Структура госпитального округа

Проведение указанных изменений может быть осуществлено при существующем административно-территориальном распределении ЛПУ путем создания госпитальных округов, что объединяет учреждения нескольких сельских районов или городов и районов в зависимости от плотности и характера расселения, с учетом состояния транспортных коммуникаций, материально-технического и кадрового потенциала стационаров, профилей их деятельности и структуры медицинских услуг.

Структура госпитального округа включает тот же набор учреждений:

·многопрофильную больницу интенсивного лечения, (организуется на базе мощных ЦРБ или ГБ);

·больницы для планового лечения хронических больных,

·больницы для восстановительного лечения - в соответствии с потребностью;

·учреждения медико-социальной помощи /сестринского ухода,

·хоспис - один на округ.

Многопрофильная больница интенсивного лечения в госпитальном округе организуется на базе мощной ЦРБ или ГБ. Больницы для планового лечения хронических больных, для восстановительного лечения, хосписы и учреждения медико-социальной помощи в каждом сельском административном районе, городе без районного деления или в административном районе города организуются на базе ЦРБ, РБ или ГБ соответственно, которые не задействованы как больницы для интенсивного лечения. Диагностические исследования для первичного звена и плановая амбулаторная специализированная помощь будут оказываться поликлиническими отделениями больниц планового лечения или консультативно-диагностическими поликлиниками. В острых случаях амбулаторная специализированная помощь будет оказываться специалистами больниц для оказания интенсивной терапии.

Углубленное изучения лечебно-диагностических возможностей больничных учреждений разной мощности, проведенное на основе специального исследования показало, что отделения реанимации и интенсивной терапии, позволяющие вести круглосуточное интенсивное ведение больного, и тем самым обеспечить требование безопасности лечебного процесса, организуются преимущественно в крупных больницах, мощностью 400 коек и выше. Больничные учреждения небольшой мощности (до 200 коек) не всегда имеют возможности организовать круглосуточное интенсивное лечение больных, прежде всего, в отношении уровня и структуры хирургических вмешательств.

В нашей стране имеется достаточное число крупных центральных районных и городским больничных учреждений, которые могут быть использованы для развертывания центров специализированной помощи зонального уровня. Больницы небольшой мощности, входящие в медицинскую зону, целесообразно использовать для лечения контингентов, которым не требуется специализированное или интенсивное лечение, а также для длительного лечения хронических больных и престарелых, которым требуется в основном сестринский уход.

На основе "регионального подхода" в 70-х годах была реорганизована сеть стационарных учреждений в ряде зарубежных странах.

Крупные больничные комплексы стали основой национальных больничных служб во Франции, Швеции, Финляндии, Великобритании и других странах.

Во Франции медицинское районирование было регламентировано законом от 1970 года "О сети больниц", которым численность населения первичного звена стационарной помощи ("сектора стационарного обслуживания") была определена в 150 тысяч человек. В Великобритании "медицинский район" охватывал 250 тысяч жителей.

Дифференциация

В Швеции региональная больничная сеть представлена: 9 региональными больницами на 1000-1500 коек с зоной обслуживания около 1 млн. жителей, 25 окружными больницами мощностью 600-800 коек на 250 тысяч жителей, 77 районными больницами мощностью 200-300 коек на 75 тыс. жителей. Все небольшие больничные учреждения были преобразованы в больницы-коттеджи и сестринские дома для соматических больных.

Региональная больничная сеть Финляндии представлена учреждениями интенсивного обслуживания, которая при 5 млн. жителей в стране включает:

- 5 высокоспециализированных "университетских центральных больниц" со средней мощностью 1310 коек с зоной обслуживания около 750 тысяч человек;

- 16 центральных больниц мощностью 460 коек с зоной обслуживания в среднем 236 тыс. человек;

- 35 прочих специализированных больниц со средней мощностью 160 коек.

Средняя длительность пребывания на койке в больницах этого типа составляет 8 дней.

Все небольшие больницы переданы в сферу деятельности первичной врачебной помощи: 204 центра здоровья имеют больничные учреждения со средней мощностью 107 коек. В них развернуто 45 коек на 10 тыс. населения. Эти койки используются для госпитализации хронических больных, для долечивания и оказания медико-социальной помощи престарелым и инвалидам.

Переход на "региональную модель" и формирование межрайонных центров специализированной медицинской помощи позволяет обеспечить более высокий уровень качества предоставляемой медицинской помощи населению за счет повышения доступности всему населению новейших медицинских технологий и специализированных видов помощи.

Развитие межрайонных центров специализированной помощи является важным компонентом реструктуризации системы оказания медицинской помощи с учетом перехода в границах региона на многоуровневую (район, межрайонный центр, область) систему оказания медицинской помощи.

Однако сдерживающим фактором для перехода на региональные принципы построения сети больничных учреждений стало отсутствие адекватного механизма финансового обеспечения межрайонных центров.

Проведениедифференциацииможет быть проведено не только на уровне региона, но ина уровне отдельно взятого ЛПУ.В этом случаедифференциациябольничныхкоек идет по степени интенсивности лечебно-диагностического процесса на основе использования технологии поэтапного стационарного лечения больных с выделением этапов:

- интенсивного лечения,

- активного лечения,

- долечивания.

Эта организационная схема позволяет интенсифицировать использование больничных коек, значительно повысить качество стационарной медицинской помощи. Эта схема рассчитана на работу с хорошо организованной преемственностью ведения больного на этапах его пребывания в больничном учреждении.

Реструктуризация медицинской помощи региона и соответственно сети учреждений здравоохранения должна охватить все стороны и уровни лечебно-диагностического процесса. В этой связи роль органа здравоохранения в осуществлении реорганизации сети учреждений здравоохранения представляется определяющей как на стадии разработки рациональной модели сети ЛПУ, так и в проведении нормативных и плановых расчетов объемов помощи по уровням ее оказания и так же ресурсного и финансового ее обеспечения

Необходимость обеспечения всесторонней юридической, организационной, финансовой и методической поддержки новых организационных моделей и технологий требует проведения реформы в масштабах всего региона (области, края, республики).

Реорганизация стационарной медицинской помощи как одного из направлений реформы здравоохранения должна осуществляться при параллельном осуществлении реформы первичной медико-санитарной помощи на принципе семейной медицины.

Наши рекомендации