться подразделения, выделяемые в походное охранение.

Медицинская помощь раненым и больным в ходе марша оказывается непосредственно в автомобилях и боевых машинах в порядке само- и взаимопомощи, а также медицинским персоналом во время коротких остановок, на привалах и в районах отдыха.

Раненые и больные, нуждающиеся в первой врачебной помощи, эвакуируются в медицинскую роту полка, а также в лечебные учреждения, развернутые силами и средствами старшего начальника вблизи маршрута движения. В случае невозможности произвести эвакуацию раненые и больные после оказания им доврачебной (фельдшерской) помощи следуют со своими подразделениями или медицинским взводом (пунктом) батальона до района, откуда они могут быть эвакуированы.

Техническое обеспечение. До начала марша проводятся мероприятия по подготовке техники к передвижению (перевозке) с учетом конкретных условий ее эксплуатации. Неисправная техника, которая не может быть отремонтирована к началу марша, передаются в ремонтную роту полка, а другие технические средства - на соответствующие склады роты материального обеспечения.

В ходе марша техническое обслуживание техники осуществляется на привалах и в районах отдыха, причем тем личным составом, который ее эксплуатирует. Но на привалах производится, как правило, только контрольный осмотр. Автомобили и другая техника, вышедшая из строя в ходе марша, отводятся на правую обочину дороги и. ремонтируются силами и средствами замыкания батальона.

По опыту войск в замыкание батальонной колонны обычно выделяются взвод технического обеспечения (его часть), транспортные средства с запасами бронетанкового и автомобильного имущества, горючего (в пустынной местности - и воды) и медицинские силы и средства. Замыкание следует в хвосте походной колонны батальона. При невозможности или нецелесообразности ремонта автомобилей и другой техники в местах выхода их из строя они буксируются (перевозятся) на сборные пункты поврежденных машин, организуемые силами и средствами вышестоящего командования преимущественно в районах отдыха, а при необходимости - и на маршруте движения. На них выполняются, прежде всего, текущий и средний ремонт. Техника, требующая капитального ремонта, обычно буксируется в конечный район сосредоточения и передается (эвакуируется) по назначению.

Технические средства, вышедшие из строя в ходе марша, буксируются (перевозятся) до района отдыха (сосредоточения), где передаются на соответствующие полковые (дивизионные) склады.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Задание на самоподготовку: повторить материал лекции, получить задания групповое упражнение, подготовиться к практической отработке вопросов организации тылового и технического обеспечения при подготовке и в ходе боевых действий с незаконными вооруженными формированиями.

Профессор военной кафедры

полковник запаса

В.Калашников

[1] К материальным средствам относятся все виды вооружения, боевой и другой техники, боеприпасы, горючее, продовольствие, средства защиты, инженерное, вещевое, медицинское и другие виды имущества, материалы и жидкости различного назначения, а также вода.

Наши рекомендации