Структура. Бюджеты центральных и местных органов власти

Важнейшим инструментом макроэкономического регули­рования, наряду с кредитно-денежной, является и налогово-бюджетная политика государства.1

1 Английский термин fiscal policy переводится на русский язык по-разному . В одних случаях - как фискальная политика, в других - как налогово-бюджетная политика. См.: Мэнкью Г. Макроэкономика. М.,1994; Гальперин В. М., Гребен­ников П. И. и др. Макроэкономика. С-Пб.,1997; Самуэльсон П., Норд-хаус В. Экономика. 15-е издание. М.,1997; Словарь современной экономической теории Макмилла-на. М., 1997. В настоящем издании мы будем использовать термин на­логово-бюджетная политика как более точный по смыслу. Встреча­ющийся в других главах нашего учебника термин фискальная по­литика не несет в себе никакого иного смысла, и, если это не ого­варивается особо, используется в качестве синонима выражения на­логово-бюджетная политика.

Налогово-бюджетная политика - это воздействие государства науровень деловой активности по­средством изменения государствен­ных расходови налогообложения.Налогово-бюджетная политика влияет на уровень национального дохода и, следовательно, на уровень объема про­изводства и занятости, а также на уро­вень цен; она направлена против неже­лательных изменений экономической конъюнктуры, связанных как с безрабо­тицей, так и с инфляцией.

В гл. 20 изучалось влияние кредит­но-денежной политики на стабилизацию экономики. Примечательно, что после выхода в свет работ Дж. М. Кейнса в промышленно развитых странах при­оритет отдавался не кредитно-денеж­ной (монетарной), а именно налогово-бюджетной политике. В условиях глубо­кой депрессии, по Кейнсу, монетарная

Глава 22

Налогово-бюджетная система и налогово-бюджетная политика



политика может оказаться неэффективной (по крайней мере, теорети­чески). Почему именно - об этом подробнее будет сказано в Приложе­нии 2 к настоящей главе. Вывести экономику из состояния депрессии, согласно кейнсианскому подходу, в значительной мере могут автоном­ные инвестиции, осуществляемые за счет государства. Вот почему на­логово-бюджетная политика до 1950-х гг. - начала 1960-х гг. стояла на первом месте в ряду других инструментов государственного регулиро­вания. Лишь позже, когда спады стали менее глубокими, а инфляция -устойчивой и хронической, кредитно-денежная политика вышла на аван­сцену макроэкономического регулирования.

Итак, если мы хотим выяснить суть налогово-бюджетной политики, нужно рассмотреть, что представляет собой государственныйбюджет. Его можно определить как финансовыйсчет, в котором представле­насумма доходови расходов государства за определенный пери­од (обычно за год).Государственный бюджет можно рассматривать на стадии его окончательного утверждения законодательной властью как сумму ожидаемых налоговых поступлений и предполагаемых государ­ственных расходов. Особый интерес представляет собой анализ испол­нения государственного бюджета, в котором может наглядно проявить­ся расхождение между намерениями правительства и фактическими по­токами расходов и доходов.

Помимо федерального государственного бюджета, в ряде стран су­ществуют и внебюджетные фондысоциальной сферы. Так, в Российс­кой Федерации к ним относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд занятости населения, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В странах с федеративным государственным устройством, таких, как США, Россия, Германия и др., принято различать федеральный бюджет и бюджеты штатов (республик), а также местные бюджеты (например, городские, муниципальные и т. п.). Разделение полномочий в области налогообложения и расходов между бюджетами разного уровня называ­ется налогово-бюджетным федерализмом.

В российской статистике принято рассматривать государственные финансы с использованием следующей терминологии:

• консолидированный бюджет - бюджет, складывающийся из феде­рального, регионального и местных бюджетов;

• расширенный бюджет (бюджет «расширенного правительства») -федеральный бюджет в совокупности с внебюджетными фондами.

Через государственный бюджет перераспределяется значительная часть ВВП промышленно развитых стран - от 35 до 55%. В России в 2001 г. доля ВВП, перераспределяемого через федеральный бюджет, составляла около 17%, а через консолидированный бюджет - около 30%. Примечательно, что данные о государственных расходах, а также налоговых изъятиях могут многое сказать о степени вмешательства го­сударства в экономику. Но однозначной зависимости между долей государ-

ственных доходов или расходов (в процентном отношении к ВВП) и эффек­тивностью экономического развития страны не существует. Так, например, в СССР уровень государственной нагрузки на экономику был очень высо­ким и составлял приблизительно ту же величину, что и в странах с раз­витой рыночной экономикой - свыше 50% ВВП. Однако уровень дохода на душу населения и само «качество жизни» граждан капиталистичес­ких и социалистических стран различались не в пользу последних.

Рассмотрим, что представляет собой структура доходной и расход­ной статей федерального бюджета на примере России.

Таблица 22.1

Федеральный бюджет Российской Федерации (в процентах к ВВП, по кассовомуисполнению)1 в 2000 г.

2,5 0,4 7,2 3,2 0,4 13,7 2,3 16,0 0,4 2,7 0,3 0,1 1,5 0,2 0,9 1,9 2,4 3,0 13,5 2,4 -2,4 0,0 -2,4

ДОХОДЫ

Налог на прибыль

Подоходный налог

НДС и акцизы

Налог на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

Прочие налоги, сборы и платежи ИТОГО налоговых платежей

Неналоговые доходы ВСЕГО ДОХОДОВ РАСХОДЫ

Государственное управление

Национальная оборона

Международная деятельность

Судебная власть

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности Фундаментальные исследования

Услуги народному хозяйству

Социальные услуги

Обслуживание госдолга Прочие расходы ВСЕГО РАСХОДОВ ПРОФИЦИТ(+)/ДЕФИЦИТ(-)

Внешнее финансирование

Внутреннее финансирование

Общее финансирование

Источник: www.iet.ru (Институт экономики переходного периода)

1 Кассовое исполнение бюджета рав­но сумме израсходованных распорядите­лями бюджетных средств (т. е. без учета средств, оставшихся на их счетах).

Глава 22

Статьи бюджета, относящиеся к доходной части, не требуют специальных комментариев, за исключением графы «неналоговые доходы». Под ними под­разумеваются доходы от продажи принадлежащего государству имущества, до­ходы от государственной собственности или от деятельности, а также доходы от внешнеэкономической деятельности. Расходная часть бюджета также весь­ма очевидна. Профицит или дефицит государственного бюджета рассчитывает­ся как разница между графой «Всего доходов» (16,0% к ВВП) и графой «Всего расходов» (13,5%), т. е. с учетом некоторой погрешности получаем цифру 2,4%. В случае превышения расходов над доходами речь шла бы о дефиците госу­дарственного бюджета, что и было характерным для федерального бюджета России до 2000 г.

В странах с федеративным устройством доходы и расходы местных органов власти имеют несколько иную структуру. В них отсутствуют рас­ходы на национальную оборону, поддержку исследований космоса и др. Но в них относительно большую долю занимают расходы на образова­ние, медицинское обслуживание; местные республиканские налоги так­же отличаются от федеральных (см. далее табл. 22.3 в § 2).

В заключение данного параграфа важно отметить, что бюджет -это всегда компромисс между различными социальными группами, кото­рые представлены в законодательном органе избранными политиками. Ведь утверждение конкретных цифр бюджета - это не абстрактные мате­матические упражнения. За утвержденными параметрами расходов стоят такие «бюджетополучатели», как работники здравоохранения, образова­ния, регионы, рассчитывающие на дотации, военнослужащие и т. д. При не­изменных объемах расходов увеличение бюджетных выплат одним груп­пам населения может осуществляться лишь за счет урезания других ста­тей расходов. Как нам уже известно из теории общественного выбора, утверждение парламентом объема и структуры расходов и доходов на­ходится под мощным давлением различных лоббистских групп, что не­редко становится причиной принятия неэффективных с общественной точки зрения решений (см. гл. 17, § 2, 3).

§ 2. Налоги и их виды.

Принципы налогообложения

Основным источником поступлений в доходную часть бюджета являются налоги. В 2001 г. на налоговые доходы приходилось приблизительно 86% доходов Федерального бюджета РФ.

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Обязанность граждан платить законно установленные налоги закреплена в ст. 57 Конституции РФ.

В соответствии с новым Налоговым Кодексом РФ (ст. 8) под налогом пони­мается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с

Налогово-бюджетная система и налогово-бюджетная политика

организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства. От налога следует отличать сбор, представляющий собой обязательный взнос, уплата кото­рого является одним из условий совершения в интересах плательщиков юриди­чески значимых действий государственными органами, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Основными категориями в налоговом законодательстве являются понятия объекта налогообложенияи налоговойставки. Объектом налогообложенияназывается имущество, на стоимость которого на­числяется налог. Например, при взимании налога на прибыль закон устанавливает, какие виды затрат и в каком размере могут быть от­несены фирмой на себестоимость продукции, тем самым определяя, какая часть выручки считается прибылью и облагается налогом. На­логоваяставкапредставляет собой размер налога на единицу обло­жения.

По способу изъятия налоги подразделяются на прямыеи косвен­ные. Прямые налогивзимаются с непосредственного владельца объек­та налогообложения. Среди этого вида налогов наиболее известен по­доходный налог, хотя с точки зрения истории налогообложения он еще достаточно молод (впервые он был введен в Англии в 1799 г., а в США применяется лишь с 1913 г.). Примерами прямых налогов могут также служить налог на прибыль, налог на наследство и дарения, налог на имущество.

Косвенные налоги,в отличие от прямых, уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств го­сударству. Некоторые из них даже указываются отдельной строкой в счете за товар или на его ценнике. К таким налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж, акцизы (аналог налога с продаж, дополнительно начисляемый на определенные виды товаров - алкоголь, табак, деликатесы, ювелирные изделия и др., который иног­да называют «налогом на вредные привычки» или роскошь), таможен­ные пошлины.

Косвенные налоги являются весомой частью налоговых платежей в федеральный бюджет РФ. Так, в бюджете РФ за 2001 г. доля доходов государства, полученных за счет косвенных налогов, составляла около 60% от всех налоговых поступлений.

По характеру начисления на объект обложения налоги и, соответ­ственно, налоговые системы подразделяются на прогрессивные, рег­рессивныеи пропорциональные.

При прогрессивном налогообложении ставки налога увеличиваются по мере роста объекта налога. Другими словами, владелец большего

Глава 22

Налогово-бюджетная система и налогово-бюджетная политика



Структура. Бюджеты центральных и местных органов власти - student2.ru дохода платит не только большую сумму в абсолютном выражении, но и в относительном по сравнению с владельцем меньшего дохода.

Наиболее характерным примером прогрессивного налога является подоходный налог с физических лиц.

Из приведенной ниже таблицы 22.2 можно уяснить принцип дей­ствия прогрессивной шкалы подоходного налога, действовавшего в Рос­сии до 1 января 2001 г.

Таблица 22.2 Предельные налоговыеставки на доходы физических лиц в 2000 г.

Размер облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году Предельные налоговые ставки и сумма налога
До 50 000 руб. От 50 001 руб. до 150 000 руб. От 150 001 руб. и свыше 12% 6000 руб. + 20% с суммы, превышающей 50 000 26 000 руб. + 30% с суммы, превышающей 150 000

С 1 января 2001 г. в Российской Федерации введена так называе­мая «плоская» шкала налогообложения доходов физических лиц, или пропорциональная система налогообложения. В соответствии со ст. 224 Налогового Кодекса РФ, «налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей».

Для прогрессивных налогов большое значение представляют поня­тия среднейи предельной налоговойставки.Средней ставкой нало­га называется отношение суммы налога к величине облагаемого им до­хода. Предельная налоговая ставка - это ставка обложения налогом до­полнительной единицы дохода. В соответствии с представленной выше шкалой подоходного налога предельная ставка налога может принимать строго 3 значения. Среднюю же ставку легко вычислить для любого уровня дохода. Например, при совокупном доходе 75 000 руб. предель­ная ставка будет равна 20%, а средняя вычисляется по формуле:

Средняя налоговая ставка = Валовой уплачиваемый налог / Вало­вой (совокупный) полученный доход, т.е. в нашем примере (в процент­ном выражении):

6000 + (75000 - 50000) х 0,2 х ш% = Q% 75000

Регрессивный налог- это налог, который в денежном выражении равен для всех плательщиков, т. е. составляет большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода. Это, как правило, косвенные налоги: при покупке облагаемого акцизом товара (например, черной икры) государство не может установить, а продавец получить с покупа­теля с более высоким уровнем дохода сумму по более высокой ставке

налога.

Пропорциональный налог- это налог, при котором налоговая ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта обложе­ния. К такого рода налогам, в частности, относятся налоги на имущество предприятий и физических лиц. Вне зависимости от различной стоимо­сти имущества разных предприятий при начислении этого налога в Рос­сии действуют равные ставки налога.

Система налогообложения в России,закрепляемая Налоговым Ко­дексом, представляет собой три уровня: федеральный, региональный и местный. Конкретные виды налогов и сборов в разбивке по уровням представлены в таблице 22.3.

Таким образом, Налоговый Кодекс РФ закрепляет 28 видов налогов и сборов. На сегодняшний день количество налогов остается в России достаточно большим, что существенно усложняет порядок их исчисле­ния и уплаты. К примеру, в США действует только 10 основных налогов и еще 4 вида, применяемые на уровне отдельных штатов. Несмотря на такое разнообразие налогов, существенную долю в доходах бюджета составляют, как правило, лишь несколько из них. Структура поступле­ний налоговых платежей в консолидированный бюджет Российской Фе­дерации такова, что львиная доля налоговых доходов приходится на НДС, налог на прибыль и акцизы, т. е. 24,7%, 27,8% и 10,8% соответ­ственно. Подоходный налог с физических лиц в РФ составил в 2000 г. лишь 12,1% в общей сумме налоговых поступлений, в то время как в США, Западной Европе и других промышленно развитых странах он составляет 20-30%.

Как правило, существует определенный перечень льгот по каждому налогу. Однако существует особый порядок комплексных налоговых льгот, устанавливаемых государством, которые могут оказывать суще­ственное влияние на процесс воспроизводства. Такими льготами явля­ются ускоренная амортизация и инвестиционный налоговый кредит.

Политика ускоренной амортизации способствует сокращению сроков амортизационных отчислений путем увеличения размеров годовой нор­мы отчислений. Таким образом, сокращаются сроки окупаемости обору­дования и у производителей появляются стимулы для инвестиций в пе­редовые технологии. Проводя такую политику, государство тем самым отказывается от определенного дохода в виде части налога на прибыль в пользу увеличения степени конкурентоспособности национальной эко-





-------------------- .______ ___________ Глава 22

Таблица 22.3 Трехуровневаясистема налогови сборов Российской Федерации

Федеральные налоги и сборы
Региональные налоги и сборы

Местные налоги и сборы

Налог на имуще­ство организаций Налог на недвижи­мость Дорожный налог Транспортный на­лог Налог с продаж Налог на игорный бизнес Региональные ли­цензионные сборы
  Земельный налог Налог на имуще­ство физических лиц Налог на рекламу Налог на пользо­вание или даре­ние Местные лицензи­онные сборы

Налог на добавленную сто­имость

Акцизы на отдельные виды то­варов (услуг) и отдельные виды минерального сырья

Налог на прибыль (доход) ор­ганизаций

4. 5.

Налог на доходы от капитала

Подоходный налог с физичес­ких лиц

Взносы в государственные со­циальные внебюджетные фон­ды

Государственная пошлина

Таможенная пошлина и тамо­женные сборы

Налог на пользование недрами

Налог на воспроизводство ми­нерально-сырьевой базы

Налог на дополнительный до­ход от добычи углеводородов

12. Сбор за право пользования
объектами животного мира и
водными биологическими ре­
сурсами

Лесной налог

Водный налог

Экологический налог

Федеральные лицензионные сборы

Источник: Налоговый Кодекс РФ, ст. 13-15

Налогово-бюджетная система и налогово-бюджетная политика

номики. Наиболее ярким примером политики такого рода служит поли­тика администрации Рейгана в США, оказавшая существенное влияние на увеличение темпов роста экономики США в 1980-х гг.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой отсрочку по уплате части налоговых платежей на определенный срок. По российс­кому законодательству воспользоваться такой отсрочкой имеют право предприятия, проводящие НИОКР или техническое перевооружение производства. Кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет. Сумма кредита ограничивается 30% от стоимости оборудова­ния и не может превышать 50% от суммы начисленного к уплате нало­га. Размер процентов по инвестиционному налоговому кредиту устанав­ливается в пределах от 1/2 до 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Подходы к проблеме справедливости и эффективности распреде­ления налогового бремени нашли свое отражение в принципах на­логообложения.

По принципу получаемыхблагфизические и юридические лица должны уплачивать налог пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Наиболее характерным примером его приме­нения является налог на бензин, уплачиваемый автовладельцами, сред­ства от которого идут на поддержание дорог в хорошем состоянии. Од­нако, широкое применение этого принципа, несмотря на его привлека­тельность с точки зрения справедливости распределения налогового бремени, весьма проблематично. Во-первых, невозможно определить степень использования общественных благ, производимых государ­ством, каждым из экономических агентов. Очевидно, что даже в нашем примере с автодорогами от их хорошего качества получают дополни­тельные выгоды не только водители. Во-вторых, принцип полученных благ неприменим в отношении социальных расходов государства - в противном случае нужно было бы перекладывать бремя выплат посо­бий по безработице на самих же безработных.

Принцип платежеспособности предусматривает, что тяжесть нало­гового бремени должна зависеть от размера получаемого дохода, при­чем владелец более высокого дохода должен платить не только абсо­лютно, но и относительно более высокие налоги. В основе этого прин­ципа лежит анализ предельной полезности каждой дополнительной еди­ницы получаемого дохода. Такой подход приводит к выводу, что допол­нительный рубль дохода менее обеспеченного лица приносит ему боль­шую полезность, чем дополнительный рубль дохода более обеспечен­ного. Следовательно, задача состоит в том, чтобы установить такой уро­вень налогов, при котором разные по величине потери дохода облада­ли бы равной полезностью для их владельцев. Однако, на практике та­кая задача вряд ли разрешима. Противники этого принципа выдвигают

Глава 22

Налогово-бюджетная система и налогово-бюджетная политика



§3.

следующие аргументы. Во-первых, в случае его использования нерав­номерно искажаются результаты рыночной деятельности людей; во-вто­рых, у обладателей высокого дохода либо снижаются стимулы к веде­нию хозяйственной деятельности, либо повышаются стимулы к сокры­тию доходов от налогообложения.1

Рассматривая вопросы налогообложения, мы неоднократно подчер­кивали определяющую роль налогов в формировании доходов государ­ства. В этом проявляется их собственно фискальная функция(попол­нение доходов казны). Однако, помимо задачи обеспечения финансиро­вания государства, налоги могут существенно влиять как на структуру национальной экономики, так и на экономическое поведение людей. Эту функцию налогов принято называть регулирующей.Круг задач, кото­рые решает с ее помощью государство, можно определить как регули­рование качественных и количественных параметров воспроизводства и стимулирование роста общественного богатства. Регулирующая фун­кция проявляется в проводимой государством налоговой политике (см. подробнее следующие параграфы данной главы).

Первое направление налоговой политики связано с уровнем и со структурой налоговой нагрузки на бизнес. Существующие государствен­ные приоритеты могут выражаться в таких мерах налогового регулиро­вания, как установление льготных ставок налогов или налоговые осво­бождения для определенных отраслей экономики или, что встречается достаточно часто на практике, для фирм, представляющих малый и средний бизнес.

1 Дж. С. Милль так выразил свой взгляд на эту проблему: «Облагать большие доходы бо­ лее высоким процентом, нежели мелкие, значит облагать налогом трудолюбие и бережливость, на­ казывать человека за то, что он работал усерднее и сберег боль­ ше, нежели его сосед». (Цит. по: Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994. С. 206). 2 «Все начиналось с десяти­ ны». Сборник статей немецких исследователей истории налого­ обложения. М., «Прогресс». 1992. С. 389.

Второе направление имеет большое значение для формирования сти­мулов и ожиданий населения и, прежде всего, связано с величиной ставок налога на заработную плату и подоходного налога. Высокий уровень этих налогов может вызвать такие негативные эффекты, как уменьшение экономической активности населения и сокрытие доходов. Очевидно, что при установлении на­логовых ставок не стоит забывать о «на­логовой таблице умножения», автором которой является английский писатель и сатирик Джонатан Свифт. В 1728 г. он предупреждал политиков, что при повы­шении налогов действие дважды два не означает получения результата, равного четырем, и вполне вероятно может быть равным единице.2 О закономерностях та­кого рода арифметики речь пойдет в сле­дующем параграфе.

Кривая Лаффера

Каков оптимальный уровень налоговой ставки? И суще­ствует ли он вообще? А если существует, то может ли он быть одинако­вым для всех стран, независимо от их национальных особенностей, включающих многие компоненты экономического поведения людей (мо­тивация труда, готовность платить налоги и т. д.)? Эти важные вопросы рассматриваются в связи с одной из наиболее знаменитых кривых в эко­номической теории - кривой Лаффера, которая описывает связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями в государственный бюджет. Согласно концепции американского экономиста Артура Лаффера, наибо­лее известного сторонника теории экономики предложения (см. подробнее гл. 26), стремление правительства пополнить казну, увеличивая налоговый пресс, может привести к противоположным результатам. Это и продемон­стрировал американский ученый при помощи своей известной кривой.

юо %

75%

50%

Структура. Бюджеты центральных и местных органов власти - student2.ru На рис. 22.1 можно увидеть графическую интерпретацию основной идеи Лаффера. Поступление налогов в госбюджет (Т) откладывается на оси абсцисс, на оси ординат - предельная налоговая ставка (f). В дан­ном случае предполагается, что речь идет о ставке подоходного налога. По мере роста ставок налога от 0 до 100% доходы государственного бюджета (налоговая выручка) будут вначале расти от 0 до некоего мак­симального уровня (точки М, соответствующей, допустим, 50% ставке налога), а затем снижаться опять до 0. Мы видим, что стопроцентная ставка налога дает такие же поступления в бюджет, как и нулевая став­ка: налоговые доходы госбюджета просто отсутствуют. Ставка налога, изымающая весь доход, является ничем иным, как конфискационной мерой, в ответ на которую легальная деятельность будет просто свора­чиваться или «уходить в тень».

t - ставка

25%

налогообложения Т - доходы

государственного

бюджета

Кривая Лаффера

Рос. 22.1.



&>©



Глава 22

Налогово-бюджетная система и налогово-бюджетная политика



РА

Структура. Бюджеты центральных и местных органов власти - student2.ru

Структура. Бюджеты центральных и местных органов власти - student2.ru Лаффер считал, что, если экономика находится, например, в точке К, то сокращение налоговых ставок будет приближать налоговую выруч­ку к уровню точки М, т. е. к максимальному уровню доходов государ­ственного бюджета. Этот результат, по Лафферу, связан с тем, что бо­лее низкие налоговые ставки могут повысить стимулы к труду, сбереже­ниям и инвестициям и в целом приведут к расширению налоговой базы. Снижение налоговых ставок, вызывая стимулы к расширению производ­ства и занятости, уменьшит необходимость трансфертных выплат, напри­мер, пособий по безработице, уменьшится социальная нагрузка на бюджет. Таким образом, если экономика находится в той области кривой Лаффера, которая выше точки М, мероприятия по снижению налоговых ставок при­ведут к увеличению доходов госбюджета. Повышение же налоговых ста­вок целесообразно лишь в той области, которая находится ниже точки М, например, в точке L.

Критики идей Лаффера выдвинули ряд возражений. Во-первых, так ли эластично предложение труда, чтобы его реакция на снижение нало­говых ставок вызвала значительный рост деловой активности? Эмпири­ческие исследования показали, что нет однозначной зависимости меж­ду снижением налоговых ставок и увеличением предложения труда. Одни группы людей при ослаблении налогового бремени действитель­но готовы больше трудиться, в то время как другие, почувствовав себя реально богаче, предпочитают больше времени отводить досугу. Во-вто­рых, снижение налоговых ставок - это мероприятие, имеющее длитель­ный лаг воздействия. Увеличение совокупного предложения возможно лишь в отдаленной перспективе, а не сразу же после снижения ставок. Следовательно, на краткосрочных временных интервалах возникает опасность сокращения доходов казны. В-третьих, как видно на рис. 22.2а, вполне вероятно, что снижение налоговых ставок скорее вызовет не сдвиг вправо кривой совокупного предложения (AS), а сдвиг в том же направлении кривой совокупного спроса (AD), как это видно на рис. 22.26. Причем правостороннее смещение кривой AD в условиях, когда экономика находится на промежуточном или классическом (вертикальном) отрезках кривой совокупного предложения, чревато повышением общего уровня цен. В-четвертых, кто может со стопроцентной уверенностью сказать, что существующая налоговая система соответствует тому отрезку кривой Лаффера, который находится выше точки /И? А если в действительности налоговая система соответствует тому участку кривой, который расположен ниже точки М? Ведь тогда снижение налоговых ставок с неизбежностью вызовет снижение налоговых поступлений в бюджет.

На практике идеи А. Лаффера, поскольку он был одним из весьма влиятельных консультантов администрации Р. Рейгана, были в значи­тельной мере воплощены в налоговых реформах 1981 и 1986 гг. в США.



Y,

О Y0

а) предположение А. Лаффера

Наши рекомендации