Использование имущества центральных и местных аптек, складов и местных материальных ресурсов

Медицинское снабжение осуществляется через областные органы управления здравоохранением, аптечные склады и аптеки, предприятия оптовой торговли лекарственными средствами, магазины и склады медицинской техники по принципу приоритетного обеспечения с учетом планируемых объемов работы и медико-тактической характеристики области (края), а также за счет создаваемых запасов медицинского имущества длительного хранения органами здравоохранения областей, краев, республик.

Аптечные склады и аптеки осуществляют медицинское снабжение через районное, центральные городские аптеки (ЦГА) и центральные районные аптеки (ЦРА), аптечные склады и базы медицинского снабжения, фармацевтические производственные предприятия. На ЦГА и ЦРА возложено руководство всей сетью аптек и аптечных киосков, имеющихся на территории города, района. Аптеки в составе лечебно-профилактических учреждений здравоохранения подчиняются их руководителям (главным врачам ЛПУ).

Закладкой, хранением и освежением имущества длительного хранения его целевым назначением ведают базы спецмедснабжения областей (краев).

Снабжение специальным имуществом предусмотрено органами здравоохранения через штабы по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий районов, городов, областей (краев).

Ответственные за медицинское снабжение органы и учреждения обеспечивают:

- определение потребности в медицинском, санитарно-хозяйственном и специальном имуществе для обеспечения учреждений здравоохранения;

- накопление, хранение, освежение запасов имущества, необходимого для оснащения учреждений и формирований МСГО;

- пополнение расходным имуществом учреждений и формирований МСГО в процессе их работы в экстремальных ситуациях с осуществлением принципа маневра имуществом между учреждениями района;

- выявление и использование местных материальных ресурсов имущества для нужд службы;

- ведение учета и отчетности по движению имущества, контроль за его целесообразным использованием;

- создание в масштабе области (края) автоматизированной системы оперативного управления снабжением медицинским и другим имуществом учреждений и формирований при их работе в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Наиболее сложным участком является работа ЦГА и ЦРА, через которые осуществляется получение медицинского имущества с аптечных складов, его выдача учреждениям и формированиям МСГО, создание неснижаемых запасов одновременно с решением задач по медицинскому снабжению учреждений здравоохранения.

Заведующие ЦГА и ЦРА организуют лекарственное обеспечение населения, планируют и проводят мероприятия ГО на своих объектах.

Для решения этих задач на аптечных складах и в аптеках создаются органы управления – штабы по делам ГО и ЧС объектов и формирования общего назначения. Их состав, функциональные обязанности должностных лиц определяются руководителями этих учреждений – начальниками объектов ГО. Состав штаба по делам ГО и ЧС аптечного склада может быть следующим (Слайд 8): начальник штаба, заместитель начальника штаба (один из заместителей заведующего складом) – председатель эвакуационной комиссии; 2-3 оперативных работника (из числа заведующих отделами склада), комендант Штаба, секретарь эвакокомиссии (из группы бухгалтерского учета).

Состав штаба по делам ГО и ЧС аптеки определяется ее категорией: от 5 до 3 чел. в аптеках I-IV категории, в остальных аптеках штабы по делам ГО и ЧС не создаются, работа по планированию всех мероприятий осуществляется заведующим аптекой.

На аптечном складе и в аптеках могут создаваться оперативные группы в составе 3-4 человек для решения определенных задач или при внезапно возникающих ситуациях.

К числу формирований общего назначения, создаваемых на аптечном складе и в аптеке, относятся: аварийно-техническое звено или спасательная группа; звенья пожаротушения (по одному на каждое отдельно стоящее здание); звенья по обслуживанию убежищ и укрытий (по одному на каждое защитное сооружение); санитарные посты (по одному на отдел или филиал аптечного склада, на аптеку); пост радиационного и химического наблюдения; звено связи к оповещения; эвакогруппа – в аптеках, эвакокомиссия – на аптечном складе.

Численность персонала в создаваемых формированиях определяется руководителем объекта, исходя из реальных возможностей. При ограниченных возможностях приоритетным является создание санитарного поста, поста радиационного и химического наблюдения, звеньев по обслуживанию защитных сооружений (при их наличии), звена связи и оповещения эвакооргана.

На аптечных складах и в аптеках I-II категории могут в соответствии с заданием создаваться аптечные летучки, которые обеспечивают доставку медицинского имущества формированиям и упреждениям, работающим в очагах. Их состав определяется исходя из потребностей и реальных возможностей по комплектованию персоналом, транспортом и имуществом.

Особая роль отводится аптекам лечебно-профилактических учреждений.

Заведующий аптекой отвечает за своевременное создание неснижаемого запаса медицинского имущества, его хранение, освежение и выдачу в установленные планом сроки формированиям МСГО и отделениям ЛПУ, за организацию медицинского снабжения (при возложении на него таких обязанностей).

Он имеет право представлять предложения по распределению имущества, организации его хранения и о порядке выдачи форми­рованиям и отделениям больницы, контролировать расходование имущества, изымать излишествующее.

Заведующий аптекой обязан (Слайд 9):

- участвовать в отработке планирующих документов по вопросам медицинского снабжения;

- представлять заявки на имущество неснижаемого запаса, своевременно получать его и комплектовать по отделениям и формированиям;

- обеспечить выдачу медицинского имущества формированиям и отделениям в соответствии с нормами их оснащения, закладку в установленные сроки в защитные сооружения;

- знать порядок, иметь документацию и организовать получение медицинского имущества со складов базы спецмедснабжения и др., руководить его расконсервацией;

- иметь расчеты вывоза медицинского имущества при эвакуации больницы, знать потребность больницы в кислороде, дистиллированной воде, необходимых средствах, изыскивать источники их поставок;

- изучать возможности использования местных ресурсов дляобеспечения работы больницы в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

- при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций и при ликвидации последствий проводить мероприятия по защите медицинского имущества.

Неснижаемый запас медицинского, санитарно-хозяйственного, специального имущества и оборудования создается в виде оперативно-тактического и стратегического резервов.

Оперативно-тактический резерв, предназначенный для обеспечения оперативной деятельности службы, составляет не менее 10% всего резерва службы и хранится в готовности к немедленной выдаче или в базовых лечебно-профилактических учреждениях.

К оперативно-тактическому резерву относится также неснижаемый запас станций переливания крови. Объемы накопления резервов определяются в соответствии с табелями оснащения и нормами учреждений и формирований МСГО.

Пополнение израсходованного оперативно-тактического резерва производится за счет стратегического резерва в течение 10 сут. с момента представления отчета о его расходовании. Отгрузку медикаментов и другого медицинско­го имущества базы осуществляют по письменному разрешению или телефонограмме руководителя здравоохранения или лица, уполномоченного решать данные вопросы.

Особого внимания требуют местные источники заготовки имущества, целый ряд его видов (спирт, нашатырный спирт, дистиллированная вода, сода, некоторые дезсредства, ткани для перевязки и др.).

Для более полного выявления и использования местных ресурсов имущества органы медицинского снабжения всех степеней должны поддерживать тесную связь с организациями, производственными предприятиями и торговыми учреждениями различных министерств и ведомств. Они должны заблаговременно изучать возможности области (края), города с целью изыскания и дополнительных резервов имущества, и возможной организации производства отдельных предметов из местного сырья, полуфабрикатов и отходов местной промышленности.

Например, кислорододобывающие установки и станции, имеющиеся на некоторых предприятиях, могут быть дополнительным источником получения медицинского кислорода, что крайне важно. Отходы производства химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей, текстильной, пищевой промышленности могут быть использованы в качестве дезинфицирующих, дегазирующих средств. На некоторых предприятиях (пищевой промышленности, ТЭЦ) не исключена возможность получения дистиллированной воды. Так как потребности в дистиллированной воде в учреждениях службы медицины катастроф довольно значительны, то дистиллированную воду нужно получать в союзе с другими предприятиями, а не только автономно. Выявленные дополнительные ресурсы имущества должны найти отражение в расчетной и планируемой документации органов меди­цинского снабжения краев, областей, городов и районов.

Контроль за хранением и учетом медицинского, санитарно-хозяйственного, специального имущества и оборудования, осуществляют соответствующие комиссии один раз в год.

Наши рекомендации