Выберите правильный ответ
1. Грудной возраст продолжается:
а 10 мес б 12 мес в 1,5 года г 2 года
2. Кожа новорожденного и грудного ребенка:
а богато кровоснабжена
б слабо васкуляризирована
в сухая
г бледная
3. Плохо развитой функцией кожи является:
а дыхательная
б витаминообразующая
в выделительная
г терморегуляционная
4. Сроки закрытия большого родничка (мес):
а 12 – 16 б 10 – 12 в 6 – 9 г 3 – 6
5. Гипертонус мышц сгибателей сохраняется у ребенка приблизительно до:
а 2 мес б 4 мес в 6 мес г 8 мес
6. Частые срыгивания грудного ребенка связаны (2):
а со слабостью кардиального сфинктера желудка
б со слабостью пилорического сфинктера желудка
г с горизонтальным расположением желудка
в с недостаточной активностью пищеварительных желез
7. Оценку физического развития начинают с:
а определения соматотипа
б определения гармоничности
в антропометрии
г определения варианта развития
8. Среднемесячная прибавка массы в I полугодии равна (г):
а 1000 б 800 в 600 г 400
9. Среднемесячная прибавка массы во II полугодии равна (г):
а 800 б 700 в 600 г 400
10. За первый год жизни рост ребенка увеличивается на (см):
а 10 б 15 в 25 г 35
11. Среднемесячная прибавка окр. головы на 1 году составляет:
а 2 см б 1,5 см в 1,3 см г 1 см
12. Среднемесячная прибавка окружности груди на 1-ом году составляет (см):
а 2 б 1,5 в 1,3 г 1
13. Окружность груди и головы уравнивается в возрасте (мес):
а 2 – 3 б 3 – 4 в 4 – 5 г 5 – 6
14. Антропометрию на 1-ом году жизни проводят:
а 1 раз в мес.
б 2 раза в месяц
в 1 раз в 3 месяца
г 2 раза в квартал
15. К линиям нервно-психического развития относятся:
а настроение
б характер бодрствования
в навыки
г контактность
16. К параметрам поведения относятся:
а игра
б речь активная
в эмоции
г сон
17. Гимнастический комплекс №1 включает упражнения:
а пассивные б активные
в рефлекторные г игровые
Самостоятельная работа студентов на
Практическом занятии
I. ЗАДАНИЯ
№ 1. Впишите сроки развития основных статокинетических функций ребенка первого года жизни.
Держит голову ______________________ мес.
Сидит ______________________________ мес.
Ходит ______________________________ мес.
№ 2. Впишите основные функции кожи.
1. ____________________________________________________
2. ____________________________________________________
3. ____________________________________________________
4. ____________________________________________________
5. ____________________________________________________
№ 3. Установите соответствие.
Периоды жизни (в мес) Прирост в длину за 1 мес (в см)
1. 1 – 3 а) 1,5
2. 4 – 6 б) 1
3. 7 – 9 в) 2,5
4. 10 – 12 г) 3
д) 2
1 __________ 2 __________ 3 __________ 4 __________
№ 4. Установите соответствие.
Периоды жизни (в мес) Формулы расчета массы тела
1. 1 – 6 а) 10 + 2n
2. 7 – 12 б) Mр + 800х6 + 400(n - 6)
в) 20 + 3(n - 5)
г) 3n + k
д) Мр +800хn
1 __________ 2 __________ 3 __________ 4 __________
II. ЗАДАЧИ
№ 1.
В поликлинику на прием пришла мама с ребенком 4-х мес. Жалобы мамы на отставание девочки в физическом развитии.
Оцените физическое развитие ребенка.
Параметры При рождении В 4 месяца
Масса 4200 г 7000 г
Рост 56 см 70 см
Окр. груди 34 см 39 см
Окр. головы 35 см 38 см
___________
№ 2.
Вы работаете м/с в поликлинике. К вам обратилась соседка с просьбой осмотреть и оценить ФР мальчика 7 месяцев.
Параметры При рождении В 7 месяцев
Масса 3000 г 8000 г
Рост 52 см 66 см
Окр. груди 34 см 42 см
Окр. головы 35 см 42 см
____________________
№ 3.
При рождении у девочки: масса – 3500г, длина – _54см, окружность головы – 36___ см, груди – 34___ см.
При осмотре: ребенок лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья, высоко поднимая голову. В вертикальном положении задерживает взгляд на игрушке или говорящем человеке. Иногда наталкивается руками на игрушки, висящие над грудью. Оживляется, когда на него обращают внимание, гулит.
Задание:
1. Определите возраст ребенка по НПР. ______________________________________________
2. Рассчитайте долженствующие массу, длину тела, окр. головы и груди. ___________
№ 4.
На прием в детскую поликлинику пришла мама с сыном: при рождении Мр– __4000______ г, длина – ___56___см, окр. головы – 35______см, окр. груди – _34____см.
При осмотре: ребенок громко, повторно произносит слоги, ищет и находит глазами предметы и лица, когда их называют, сам садится и ложится. Долго занимается игрушками, рассматривает их, постукивает игрушкой об игрушку. Пьет из чашки, которую держит взрослый. Настроение бодрое, аппетит плохой, засыпает медленно, с укачиванием.
Задание:
1. Определите возраст ребенка по НПР. ______________________________________________
2. Рассчитайте долженствующие массу, длину тела, окр. головы и груди. ___________
III. ОТРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
Для выполнения практических навыков воспользуйтесь алгоритмами, данными в приложении.
Оценка за занятие __________________
Подпись преподавателя _____________
Задание на следующее занятие
Тема: Особенности вскармливания детей раннего возраста.
Доклады, рефераты, беседы, презентации:
- «Естественное вскармливание – залог здоровья»
- «Гипогалактия – причины, профилактика, лечение»
- «Как сохранить грудное вскармливание»
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
Большой родничок закрывается к 12 – 16 мес.
Первые зубы появляются в 6 мес.
Формула расчета количества молочных зубов:
Х = n – 4, где n – число месяцев до 24.
ЧД в 6 мес – 35-40 в мин, к 12 мес – 30-35.
ЧСС к году – 120-125 в мин.
Частота мочеиспусканий до 6 мес – 15-20, к году – 10-15 раз/сут.
Объем желудка к году – 200-250 мл.
Расчет массы тела по формуле А.В.Мазурина:
I полугодие Мд = Мр + 800 · n
II полугодие Мд = Мр + (800 · 6) + 400 ·(n - 6), где
Мр – масса при рождении; Мд – долженствующая масса;
800 – средняя ежемесячная придавка массы в I полугодии;
400 - средняя ежемесячная придавка массы во II полугодии;
800 ·6 – средняя прибавка массы за I полугодие;
n – возраст ребенка.
Kоэффициент поправки для массы тела k = ± 10% от Мд.
Kоэффициент поправки для длины тела k = ± 5% от долженствующей.
Kоэффициент поправки для окружности груди k = ± 3,5 см.
Kоэффициент поправки для окружности головы k = ± 2,5 см.
Закономерности физического развития ребенка 1-го года
Возраст (мес) | Масса тела | Рост | Окр. головы | Окр. груди | ||||
за мес. | всего | за мес | всего | за мес | всего | за мес | всего | |
1,3 | 1,3 | |||||||
1,3 | 2,6 | |||||||
1,3 | 3,9 | |||||||
2,5 | 11,5 | 1,3 | 5,2 | |||||
2,5 | 1,3 | 6,5 | ||||||
2,5 | 16,5 | 1,3 | 7,8 | |||||
1,5 | 1,3 | 9,1 | ||||||
1,5 | 19,5 | 1,3 | 10,4 | |||||
1,5 | 1,3 | 11,7 | ||||||
1,3 | ||||||||
1,3 | 14,3 | |||||||
1,3 | 15,6 |
Оценка физического развития
Длина по возрасту
Правила пользования центильными таблицами для оценки физического развития детей раннего возраста
1. Уточнить пол и возраст ребенка, провести антропометрию.
2. Найти вертикальный коридор длины по массе, запомнить номер коридора.
3. Найти горизонтальный коридор длины по возрасту, запомнить номер коридора.
4. Найти пересечение коридоров по таблице «Оценка физического развития ребенка».
5. Записать заключение в пересечении коридоров.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
Тема: Особенности вскармливания детей раннего
Возраста.
Цель занятия: изучить особенности процессов пищеварения у детей раннего возраста, виды и основы рационального вскармливания, правила введения докорма и прикорма, формулы расчета объема питания, овладеть навыками составления суточного рациона питания детям раннего возраста.
В результате подготовки к занятиюстудент должен
знать:
· особенности пищеварения у детей раннего возраста;
· виды вскармливания и их характеристику;
· преимущества грудного вскармливания;
· правила кормления грудью;
· причины, степени и методы профилактики гипогалактии;
· критерии достаточности питания;
· формулы для расчета суточного и разового количества пищи для детей 1-го года жизни;
· определение докорма и прикорма, сроки и правила их введения.
уметь:
· собрать информацию о вскармливании ребенка;
· рассчитать разовый и суточный объем кормления;
· провести контрольное кормление;
· составить схемы кормления в зависимости от возраста и характера вскармливания;
· выявить признаки перекорма и недокорма;
· дать рекомендации по сохранению грудного вскармливания;
· приготовить блюда прикорма и докорма.
При подготовке к занятию необходимо изучить
алгоритмы выполнения манипуляций:
1. Взвешивание ребенка в разные возрастные периоды.
2. Контрольное кормление.
3. Составление меню по алгоритму.
Рекомендуемая литература:
1. Ежова Н.В. Педиатрия: Практикум, с 25-43.
2. Запруднов А.М. Детские болезни, с 77 – 85.
3. Крюкова Д.А.. Здоровый человек и его окружение, раздел II, с 91-111.
4. Святкина К.А. Детские болезни, с 55 – 64.
5. Сборник лекций.
6. Тульчинская В.Д. Здоровый ребенок, с 161 – 180.