Система помещений сбора и обеззараживания отходов
1. В лечебно-профилактическом учреждении образуется 5 групп отходов, различающихся по степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности.
2. Отходы класса А – не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, не представляют эпидемиологической, токсикологической или радиационной опасности. К ним относятся пищевые отходы, мебель, инвентарь, неисправное оборудование, бумага, смет, строительный мусор. Для пищевых отходов выделяются специальные холодильные помещения, как при пищеблоках, так и в зоне лифта, предназначенного для вывоза пищевых отходов из палатных отделений. Крупногабаритные отходы (списанные мебель и оборудование) временно хранятся в специальных бункерах
3. Отходы класса Б (потенциально инфицированные отходы) и отходы класса В (чрезвычайно опасные). Для сбора послеоперационных отходов в оперблоках предусматриваются помещения послеоперационных отходов, откуда герметически упакованные отходы вывозятся на кремацию. Отходы инфекционных отделений и микробиологических лабораторий 3-4 групп патогенности и других источников таких отходов в закрытых одноразовых емкостях на тележках вывозятся в помещения временного хранения медицинских отходов с последующим обеззараживанием в помещениях для обеззараживания.
4. Отходы класса Г. Просроченные лекарственные и дезинфекционные средства, ртуть содержащие приборы после предварительной дезактивации хранятся в специально выделенных помещениях до вывоза их для обезвреживания и утилизации
5. Для сбора отходов класса «Б»,»В» и «Г» в каждом подразделении предусматриваются помещения временного хранения медицинских отходов, откуда они доставляются в герметической упаковке в больничный блок помещений централизованного обеззараживания отходов, который может быть встроенным или отдельно стоящим. Помещения этого блока условно разделяются на зоны:
- «грязную», к которой относятся помещение приема и временного хранение поступающих медицинских отходов, помещение обработки отходов, оборудованное установками по обеззараживанию/обезвреживанию отходов классов Б и В, помещение мойки и дезинфекции. При небольших объемах возможно временное хранение поступающих отходов и их обеззараживание в одном помещении. При хранении отходов классов Б и В более 24-х часов предусматривается холодильное оборудование.
- «чистую», к которой относятся помещения хранения обеззараженных/обезвреженных отходов, вымытых и обеззараженных средств перемещения отходов (возможно совместное временное хранение в одном помещении), склад расходных материалов, комната персонала, санузел, душевая.
Высота помещений принимается в соответствии с габаритами устанавливаемого оборудования, но не менее 2,6 м. Помещение должно оборудоваться умывальником, поливочным краном, стоком воды
6. Поверхность стен, пола и потолков должна быть гладкой, устойчивой к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств. Полы покрываются влагостойким материалом, не скользящим и устойчивым к механическому воздействию.
Возможно использование установок для уничтожения сортированных и не сортированных отходов с последующим брикетированием, что уменьшает эпидемиологическую опасность для персонала и пациентов.
7.Отходы класса Д – содержащие радиоактивные компоненты вывозятся специальными организациями на обработку и последующее захоронение.
8. Минимальная площадь помещений централизованного блока обеззараживания отходов приведены в Приложении 4. Табл. 36
Прачечные
1. При проектировании лечебно-профилактических организаций следует учитывать возможности стирки белья в городских прачечных при наличии в них специализированных технологических линий для медицинского белья, помещений для дезинфекции автотранспорта, временного пребывания экспедиторов и грузчиков лечебно-профилактических организаций.
2. В лечебно-профилактических организациях, имеющих акушерские, инфекционные и педиатрические (для детей до 1 года) койки, необходимо предусматривать больничные прачечные. Возможно создание объединенной больничной прачечной, обслуживающей несколько лечебно-профилактических организаций (больничный комплекс).
3. Рекомендуется организовывать разные технологические линии для обработки белья детей до 1 года, инфекционных отделений и остального белья.
4. Больничные прачечные рекомендуется оснащать стиральным машинами барьерного типа. При использовании машин барьерного типа помещение постирочной должно делиться на чистую и грязную зоны.
5. Стирка одежды персонала должна осуществляться централизованно и раздельно от белья больных.
6. Производительность прачечных следует принимать из расчета 2,3 кг сухого белья на 1 койку стационара, 4,0 кг сухого белья на 1 новорожденного или ребенка грудного возраста, I кг белья на мать, совместно пребывающую с ребенком, и 0,4 кг сухого белья на 1 посещение амбулаторно-поликлинической организации.
7. При выходе из грязной зоны предусматривается санитарный шлюз с душем. Площадь гардеробных рассчитывается из нормы 0,3 м2 на одного работника. В составе гардеробных предусматриваются душевые кабины
8. В медицинских организациях небольшой мощности, допускается устройство мини-прачечных (для стирки спецодежды, полотенец, салфеток) в составе не менее двух смежных помещений (одно для сбора и стирки, другое для сушки и глажения).
Пищеблок
Пищеблоки проектируются по нормам общественного питания. В медицинских городках и в стационарах мощностью более 300 коек по заданию на проектирование могут организовываться традиционные пищеблоки или пищеблоки по системе «таблет-питания», гарантирующей безопасность и качество процесса компоновки горячих и холодных блюд на специальном конвейере.
2.. При наличии инфекционного корпуса организуется отдельное помещение экспедиции (не менее 6м2).
3. Отдельно стоящее здание пищеблока рекомендуется, как правило, соединять транспортными (подземными, надземными) тоннелями со зданиями, в которых располагаются палатные отделения, тоннели от инфекционных и туберкулезных корпусов должны отделяться шлюзами с подпором воздуха. Ширина тоннелей не менее 3 м, при использовании электрокара - 4,5 м. Для связи помещения экспедиции с транспортным тоннелем следует предусматривать лестнично-лифтовой узел. Допускается размещение пищеблока в лечебных корпусах при условии соблюдения норм пожарной безопасности и оснащения пищеблока автономной приточно-вытяжной вентиляцией.
4. При использовании индивидуально-порционной системы питания больных (таблет-питания), при которой на раздаточной линии пищеблока для каждого пациента комплектуется индивидуальный поднос, снабжённый крышкой, с набором порционных блюд, доставка питания в отделения осуществляется в специальных термо-контейнерах – тележках. Использованная посуда помещается в отдельные отсеки этих же тележек и доставляется в пищеблок. При этом буфетные палатных отделений состоит из одного помещения 9к.вм. (без моечной столовой посуды). Мытье посуды осуществляется централизованно в пищеблоке, при этом выделяются отдельные моечные для обработки кухонной посуды и столовой посуды пациентов, организуется также помещение для обработки тележек системы таблет-питания.
5. В родильных домах, перинатальных центрах и детских стационарах с детьми до года (вместо децентрализованных помещений для приготовления молочных смесей) организуются централизованные молочные блоки.