Iii. критерии допуска к сдаче итогового модульного контроля (экзамена)
К сдаче итогового модульного контроля, который проводится в конце изучения дисциплины, допускаются студенты, которые:
1. Посетили все практические занятия и лекции либо отработали пропущенные занятия в установленном порядке.
2. Имеют положительную оценку за содержательные модули (итоговые занятия).
3. Имеют текущую успеваемость за каждый семестр 40 баллов и выше.
4. Имеют тетрадь с протоколами самостоятельной работы.
5. Сдали ректорский контроль с результатом не менее 75% правильных ответов.
План проведения практического занятия:
1. Организационный момент – 3 минуты.
2. Обсуждение теоретических вопросов темы практического занятия – 10 минут.
3. Инструктаж по практической части занятия – 10 минут.
4. Самостоятельная работа студентов на практическом занятии – 30 минут.
5. Проверка усвоения темы – 25 минут.
6. Домашнее задание – 2 минуты.
Литература:
1. Синельников Р. Д. Атлас анатомии человека. – М. : Медицина, 1996. –Т. 2-4.
2. Анатомия человека. В двух томах. Том второй / Под ред. проф. М.Р. Сапина. – М.: «Медицина», 1986.- 480с.
3. Нормальная анатомия человека: учебник для мед. вузов в 2 т. / И.В.Гайворонский. – СПб: СпецЛит, 2007. – Т.1.- 560с.
4. Нормальная анатомия человека: учебник для мед. вузов в 2 т. / И.В.Гайворонский. – СПб: СпецЛит, 2007. – Т.2.- 423с.
5. Міжнародна анатомічна термінологія (латинські, українські, російські та англійські еквіваленти). Черкасов В. Г., Бобрик І. І., Гумінський Ю. Й., Ковальчук О. І. / За ред. В. Г. Черкасова. – Вінниця : Нова Книга, 2010. – 392 с.
6. Анатомия сосудистой и периферической нервной систем человека (атлас схем). Стебельский С. Е., Маковецкий В. Д., Стефановская Т. П. - К.: Вища школа, 1984.
Тематический план лекций
№ | ТЕМА ЛЕКЦИИ |
1. | Введение в спланхнологию. Развитие лица. Аномалии развития лица Развитие и производные первичной кишки. Развитие и превращения первичных брыжеек. Пороки развития кишечника и брыжеек. |
2. | Введение в дыхательную систему. Развитие и его нарушения |
3. | Введение в мочеполовую систему. Развитие мочевой системы, нарушения развития. Строение нефрона Развитие половых органов. Пороки развития. |
4. | Общая анатомия вегетативной нервной системы. |
5. | Нисходящая аорта: отделы, ветви, топография. Характеристика кровоснабжения туловища и внутренних органов. Обзор органов кроветворения и иммунной защиты. |
Тематический план практических занятий.
Неделя | № | Содержание практического занятия |
Введение в спланхнологию, топография органов. Полости. Ротовая полость, язык, небо, слюнные железы, зев, миндалины. | ||
Анатомия зубов. | ||
Строение и топография глотки, пищевода, желудка. | ||
Строение и топография тонкого и толстого кишечника. | ||
Пищеварительные железы: строение, топография и функции печени, поджелудочной железы. Формирование общего желчного протока. Селезенка. | ||
Брюшина: топография, производные, отношение к органам. | ||
Полости и карманы брюшины. | ||
Полость носа: стенки, пазухи, носовые ходы и сообщения. Глотка. | ||
Гортань: топография, хрящи. Соединения хрящей гортани, классификация и строение мышц гортани. | ||
Трахея. Строение и топография бронхиального дерева. Строение и топография легких: доли, сегменты. Понятие об ацинусе. | ||
Анатомия и топография плевры. Средостение. | ||
Содержательный модуль №4 по органам пищеварения и дыхания.Проверка самостоятельной работы. | ||
Обзор органов мочевой системы.Строение, топография и функция почек. Нефрон. | ||
Строение, топография и функция мочеточников, мочевого пузыря, мочеиспускательного канала. | ||
Строение, топография и функция внутренних мужских половых органов. | ||
Строение, топография и функция наружных мужских половых органов | ||
Строение, топография и функция внутренних женских половых органов. | ||
Промежность: анатомия, топография. | ||
Эндокринная система: классификация, развитие, топография. | ||
Содержательный модуль №5 по мочеполовой системе.Проверка самостоятельной работы. | ||
Обзор вегетативной нервной системы.Парасимпатический отдел вегетативной нервной системы. Х пара ЧМН: блуждающий нерв. | ||
Симпатический отдел вегетативной нервной системы. Симпатический ствол. Ветви узлов. Симпатический ствол. Симпатические сплетения. | ||
Круги кровообращения. Анатомия сердца: строение камер и стенок. | ||
Проводящая система сердца. Сосуды и нервы сердца. Топография сердца. Перикард. | ||
Аорта: топография, отделы. Подключичная, подмышечная артерии и их ветви. | ||
Грудная аорта. Ветви и объекты кровоснабжения. | ||
Система верхней полой вены. | ||
Париетальные ветви брюшной аорты. Парные висцеральные ветви брюшной аорты. | ||
Непарные висцеральные ветви брюшной аорты. | ||
Анастомозы между висцеральными артериями. | ||
Система воротной и нижней полой вен. Венозные анастомозы (кава-кавальные и порто-кава-кавальные). | ||
Частная лимфология. Регионарные лимфатические узлы. | ||
Анатомия органов кроветворения и иммунной защиты. | ||
Иннервация и кровоснабжение органов и стенок грудной полости. | ||
Иннервация и кровоснабжение органов и стенок брюшной полости. | ||
Иннервация и кровоснабжение органов и стенок таза. | ||
Содержательный модуль №6 по иннервации и кровоснабжению внутренних органов. | ||
Практические навыки по материалу модуль 2.(Место проведения анатомический музей). | ||
Пересдача практических навыков по материалу модуль 2.(Место проведения-анатомический музей) . | ||
Пересдача практических навыков по материалу модуль 2.(Место проведения-анатомический музей) . |
Содержательный модуль 1: Введение в спланхнологию. Пищеварительная система.
2. Тема 1: ВВЕДЕНИЕ В СПЛАНХНОЛОГИЮ, ТОПОГРАФИЯ ОРГАНОВ. ПОЛОСТИ ТЕЛА. РОТОВАЯ ПОЛОСТЬ, ЯЗЫК, НЕБО, СЛЮННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ, ЗЕВ, МИНДАЛИНЫ.
3. Место проведения занятий: учебная аудитория.
4. Цель: ознакомить студентов с общим принципом строения пищеварительной системы, анатомией ротовой полости, ее отделов, языка и слюнных желез, а также неба и миндалин.
5. Профессиональная ориентация студентов:
Знание строения и топографии органов пищеварительной системы, определения полостей тела человека, строения полости рта, неба, языка, слюнных желез, зева, миндалин необходимо для последующего изучения всей системы органов пищеварения, соблюдения правил гигиены и профилактики целого ряда заболеваний системы органов пищеварения. Эта тема имеет прикладное значение для хирургии, оториноларингологии, стоматологии, изучения инфекционных и других заболеваний.
6. Базовый уровень знаний и умений:
1. Из курса биологии
6.1.1. Общие данные о строении пищеварительной системы.
2. Из курса анатомии
6.2.1. Материал лекции о развитии пищеварительной системы и лица.
6.2.2. Строение лицевого черепа.
6.2.3. Мышцы головы: жевательные и мимические.
3. Из курса латинского языка:
6.3.1. Основная латинская анатомическая терминология.
7. План проведения практического занятия: см. начало пособия.
8. План самостоятельной работы студентов на практическом занятии:
1. На анатомических препаратах выучить строение ротовой полости, вспомнив из материала первого модуля строение крыши и нижней стенки ротовой полости.
2. Выучить строение языка – форму, части, место расположения на слизистой оболочке языка сосочков (грибовидных, конических, нитевидных, листовидных, желобовидных). У корня языка рассмотреть язычную миндалину. На разрезе языка рассмотреть мышцы языка, выяснить функцию каждой из мышц, а также языка в целом не только в перемещении пищи, но и в голосообразовании. На препарате или натурщиках изучить строение нижней поверхности языка – подъязычную складку, подъязычный слюнной сосочек, уздечку языка.
3. Обратить внимание на наличие в ротовой полости слюнных желез – больших (подъязычной, поднижнечелюстной, околоушной) и малых. Выяснить их функцию и топографию. Проследить ход выводного протока околоушной железы и место его окончания.
4. Определить и продемонстрировать на препарате части неба – твердого и мягкого. Определить роль мягкого неба в дыхании и голосообразовании. Выучить мышцы мягкого неба.
5. На препаратах, натурщиках изучить зев, его границы, обратить внимание на латеральные стенки зева, где находятся небные дужки.
6. На препаратах определить лимфоэпителиальное кольцо Вальдейера-Пирогова, где находятся миндалины, перечислить их, указать значение его для пищеварительной и дыхательной систем.
9. Формы и методы самоконтроля.
1. Контрольные вопросы:
9.1.1. Какие части имеет ротовая полость, их границы?
9.1.2. Какие части имеет язык?
9.1.3. Какие сосочки слизистой оболочки языка Вы знаете, какие функции они выполняют?
9.1.4. Какие мышцы языка Вы знаете?
9.1.5. Что находится в области корня языка?
9.1.6. Какие структуры расположены под языком?
9.1.7. Какие отделы неба Вам известны?
9.1.8. Чем образовано мягкое небо? Какие мышцы мягкого неба Вам известны?
9.1.9. Назовите ямку между дужками мягкого неба и определите, что в ней размещается?
9.1.10. Найдите на препарате зев. Определите, чем ограничено это отверстие.
9.1.11. Какие миндалины расположены в области зева? Какова их функция?
9.1.12. Какие слюнные железы Вам известны?
9.1.13. Назовите большие слюнные железы полости рта.
9.1.14. Определите строение, характер секрета, топографию и расположение отверстий выводных протоков слюнных желез.
9.1.15. Какой орган в процессе эмбриогенеза закладывается в месте расположения слепого отверстия языка?
2. Тесты – в конце пособия
10. Иллюстрационный материал:
1. Череп.
2. Сагиттальный распил головы.
3. Препарат языка.
4. Схема строения пищеварительной системы.
11. Программа самоподготовки студентов к теме:
1. Рассмотреть общее строение органов пищеварительной системы, их основные функции.
2. Выучить строение ротовой полости, ее отделы.
3. Выучить строение языка.
4. Выучить строение неба, мышцы неба, небной занавески.
5. Знать места расположений миндалин, их функцию.
6. На рисунках определить структуры ротовой полости, языка, неба, слюнных желез.
7. Выучить топографию околоушной и поднижнечелюстной слюнных желез, знать характер секрета каждой слюнной железы, место открытия ее выводного протока.
1. Тема 2: АНАТОМИЯ ЗУБОВ.
2. Место проведения занятий: учебная аудитория.
3. Цель: Ознакомить студентов со строением и развитием зубов, десен, видами зубов, их формулами. Дать понятие о прикусе.
4. Профессиональная ориентация студентов:
Эта тема имеет значение для понимания особенностей строения разных видов зубов, их расположения в челюстях, а также механизма соединения зубов с челюстями. Особого внимания заслуживают зубные формулы, зубочелюстной аппарат, строение десен. Знания нормального и патологических видов прикуса имеет большое значение в понимании строения всего лица и черепа. Эта тема имеет прикладное значение для челюстно-лицевой хирургии, травматологии, стоматологии, соблюдения правил гигиены и профилактики целого ряда заболеваний системы органов пищеварения.
5. Базовый уровень знаний и умений:
5.1. Из курса биологии:
5.1.1. Филогенез ротового аппарата, общее представление о строении и функциях зуба.
5.2. Из курса анатомии:
5.2.1. Кости лицевого черепа.
5.2.2. Мышцы и фасции головы и шеи.
5.2.3. Анатомо-функциональные особенности развития и строения системы органов пищеварения.
5.3. Из курса латинского языка:
5.3.1. Основная латинская анатомическая терминология.
6. План проведения практического занятия: см. начало пособия.
7. План самостоятельной работы студентов на практическом занятии:
7.1. Разобрать на препарате общее строение зуба.
7.2. Рассмотреть характерные особенности резцов (верхней и нижней челюсти), клыков, малых и больших коренных зубов.
7.3. На сагиттальном распиле зуба показать составные части – эмаль, цемент, дентин, полость зуба, канал корня зуба и его наружное отверстие.
7.4. Разобрать признаки корня и коронки зубов.
7.5. Выяснить формулу молочных и постоянных зубов, сроки их прорезывания.
7.6. Разобрать на препаратах и схемах строение периодонта.
8. Формы и методы самоконтроля:
8.1. Контрольные вопросы:
8.1.1. Где расположены зубы?
8.1.2. Каков принцип соединения зубов с челюстями?
8.1.3. Определите основные элементы зуба.
8.1.4. Назовите формулу молочных и постоянных зубов.
8.1.5. Дайте характеристику резцов, клыков, малых и больших коренных зубов.
8.1.6. Что такое признак корня, угла коронки, кривизны коронки?
8.1.7. Понятие о нормальном и аномальном прикусе.
8.1.8. Какое строение имеет периодонт?
8.1.9. Что такое зубочелюстной сегмент?
8.1.10. Каковы взаимоотношения зубов с носовой полостью, верхнечелюстной пазухой, нижнечелюстным каналом?
8.2. Тесты – в конце пособия
9. Иллюстрационный материал:
9.1. Череп.
9.2. Наборы зубов и их распилы.
9.3. Сагиттальный распил головы.
9.4. Препараты верхней и нижней челюсти.
10. Программа самоподготовки студентов к теме:
10.1. Выучить строение зубов, десен, зубную формулу молочных и постоянных зубов.
10.2. Уметь различать разные виды зубов по строению коронки, корней.
10.3. Знать сроки прорезывания зубов и время их изменения.
10.4. Обратить внимание на строение челюсти, их прикус (нормальный и аномальный).
10.5. Разобрать понятие зубочелюстного аппарата.
10.6. Знать контрфорсы верхней и нижней челюстей.
10.7. Зарисовать основные виды зубов.
1. Тема 3: СТРОЕНИЕ И ТОПОГРАФИЯ ГЛОТКИ, ПИЩЕВОДА, ЖЕЛУДКА.
2. Место проведения занятий: учебная аудитория.
3. Цель: ознакомиться с топографией и строением глотки, пищевода, желудка. Научиться определять на препаратах и рентгенограммах основные части и структуры глотки, пищевода, желудка.
4. Профессиональная ориентация студентов:
Знание морфологии и функций глотки, пищевода и желудка важно для изучения последующих разделов анатомии, для изучения физиологии, фармакологии, патологической анатомии, рентгенанатомии, а также для изучения клинических дисциплин – терапии, хирургии, педиатрии.
5. Базовый уровень знаний и умений:
5.1. Из курса анатомии:
5.1.1. Мышцы и фасции шеи.
5.1.2. Строение наружного основания черепа.
5.2. Из курса биологии:
5.2.1. Производные передней, средней и задней кишки.
5.2.2. Особенности строения оболочек пищеварительного тракта.
5.3. Из курса латинского языка:
5.3.1. Основная латинская анатомическая терминология.
6. План проведения практического занятия: см. начало пособия.
7. План самостоятельной работы студентов на практическом занятии:
7.1. Найти на препарате основные части, отверстия глотки.
7.2. Определить скелетотопию отделов глотки.
7.3. Найти на препарате лимфоидные образования глотки, образующие лимфоэпителиальное кольцо Вальдейера-Пирогова.
7.4. Разобрать на препарате строение пищевода (слои, рельеф слизистой).
7.5. Определить на препарате строение желудка, найти большую и малую кривизну.
7.6. Определить на препарате основные части желудка.
7.7. Рассмотреть рельеф внутренней оболочки желудка.
7.8. Показать на препарате и трупе связки желудка.
8. Формы и методы самоконтроля:
8.1. Контрольные вопросы:
8.1.1. Какие основные части имеет глотка?
8.1.2. Скелетотопия частей глотки.
8.1.3. С какими полостями сообщается глотка?
8.1.4. Какие структуры образуют лимфоэпителиальное кольцо Вальдейера-Пирогова?
8.1.5. Мышцы глотки: строение, расположение, функция.
8.1.6. Какие части выделяют в пищеводе?
8.1.7. Слои пищевода. Особенности мышечного слоя.
8.1.8. Топография пищевода.
8.1.9. Анатомические и физиологичные сужения пищевода.
8.1.10. Какие основные части имеет желудок?
8.1.11. Особенности строения мышечной оболочки желудка. Строение сфинктеров.
8.1.12. Особенности строения слизистой оболочки желудка.
8.1.13. Отношение желудка к брюшине. Связки желудка.
8.2. Тесты – в конце пособия.
9. Иллюстрационный материал:
9.1. Основание черепа.
9.2. Скелет в целом.
9.3. Труп
9.4. Сагиттальный распил головы.
9.5. Изолированные препараты пищевода, желудка.
9.6. Рентгенограммы пищевода и желудка.
10. Программа самоподготовки студентов к теме:
10.1. Выучить строение, топографию, функции глотки.
10.2. Разобрать способ прикрепления глотки к наружному основанию черепа.
10.3. Выучить сообщения глотки с носовой, ротовой и барабанной полостью.
10.4. Определить лимфоидные образования глотки, строение и функции лимфоэпителиального кольца глотки.
10.5. Разобрать особенности мышечного слоя глотки, строение и место прикрепления мышц глотки.
10.6. Разобрать топографию пищевода, выяснить границы его отделов.
10.7. Выяснить особенности строения слоев пищевода в разных отделах.
10.8. Определить места сужений пищевода.
10.9. Выучить основные части и отделы желудка, топографию, строение его слоев.
10.10. Разобрать рельеф слизистой желудка.
10.11. Разобрать связочный аппарат желудка.
1. Тема 4: СТРОЕНИЕ И ТОПОГРАФИЯ ТОНКОГО И ТОЛСТОГО КИШЕЧНИКА.
2. Место проведения занятий: учебная аудитория.
3. Цель: ознакомиться с топографией и строением тонкого и толстого кишечника, знать отличия в строении различных их отделов.
4. Профессиональная ориентация студентов:
Знания морфологии и функции органов пищеварения, в частности тонкого и толстого кишечника, имеют большое значение для дальнейшего изучения как доклинических дисциплин (фармакология, патологическая анатомия, физиология), так и клинических дисциплин (хирургия, педиатрия, инфекционные болезни, терапия).
5. Базовый уровень знаний и умений:
5.1. Из курса биологии:
5.1.1. Представления об общих принципах строения и функциях пищеварительной системы.
5.1.2. Эмбриональное развитие органов пищеварения.
5.2. Из курса анатомии:
5.2.1. Понятие о скелетотопии, голотопии, синтопии.
5.2.2. Топографические области передней брюшной стенки.
5.3. Из курса латинского языка:
5.3.1. Основная латинская анатомическая терминология.
6. План проведения практического занятия: см. начало пособия.
7. План самостоятельной работы студентов на практическом занятии:
7.1. Показать на препарате части и изгибы двенадцатиперстной кишки.
7.2. Найти продольную складку и большой сосочек двенадцатиперстной кишки.
7.3. Разобрать на препарате строение оболочек тонкого кишечника.
7.4. Рассмотреть па препарате рельеф слизистой оболочки тонкого кишечника, его лимфоидные образования.
7.5. Определить на препарате место перехода тонкого кишечника в толстый, разобрать особенности его строения.
7.6. Показать на препарате характерные черты строения толстого кишечника.
7.7. Найти на препарате и схемах изгибы ободочной кишки.
7.8. Рассмотреть на препарате строение прямой кишки, ее изгибы, синтопию.
7.9. Показать особенности рельефа слизистой оболочки прямой кишки.
8. Формы и методы самоконтроля:
8.1. Контрольные вопросы:
8.1.1. Назовите отделы тонкого кишечника.
8.1.2. Перечислите части двенадцатиперстной кишки, их отношение к брюшине.
8.1.3. Как проецируется двенадцатиперстная кишка на переднюю стенку живота?
8.1.4. Какова скелетотопия и синтопия двенадцатиперстной кишки?
8.1.5. Какие отделы имеет толстый кишечник? Как они относятся к брюшине?
8.1.6. Какие особенности строения мышечного слоя толстого кишечника?
8.1.7. Какова топография червеобразного отростка слепой кишки?
8.1.8. Какие части и изгибы имеет прямая кишка? Каково отношение разных отделов прямой кишки к брюшине?
8.1.9. Опишите особенности строения мышечной оболочки прямой кишки, строение ее сфинктеров.
8.2. Тесты – в конце пособия.
9. Иллюстрационный материал:
9.1. Скелет
9.2. Труп
9.3. Изолированные препараты тонкого и толстого кишечника, прямой кишки.
9.4. Сагиттальный распил таза.
10. Программа самоподготовки студентов к теме:
10.1. Выучить отделы тонкого кишечника, их топографию, отношение к брюшине.
10.2. Разобрать отличительные черты строения тонкого кишечника (ворсинки, складки слизистой, скопления лимфоидных фолликулов).
10.3. Разобрать строение двенадцатиперстной кишки.
10.4. Выяснить, куда открываются выводные протоки печени и поджелудочной железы.
10.5. Разобрать отличительные черты строения толстого кишечника (сальниковые привески, ленты, гаустры).
10.6. Выучить строение слепой кишки, подвздошно-слепокишечного перехода, червеобразного отростка.
10.7. Выучить строение прямой кишки, ее изгибы, знать отличия внутреннего и наружного сфинктеров прямой кишки.
1. Тема 5: ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫЕ ЖЕЛЕЗЫ: СТРОЕНИЕ, ТОПОГРАФИЯ И ФУНКЦИИ ПЕЧЕНИ, ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ. ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕГО ЖЕЛЧНОГО ПРОТОКА. СЕЛЕЗЕНКА.
2. Место проведения занятий: учебная аудитория.
3. Цель: ознакомиться с топографией и строением печени, поджелудочной железы и селезенки.
4. Профессиональная ориентация студентов:
Болезни пищеварительных желез занимают значительное место в структуре заболеваемости населения, причем основные из них – желчнокаменная болезнь, гепатит, панкреатит, сахарный диабет – не только не имеют тенденции к снижению, но и характеризуются прогрессирующим ростом числа заболевших. Знание деталей строения и функций пищеварительных желез и селезенки важно как для изучения последующих разделов анатомии, так и для практической медицины.
5. Базовый уровень знаний и умений:
5.1. Из курса биологии:
5.1.1. Представления об общих принципах строения и функциях пищеварительной системы.
5.1.2. Эмбриональное развитие органов пищеварения.
5.2. Из курса анатомии:
5.2.1. Понятие о скелетотопии, голотопии, синтопии.
5.2.2. Топографические области передней брюшной стенки.
5.3. Из курса латинского языка:
5.3.1. Основная латинская анатомическая терминология.
6. План проведения практического занятия: см. начало пособия.
7. План самостоятельной работы студентов на практическом занятии:
7.1. Найти на препарате поверхности, края, доли, борозды, ворота печени.
7.2. Показать на препарате связки печени.
7.3. Рассмотреть на препарате части, поверхности и края поджелудочной железы, определить ее отношение к брюшине.
7.4. Показать на препарате поверхности, края, концы, связки селезенки.
7.5. Разобрать на схемах пути оттока желчи, формирование общего желчного протока.
8. Формы и методы самоконтроля:
8.1. Контрольные вопросы:
8.1.1. Опишите скелетотопию, голотопию и синтопию печени.
8.1.2. Назовите содержимое печеночно-двенадцатиперстной связки.
8.1.3. Опишите этапы прохождения желчи от печени к двенадцатиперстной кишке.
8.1.4. Назовите положение частей желчного пузыря, определите его отношение к брюшине.
8.1.5. Опишите скелетотопию, голотопию и синтопию поджелудочной железы.
8.1.6. Чем представлены экскреторная и инкреторная части поджелудочной железы, какие пути выведения продуктов ее деятельности?
8.1.7. Опишите топографию селезенки. Как она относится к брюшине?
8.1.8. Объясните формирование общего желчного протока, опишите положение сфинктеров желчевыводящих путей.
8.2. Тесты – в конце пособия.
9. Иллюстрационный материал:
9.1. Скелет
9.2. Труп
9.3. Изолированные препараты печени, селезенки, поджелудочной железы.
9.4. Схема желчевыводящих путей.
10. Программа самоподготовки студентов к теме:
10.1. Выучить строение и топографию печени, ее отношение к брюшине.
10.2. Разобрать борозды, щели, ямки печени.
10.3. Выучить связки печени.
10.4. Выучить формирование общего желчного протока.
10.5. Разобрать строение стенки желчного протока.
10.6. Выучить функцию поджелудочной железы, чем представлен экскреторный и инкреторный аппарат железы.
10.7. Выучить строение и топографию поджелудочной железы.
10.8. Выучить строение и топографию селезенки.
1. Тема 6: БРЮШИНА: ТОПОГРАФИЯ, ПРОИЗВОДНЫЕ, ОТНОШЕНИЕ К ОРГАНАМ. ПОЛОСТИ И КАРМАНЫ БРЮШИНЫ.
2. Место проведения занятий: учебная аудитория.
3. Цель: ознакомить студентов со строением брюшины, топографией органов брюшной полости и производных брюшины.
4. Профессиональная ориентация студентов:
Знание морфологии брюшины, ее топографии, отношения к органам, ее производных важно для последующего применения этих знаний в практической медицине.
5. Базовый уровень знаний и умений:
5.1. Из курса анатомии:
5.1.1. Понятие о топографии: скелетотопия, голотопия, синтопия.
5.1.2. Мышцы передней, задней, верхней брюшной стенки.
5.2. Из курса латинского языка:
5.2.1. Основная латинская анатомическая терминология.
6. План проведения практического занятия: см. начало пособия.
7. План самостоятельной работы студентов на практическом занятии:
7.1. Выяснить, на какие части разделяется брюшина.
7.2. Найти на препарате органы, которые граничат с брюшиной. Определите особенности топографии.
7.3. Выяснить, на какие группы разделяются складки брюшины.
7.4. Определить, какие связки образованы брюшиной.
7.5. Разобрать строение и топографию большого и малого сальников.
8. Формы и методы самоконтроля:
8.1. Контрольные вопросы:
8.1.1. Что такое брюшина?
8.1.2. Что такое брюшинная полость??
8.1.3. Как брюшина покрывает органы?
8.1.4. Какие связки имеет печень?
8.1.5. Что такое малый сальник?
8.1.6. Чем ограниченное сальниковое отверстие?
8.1.7. Что мы относим к производным брюшины?
8.1.8. Что такое большой сальник?
8.1.9. Какие углубления образует брюшина в полости малого таза у мужчин?
8.1.10. Какие углубления образует брюшина в полости малого таза у женщин?
8.2. Тесты – в конце пособия.
9. Иллюстрационный материал:
9.1. Сагиттальный распил малого таза.
9.2. Схемы топографии брюшины, ее карманов и полостей.
10. Программа самоподготовки студентов к теме:
10.1. Выучить, на какие части разделяется брюшина.
10.2. Выучить органы, которые граничат с брюшиной, и особенности их топографии.
10.3. Выучить, на какие группы разделяются производные брюшины.
10.4. Выучить, какие связки образованы брюшиной.
10.5. Выучить строение и топографию большого и малого сальников.
10.6. Выучить, на какие этажи разделяется брюшинная полость, какими структурами они ограничены.
10.7. Выучить топографию и строение сумок верхнего этажа брюшинной полости.
10.8. Выучить синусы нижнего этажа брюшинной полости.
10.9. Нарисовать ход брюшины.
1. Тема 7: ПОЛОСТИ И КАРМАНЫ БРЮШИНЫ.
2. Место проведения занятий: учебная аудитория.
3. Цель: ознакомиться с топографией органов брюшной полости, строением полостей, синусов и карманов брюшины.
4. Профессиональная ориентация студентов:
Знание морфологии брюшины, ее топографии, отношения к органам, ее производных важно для дальнейшего использования этих знаний в практической медицины.
5. Базовый уровень знаний и умений:
5.1. Из курса анатомии:
5.1.1. Понятие о топографии: скелетотопия, голотопия, синтопия.
5.1.2. Мышцы передней, задней, верхней брюшной стенки.
5.2. Из курса латинского языка:
5.2.1. Основная латинская анатомическая терминология.
6. План проведения практического занятия: см. начало пособия.
7. План самостоятельной работы студентов на практическом занятии:
7.1. Выяснить, на какие этажи разделяется брюшинная полость, какими структурами они ограничены.
7.2. Определить топографию и строение сумок верхнего этажа брюшинной полости.
7.3. Найти и назвать синусы нижнего этажа брюшинной полости.
8. Формы и методы самоконтроля:
8.1. Контрольные вопросы:
8.1.1. Как брюшина покрывает органы?
8.1.2. Что такое малый сальник?
8.1.3. Чем ограничено сальниковое отверстие?
8.1.4. Какие сумки образует брюшина?
8.1.5. Какие синусы образуются в брюшинной полости?
8.1.6. Какие углубления образует брюшина в полости малого таза у мужчин?
8.1.7. Какие углубления образует брюшина в полости малого таза у женщин?
8.2. Тесты – в конце пособия.
9. Иллюстрационный материал:
9.1. Сагиттальный распил малого таза.
9.2. Схема топографии брюшины, ее карманов и полостей.
10. Программа самоподготовки студентов к теме:
10.1. Выучить органы, которые граничат с брюшиной, и особенности ее топографии.
10.2. Выучить строение и топографию малого сальника.
10.3. Выучить, на какие этажи разделяется брюшинная полость, какими структурами они ограничены.
10.4. Выучить топографию и строение сумок верхнего этажа брюшинной полости.
10.5. Зарисовать в тетради схему сумок верхнего этажа брюшинной полости.