Российские системы сертификации

СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ

Обязательная сертификация в России, как и в зарубежных странах, распростра­няется, прежде всего, на потребительские товары и подтверждает их безопасность и экологичность. Как уже отмечено выше, продукция, подлежащая обязательной сер­тификации, включается в официальный перечень, который является важным до­кументом для всех заинтересованных в сертификации, поскольку:

■ потребители рассматривают перечень как источник информации о гарантии своих прав на приобретение безопас­ных продуктов, на выбор их среди ана­логов, находящихся в продаже;

■ торговые организации получают воз­можность обоснованного выбора при размещении заказов;

■ изготовители, ориентируясь на пере­чень, могут своевременно подгото­виться к проведению сертификации на своем предприятии;

■ таможенные органы получают сведе­ния об объектах обязательного конт­роля при ввозе пищевых продуктов на территорию РФ;

■ сертификационные органы вместе с номенклатурой продуктов получают возможность своевременного обеспечения своего фонда нормативных доку­ментов необходимыми стандартами;

■ контролирующие органы могут под­готовиться к инспекционному конт­ролю сертифицированной продукции, составить планы и графики работ;

■ технические комитеты по стандарти­зации благодаря этой информации определяют объекты для стандарти­зации методов испытаний и установ­ления обязательных для сертифика­ции требований на конкретные виды продукции.

На основании Закона «О защите прав потребителей» Госстандарт РФ как нацио­нальный орган по сертификации потре­бительских товаров установил номенкла­туру товаров, которые подлежат обяза­тельной сертификации, и включил в нее более 70 видов продукции и некоторые виды услуг. Среди них: сельскохозяй­ственная и пищевая продукция; товары бытовой химии; изделия текстильной и легкой промышленности; электробытовые приборы и радиоэлектронная аппарату­ра; медицинская техника и приборы; ав­тотранспортные средства; спортивное и охотничье оружие; бытовые нагреватель­ные устройства; бытовая техника.

В качестве критериев для включения сельскохозяйственной и пищевой продук­ции в этот перечень были выбраны: по­тенциальная опасность для пользовате­ля; наличие требований безопасности в нормативном документе на продукт; мас­совость потребления; степень угрозы жиз­ни и здоровью человека и др.

Перечень ежегодно обновляется и до­полняется по мере принятия новых зако­нодательных актов в области охраны здо­ровья и защиты интересов потребителей. Изменения в перечень могут быть внесе­ны и другими органами государственно­го управления, уполномоченными созда­вать системы сертификации. На основа­нии их предложений Госстандарт как орган, координирующий обязательную сертификацию и проводящий государ­ственную политику в этой области, со­ставляет сводный перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации.

Перечень распространяется и на им­портируемую продукцию, о чем проинфор­мированы по соответствующим каналам официальные органы зарубежных стран.

В 2000 г. в России действовало не­сколько десятков систем обязательной сертификации, часть из них (системы сер­тификации однородной продукции) вхо­дит в состав системы ГОСТ Р (Государ­ственный стандарт России). 15 систем обязательной сертификации образованы разными федеральными органами испол­нительной власти. Создавшиеся масшта­бы работ по обязательной сертификации, участие в ней различных органов феде­рального уровня требуют четкой коорди­нации. Координирующей функцией на ос­нове Закона РФ «О защите прав потреби­телей» наделен Госстандарт РФ. В его обязанности входит:

■ формирование единой государствен­ной политики в области сертифика­ции;

■ обеспечение взаимодействия федераль­ных органов исполнительной власти в практике сертификации;

■ приведение в соответствие требований к объектам сертификации, проходя­щим сертификацию в различных си­стемах;

■ унификация методов и процедур кон­троля за сертифицированной продук­цией;

■ согласование номенклатуры объектов
обязательной сертификации.
•Разделение полномочий и сферы вза­
имодействия в области обязательной сер­
тификации регламентируются двусторон­
ними соглашениями Госстандарта РФ с
федеральными органами исполнительной
власти.

Наиболее крупной системой обяза­тельной сертификации является ГОСТ Р.

Это первая система обязательной серти­фикации, созданная во исполнение зако­на «О защите прав потребителей», орга­низованная и возглавляемая Госстандар­том РФ. В ее составе действуют более 40 систем сертификации однородной про­дукции, около 900 органов по сертифи­кации и более 2000 испытательных лабо­раторий, которые аккредитованы в уста­новленном порядке. Ежегодно в системе ГОСТ Р выдается около 500 тыс. серти­фикатов соответствия на продукцию и услуги. Система ГОСТ Р выполняет зада­чи по сертификации импортируемой про­дукции. Для этого в ней аккредитованы зарубежные органы по сертификации: ДИН-ГОСТ-ТЮФ (Германия), Сосьете Же-нераль (Швейцария), Мерт-контроль (Вен­грия), ГОСТ-Азия (для стран Юго-Вос­точной Азии).

В системе ГОСТ Р может проводить­ся и добровольная сертификация. Прак­тика показывает, что заявители на доб­ровольную сертификацию также чаще всего обращаются в эту систему.

На базе правил и принципов систе­мы ГОСТ Р сформирована действующая инфраструктура сертификации в России, а также в странах СНГ. Правила систе­мы, апробированные в течение несколь­ких лет, легли в основу создания общих положений по сертификации в России, рассмотренных выше.

Система ГОСТ Р открыта для учас­тия в ней всех субъектов, признающих ее правила, в том числе и органов государ­ственного управления, на которые возло­жена деятельность по сертификации, а также организаций других стран. Так, среди испытательных лабораторий ак­кредитованы организации стран СНГ и дальнего зарубежья. Система ГОСТ Р на основе соглашений взаимодействует с дру­гими сертификационными системами. Функции участников системы установле­ны Законом «О сертификации продукции и услуг».

СИСТЕМА ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ

В России действуют более 80 систем добровольной сертификации, охватываю­щих в основном рынок потребительских пищевых продуктов, товаров и услуг.

Системы добровольной сертификации имеют некоторые характерные черты:

■ активная роль заявителя, который определяет подтверждаемые требова­ния к объекту сертификации, методы их проверки, стандарты или другие нормативные документы, устанавли­вающие требования, выбирает схему сертификации;

■ самоорганизация системы, т. е. ини­циирование ее создания и регистра­ции любыми субъектами хозяйствен­ной деятельности;

■ открытость, возможность для заин­тересованных сторон ознакомиться с составом участников системы, прави­лами и процедурами сертификации;

■ самостоятельность, невмешательство федеральных и местных органов ис­полнительной власти, иных государ­ственных и общественных структур в деятельность систем (если они не яв­ляются ее организаторами). Добровольную сертификацию может

проводить орган по обязательной серти­фикации. В этом случае необходимо за­регистрировать систему добровольной сертификации и ее знак соответствия и предусмотреть в правилах проведения сертификации, наряду с обязательной, и добровольную сертификацию.

Право на проведение сертификации вновь создаваемая система добровольной сертификации получает после ее регист­рации в соответствии с ГОСТ Р 40.101-95 «Государственная регистрация систем добровольной сертификации и их знаков соответствия». Срок действия сертифи­ката соответствия по правилам доброволь­ной сертификации устанавливает орган по добровольной сертификации с учетом

срока действия нормативного документа, на соответствие которому проведена сер­тификация.

Знаки соответствия в системах доб­ровольной сертификации подтверждают соответствие продукта:

■ всем требованиям нормативного до­кумента;

■ отдельным требованиям нормативно­го документа.

В последнем случае к знаку соответ­ствия должна добавляться ограничитель­ная оговорка (маркировка).

Еще одна особенность систем добро­вольной сертификации относится к при­знанию сертификатов соответствия. Ос­новным критерием признания является авторитет органа, выдавшего сертификат. Однако в конечном счете решение о при­знании принимает непосредственно заин­тересованная в сотрудничестве с держа­телем сертификата сторона.

Более трудной проблемой считается признание российских систем доброволь­ной сертификации за рубежом. В связи с этим системы добровольной сертифика­ции при их организации должны быть гармонизованы с международными пра­вилами и нормами. Информация об этих системах должна быть доступной для за­интересованных сторон.

Официальную информацию о зареги­стрированных системах добровольной сер­тификации, в том числе об их правилах, знаках соответствия, формах сертифика­та, публикует Госстандарт РФ на данных Государственного реестра систем сертифи­кации. Несмотря на то, что в российском законодательстве нет строгих ограничений по отношению к добровольной сертифи­кации и это предоставляет системам пра­во работы по своим правилам, доброволь­ная сертификация в России основана на соблюдении рекомендуемых международ­ных принципов, своеобразного кодекса добровольной сертификации. К этим прин­ципам относят следующие положения:

■ в системе добровольной сертифика­ции должны быть определены прави­ла и процедуры, о которых информи­руются заявители;

■ объекты сертификации и их харак­теристики, которые может подтвер­дить данная система, должны четко оговариваться с указанием конкрет­ных нормативных документов. Нор­мативные документы, предлагаемые заявителем, принимаются при усло­вии их пригодности для целей сер­тификации;

■ процедуры сертификации надлежит должным образом документировать, что особенно важно в случаях подачи апелляций;

■ любая система добровольной серти­фикации вправе устанавливать свою форму сертификата и свой знак соот­ветствия. При этом, сертификат дол­жен содержать все общепринятые рек­визиты, а знак — иметь патентную чистоту;

■ вопрос о передаче полномочий орга­на по сертификации другим участни­кам системы (например, испытатель­ной лаборатории) должен быть отра­жен в правилах системы. Нормативными документами по ве-

теринарно-санитарной экспертизе явля­ются: правила, инструкции, ГОСТы, ТУ, СанПиН и др.

В последние годы интенсивно разра­батываются новые концепции эффектив­ного контроля качества и безопасности пищевых продуктов (критические конт­рольные точки, барьерная технология, прогнозирующая микробиология и др.).

Российские предприятия, выпускаю­щие продукты животного происхождения для выхода на глобальный рынок и удер­жания позиций на локальных, внутрен­них рынках, должны не только обеспе­чивать качество и безопасность продук­ции, но и предоставлять убедительные доказательства этого, уметь продемонстрировать наличие и выполнение опреде­ленных процедур мониторинга производ­ства, направленных на предотвращение опасностей. Этим требованиям в наибо­лее полной мере отвечает система ХАССП (англ. НАССР — Hazard Analysis and Critical Control Points — анализ рисков и критические контрольные точки), кото­рая является моделью управления каче­ством и безопасностью продукции на пи­щевых предприятиях во многих разви­тых странах мира.

Критическая контрольная точка (ККТ) — это технологическая операция либо ее этап, на котором могут быть осу­ществлены меры профилактики микроб­ного обсеменения сырья или продукта. Эти меры должны устранить, предотвра­тить или свести к минимуму любую мик­робную опасность, возникшую перед дан­ной технологической операцией.

Госстандарт России утвердил государ­ственный стандарт ГОСТ Р 51705.1-2001 «Системы качества. Управление каче­ством пищевых продуктов на основе прин­ципов ХАССП. Общие требования». Этот стандарт направлен на достижение сле­дующих целей:

■ повышение уверенности в безопасно­сти пищевой продукции и продоволь­ственного сырья за счет того, что вне­дрение системы ХАССП полностью предотвращает или снижает до при­емлемого уровня риски возникнове­ния опасностей для жизни и здоро­вья потребителей;

■ повышение стабильности качества пищевой продукции и продовольствен­ного сырья за счет упорядочения и координации работ по управлению рисками при производстве, транспор­тировании, хранении и реализации на основе принципов ХАССП;

■ содействие проведению государствен­ного контроля и надзора за соблюде­нием обязательных требований стан­дартов в процессе производства за счет

установления обоснованной номенк­латуры контрольных точек в техно­логическом процессе и системы их мониторинга.

Выбор и обоснование контрольных точек в технологической цепи производ­ства конкретной (или группы однород­ной) продукции животного происхожде­ния включает в себя выполнение следую­щих работ:

■ сбор и анализ исходной информации;

■ анализ и оценка риска;

■ определение контрольных точек (КТ);

■ разработка системы мониторинга;

■ проверка принятых решений и их документальное оформление. Внедрение системы ХАССП в России

подтверждается путем проведения серти­фикации. С этой целью Госстандарт Рос­сии 23.02.2001 г. ввел в действие «Систе­му добровольной сертификации ХАССП», в которой центральным органом, орга­ном по сертификации и учебным цент­ром определен ВНИИС (Всероссийский НИИ стандартизации). Консультацион­ный центр института оказывает методи­ческую помощь в разработке и внедре­нии документов в системе ХАССП.

В 2002 г. в число сертифицирован­ных предприятий на систему ХАССП во­шли: Новгородский мясной двор, Пензен­ский мясоптицекомбинат, Петелинская птицефабрика Московской области и дру­гие предприятия.

Департаментом ветеринарии разрабо­таны и утверждены «Ветеринарно-сани-тарные требования при инспекционном контроле (надзоре) птицеперерабатываю­щих предприятий» (2002 г.), которые со­ставлены с учетом ГОСТа Р 51705.1-2001). Согласно этому нормативному документу, оценка риска возможного обсеменения должна осуществляться на следующих технологических операциях (критические контрольные точки): В контроль за потрошением тушек пти­цы должен быть направлен на исклю­чение загрязнения и бактериального обсеменения наружных и внутренних поверхностей тушки;

■ контроль за организацией и проведе­
нием ветеринарно-санитарной экспер­
тизы;

Ш контроль за качеством проведения мойки тушек птицы;

■ контроль за технологическими процес­сами при охлаждении тушек птицы;

■ контроль технологических операций при разделке тушек птицы (темпера-турно-влажностный режим; санитар­ное состояние помещения, техноло­гического оборудования, спецодежды, инвентаря и рук рабочих);

■ контроль за сортировкой, фасовкой и упаковкой;

■ контроль за безопасностью при меха­ническом сепарировании мяса на всех этапах его производства;

■ контроль за организацией и прове­дением лабораторных исследований мяса птицы и птицепродуктов по по­казателям безопасности;

■ контроль за соблюдением температур-но-влажностных режимов при времен­ном хранении и отгрузке продукции на реализацию;

■ контроль за качеством санитарной обработки и дезинфекции;

■ контроль за организацией и выпол­нением программы по борьбе с вреди­телями (крысы, мыши, насекомые и др.);

■ контроль за организацией и выпол­нением требований, правил личной гигиены персонала предприятия. Необходимо отметить, что система

ХАССП действует лишь на хорошо орга­низованном производстве при строгом соблюдении предусмотренных технологи­ческих операций.

НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Закон Российской Федерации «О ветеринарии» от 14.05.93 №4979-1.

Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ.

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологи­ческом благополучии населения» от 30 марта 1999 г., № 52-ФЗ.

Ветеринарное законодательство. Т. 1

Положение о государственном ветеринарном над­зоре в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Фе­дерации от 19.06.94 № 706.

Положение о проведении экспертизы некаче­ственных и опасных продовольственного сы­рья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении, утвержденное постанов­лением Правительства Российской Федерации от 29.09.97 № 1263.

Инструкция о порядке выдачи ветеринарных со­проводительных документов на подконтроль­ные госветнадзору грузы, утвержденная Мин­сельхозпродом России 12.04.97 № 13-7-2/ 871 и зарегистрированная Минюстом России 22.05.97 № 1310.

Инструкция по ветеринарному клеймению мяса, утвержденная Минсельхозпродом России 28.04.94 и зарегистрированная Минюстом России 23.05.94 № 575.

Положение о подразделении государственного ве­теринарного надзора на предприятиях по пе­реработке и хранению продуктов животновод­ства, утвержденное Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Феде­рации 14.10.94 № 13-7-2/173, зарегистриро­ванное Минюстом России 27.10.94 № 710.

Ветеринарно-санитарные правила использования и переработки импортного мяса и мясопродук­тов, утвержденные Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Феде­рации 13.07.94 № 13-7-2/129, зарегистриро­ванные Минюстом России 25.08.94. № 668.

Ветеринарно-санитарные правила сбора, утили­зации и уничтожения биологических отходов, утвержденные Главным государственным ве­теринарным инспектором Российской Федера­ции 04.12.95, согласованные с заместителем Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 04.12.95, зарегистри­рованные Минюстом России 05.01.96 № 1005.

Положение о государственной лаборатории вете-ринарно-санитарной экспертизы на продоволь­ственных рынках, утвержденное Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 29.04.98 № 13-7-2/ 1225, согласованное с Заместителем Мини­стра внутренних дел Российской Федерации 27.04.98 № 1/7189.

Санитарные и ветеринарные требования к про­ектированию предприятий мясной промыш­ленности ВСТП-6.02.92, утвержденные Коми­тетом Российской Федерации по пищевой и перерабатывающей промышленности 19.07.93 № 1401/12/2, согласованные с Госкомсанэпид-надзором России 31.05.93 № 01-13/790-11.

Нормы технологического проектирования пред­приятий мясной промышленности ВНТП 540/ 697-92, утвержденные ассоциацией «Агропром-научпроект» при МСХ РФ 07.04.92 № ДН-59, согласованные с Госкомсанэпиднадзором Рос­сии 01.04.92 № 01-13/91-11, ГУПО МВД СССР 29.10.91 №070-44/19 и ВНИКИМП 28.11.91 № 074-28.

Порядок санитарно-микробиологического конт­роля производства мяса и мясных продук­тов, утвержденный Минсельхозпродом Рос­сии 15.12.95.

Инструкция о порядке санитарно-технического контроля консервов на производственных пред­приятиях, оптовых базах, в розничной тор­говле и предприятиях общественного пита­ния, утвержденная Госкомсанэпиднадзором РФ 21.07.92, № 01-19/9-11.

Инструкция по мойке и профилактической де­зинфекции на предприятиях мясной и птице­перерабатывающей промышленности, утвер­жденная Минмясомолпромом СССР 15.01.85.

Инструкция по дезинфекции сырья животного происхождения и предприятий по его заго­товке, хранению и обработке, утвержденная МСХ СССР 27.12.79.

Инструкция о порядке браковки, направления на техническую утилизацию и уничтожение непригодных в пищу мяса и мясных продук­тов на мясрперерабатывающих предприяти­ях, утвержденная Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Феде­рации 10.07.96 № 13-7-2/681.

Инструкция по порядку и периодичности конт­роля за содержанием микробиологических

и химических загрязнителей в мясе, птице, яйцах и продуктах их переработки. 2000 г.

СанПинН 2.3.2. 1078-01 «Гигиенические требо­вания безопасности и пищевой ценности пи­щевых продуктов», утверждении Главным го­сударственным ветеринарным врачом РФ 6 но­ября 2001 г.

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01 «Санитарно-защит-ные зоны и санитарная классификация пред­приятий, сооружений и иных объектов», ут­вержденные постановлением Госкомсанэпид-надзора России от 31.10.96 № 41.

Международный ветеринарный кодекс МЭБ, 1997.

СанПиН 42-123-41170-86 «Условия, сроки хра­нения особо скоропортящихся продуктов».

СанПиН 2.3.4.551-96 «Производство молока и молочных продуктов».

СанПиН 2.3.4. 050-96 «Производство и реализа­ция рыбной продукции».

МУК 2.3.2.970-00 «Медико-биологическая оцен­ка пищевой продукции, полученной из гене­тически модифицированных источников».

МУК 4.2.796-99 «Методы санитарно-паразитоло-гических исследований»

Методические указания 4.2.727-99 «Гигиениче­ская оценка сроков годности пищевых про­дуктов», утвержденные Главным государствен­ным санитарным врачом Российской Федера­ции 21.01.99.

Сборник технологических инструкций и норм усушки при холодильной обработке и хра­нении мяса и мясопродуктов на предприя­тиях мясной промышленности, утвержден­ный Комитетом Российской Федерации по пищевой и перерабатывающей промышлен­ности 29.07.93.

Ветеринарно-санитарные правила перевозки жи­вотных, птицы, рыбы, продуктов и сырья жи­вотного происхождения автомобильным транс­портом, утвержденные Главветупром Госагро-прома СССР 30.12.86.

Правила перевозок животных и птиц, утверж­денные МПС 20.09.85.

Нормы радиационной безопасности (НРБ-96). Ги­гиенические нормативы ГН 2.6.1.054-96, ут­вержденные постановлением Госсанэпиднад­зора России от 19.04.96 №7.

Положение о системе государственного ветери­нарного контроля радиоактивного загрязне­ния объектов ветеринарного надзора в Рос­сийской Федерации, утвержденное Минсель­хозпродом России 20.02.98.

Радиационный контроль стронций-90 и цезий-137. Пищевые продукты: Отбор проб, анализ и гигиеническая оценка. Методические ука­зания по методам контроля. МУК 2.6.1.717-98, утвержденные Главным госсанврачом Рос­сийской Федерации 08.10.98.

Методические указания по отбору проб объектов ветнадзора для проведения радиологических исследований, утвержденные Минсельхозпро­дом России 30.09.97 №13-7-2/1056.

Правила ветеринарно-санитарной экспертизы мо­лока и молочных продуктов на рынках, ут­вержденные ГУВ МСХ СССР 1 июля 1976 г.

Правила ветеринарно-санитарной экспертизы пре­сноводной рыбы и раков, утвержденные ГУВ Госагропрома СССР 16 июня 1988 г.

Правила ветеринарно-санитарной экспертизы яиц домашней птицы, утвержденные ГУВ МСХ СССР 1 июня 1981 г.

Правила ветеринарно-санитарной экспертизы меда при продаже на рынках, утвержденные Главным государственным ветеринарным ин­спектором РФ 18 июля 1995 г., № 13-7-2/365.

Правила ветеринарно-санитарной экспертизы ра­стительных пищевых продуктов в лаборато­риях ветсанэкспертизы рынков, утвержден­ные ГУВ МСХ СССР 4 октября 1980 г.

Правила ветеринарного осмотра убойных живот­ных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов, утвержденные ГУВ МСХ СССР 27 декабря 1983 г. и согласован­ные с Главным санэпидуправлением Мини­стерства СССР (с изменениями и дополнения­ми от 17 июня 1988 г.)

Мясо и мясные продукты. ГОСТы, части 1 и 2. Издание официальное. М.: Изд-во стандартов, 2002.

ГОСТ 13264-88. Молоко коровье. Требования при закупках.

ГОСТ 27583-88. Яйца пищевые куриные. Техни­ческие условия.

ГОСТ 19792-87. Мед натуральный. Технические условия.

Методические рекомендации по охранным вете-ринарно-профилактическим мероприятиям и ветеринарно-санитарной экспертизе в охотни­чьих хозяйствах военно-охотничьего общества. М., 1981.

Правила ветеринарно-санитарной экспертизы про­дуктов охотничьего промысла сайгаков, утвер­жденные ГУВ МСХ СССР 19 сентября 1983 г. и согласованные с зам. главного гос. санитар­ного врача СССР 16 сентября 1983 г.

Правила ветеринарно-санитарной экспертизы про­дуктов охотничьего промысла дикого северно­го оленя, утвержденные ГУВ МСХ СССР 17 мая 1985 г. и согласованные с зам. главного гос. санитарного врача СССР 17 мая 1985 г.

Правила ветеринарно-санитарной экспертизы про­дуктов охотничьего промысла дикого кабана, утвержденные ГУВ МСХ СССР 9 марта 1989 г.

Правила ветеринарного осмотра и ветеринарно-санитарной экспертизы туш сайгака в шкуре для поставок на экспорт, утвержденные ГУВ МСХ 24 декабря 1976 г.

Временные правила ветеринарно-санитарной экс­пертизы туш и органов ластоногих животных утвержденные ГУВ МСХ 15 декабря 1989 г.

О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пище­вых продуктов. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г., N» 987.

Определение нитратов и нитритов в продукции . растениеводства. МУ 5048-89.

ГОСТ 8558.1-78 «Продукты мясные. Методы оп­ределения нитрита».

Экспресс-метод определения антибиотиков в пи­щевых продуктах. МУК 4.2.026-95.

Методические указания по определению остаточ­ных количеств антибиотиков в продуктах жи­вотноводства. МУ 3049-84.

Профилактика и борьба с заразными болезня­ми, общими для человека и животных. Сбор­ник санитарных и ветеринарных правил:

ОГЛАВЛЕНИЕ

Общепринятые сокращения......................... 3

Предисловие.................................................. 4

Введение......................................................... 5

История развития и становления боенского дела и отечественной ветеринарно-санитарной экспертизы . 6

Глава 1.Убойные животные......................... 13

Категории убойных животных....................... 13 /

Определение упитанности............................. 13

Глава 2. Транспортировка животных

на боенские предприятия.............................. 18

Способы транспортировки............................. 18

Ветеринарно-санитарные мероприятия

на транспорте............................................ 21

Глава 3. Предприятия по переработке
животных на мясо........................................ 24

Значение боенских предприятий................... 24

Требования к постройке

и производственным цехам....................... 25

Типы боенских и мясоперерабатывающих

предприятий.............................................. 27

Мясокомбинаты (28). Хладобойни (29). Бойни (30). Скотоубойные пункты и убой­ные площадки. (30) Мясоперерабатываю­щие заводы. (31). Специализированные бо­енские предприятия (31)

Санитарно-гигиенические требования к

производственным цехам и оборудова- /,
нию боенских предприятий...................... 32

Глава 4. Предубойный режим

содержания животных.................................. 34

Помещения

для предубойного содержания................. 34

Прием животных

и ветеринарный осмотр............................. 37

Подготовка животных к убою....................... 40

Наши рекомендации