Правила эффективного общения с пациентом
1. Создать приятную атмосферу общения
2. Добиться доверительного отношения с пациентом
3. Говорить на языке пациента
4. Уметь слушать
5. Обратить внимание на свой внешний вид и расстояние до собеседника
6. Точно формулировать вопросы
Алгоритм действия медсестры при общении с пациентом Знакомство с пациентом Первое впечатление производит сильный эффект, надолго остается и создает мнение о Вас, поэтому хорошим началом будет теплое приветствие, милая улыбка. Даже, если в отделении или клинике много других дел, пациент должен ясно чувствовать доброе и искреннее расположение. 1) посмотрите пациенту в лицо, улыбнитесь, тепло поприветствуйте пациента; 2) представьтесь, сообщите свое имя, должность; 3) спросите имя пациента; 4) объясните ситуацию в отделении и роль, которую Вы будете выполнять в процессе лечения; 5) ознакомьте с отделением и лечебно-охранительным режимом; 6) проводите пациента до палаты, укажите пациенту на его койку; 7) проверьте, все ли в порядке на его кровати, в палате; 8) представьте пациента его соседям по палате. Общение с пациентом с нарушением зрения Алгоритм общения с пациентом с нарушением зрения (сопровождение на ультразвуковое обследование) 1) подробно объясните цель и ход исследования; 2) объясните пациентке подготовку к исследованию; 3) убедитесь, что она Вас поняла; 4) проводите пациентку в кабинет УЗИ; 5) окажите необходимую помощь; 6) проводите до палаты. Общение с пациентом с нарушением слуха - подходите всегда спереди, чтобы пациент мог вас видеть. Используйте в разговоре простые слова, говорите громко, четко, но не кричите, чтобы пациент мог следить за Вашими губами и выражением лица. Тщательно следите за невербальными средствами выражения. Пользуйтесь прикосновениями как средством поощрения пациента к общению. Используйте карточки с рисунками, схемы или письменные сообщения. Пишите аккуратно и без ошибок. 1) уменьшите фоновый шум (закройте дверь, окно, выключите радио, телевизор т.д.); 2) перед разговором подойдите так, чтобы пациент мог Вас видеть; 3) предложите ему воспользоваться аппаратом; 4) в доступной форме объясните пациенту необходимую информацию; 5) убедитесь, что пациент Вас понял; 6) напишите информацию на листке. Обучение в сестринском деле
«Не думайте, что за больным может ухаживать всякий. Это дело трудное, требующее навыка, умения, знаний». (Ф. Найтингейл.)
Обучение в сестринском деле или сестринская педагогика включают в себя преподавательскую деятельность медицинских сестер и организацию обучения больных и их родственников.
Задачами обучения являются: профилактическая работа с населением, пропаганда здорового образа жизни и подготовка пациента к максимальной адаптации в болезни. Медсестра должна суметь вызвать у пациента желание обучаться, т.е. мотив, например, сохранение и укрепление здоровья, восстановление утраченного здоровья, облегчение состояния пациента, необходимость осуществлять самоуход. У каждого обучаемого мотивация индивидуальная, она зависит от содержания, приемов, форм и разнообразия методов обучения.
Средства обучения: вербальные, технические, учебно-наглядные пособия и специальное оборудование обеспечивают качественное усвоение знаний и формирование навыков у пациента.
Функции медицинской сестры как преподавателя
Терапевтическое обучение становится частью ежедневной жизни пациента, его психологического окружения, затрагивает семью, родственников. Задачами качественного обучения являются подготовка пациента к самоуходу, повышение качества его жизни, улучшение состояния здоровья или адаптация к измененному состоянию. Сегодня пациент является непосредственным участником лечебного процесса. Современные подходы к лечению, работа «школ» сестринского обучения больных дают возможность пациентам, страдающим различными заболеваниями, жить долго и вести активный образ жизни. С больными проводят занятия по обучению техники выполнения инъекций, расчета дозировки лекарств, дают информацию о заболевании, профилактике осложнений, принципах диеты.
Обучение может проводиться двумя способами: формальным и неформальным. При обучении учитывается пол, возраст, профессия, образование пациента, наличие у него навыков самоконтроля, нарушений зрения и слуха. Обучение является важной функцией сестринского дела, помогающей пациентам адаптироваться к своему состоянию, сохранить максимально возможный комфортный уровень жизни. Процесс обучения пациента и его семьи зависит от профессионализма медсестры, ее опыта, знаний, умений и навыков. Она должна обучать пациента и членов его семьи конкретным навыкам самоухода и взаимоухода, уходу за ребенком, приему лекарств, подготовке к исследованиям, рациональному питанию, адекватной физической нагрузке. Для этого ей необходимы знания познавательной, эмоциональной и психомоторной сфер обучения пациента, на которые она сможет профессионально воздействовать. Информацию пациенту следует давать, соблюдая принципы обучения: доступно, поэтапно, от простого к сложному для овладения знаниями, умениями и навыками самоухода.
Медсестра должна иметь организаторские способности, быть коммуникабельной и конструктивной, а также всегда помнить о медицинской этике, деонтологии и сестринской философии, отличаться культурой общения и высоким творческим потенциалом.