Российские системы сертификации
СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ
Обязательная сертификация в России, как и в зарубежных странах, распространяется, прежде всего, на потребительские товары и подтверждает их безопасность и экологичность. Как уже отмечено выше, продукция, подлежащая обязательной сертификации, включается в официальный перечень, который является важным документом для всех заинтересованных в сертификации, поскольку:
■ потребители рассматривают перечень как источник информации о гарантии своих прав на приобретение безопасных продуктов, на выбор их среди аналогов, находящихся в продаже;
■ торговые организации получают возможность обоснованного выбора при размещении заказов;
■ изготовители, ориентируясь на перечень, могут своевременно подготовиться к проведению сертификации на своем предприятии;
■ таможенные органы получают сведения об объектах обязательного контроля при ввозе пищевых продуктов на территорию РФ;
■ сертификационные органы вместе с номенклатурой продуктов получают возможность своевременного обеспечения своего фонда нормативных документов необходимыми стандартами;
■ контролирующие органы могут подготовиться к инспекционному контролю сертифицированной продукции, составить планы и графики работ;
■ технические комитеты по стандартизации благодаря этой информации определяют объекты для стандартизации методов испытаний и установления обязательных для сертификации требований на конкретные виды продукции.
На основании Закона «О защите прав потребителей» Госстандарт РФ как национальный орган по сертификации потребительских товаров установил номенклатуру товаров, которые подлежат обязательной сертификации, и включил в нее более 70 видов продукции и некоторые виды услуг. Среди них: сельскохозяйственная и пищевая продукция; товары бытовой химии; изделия текстильной и легкой промышленности; электробытовые приборы и радиоэлектронная аппаратура; медицинская техника и приборы; автотранспортные средства; спортивное и охотничье оружие; бытовые нагревательные устройства; бытовая техника.
В качестве критериев для включения сельскохозяйственной и пищевой продукции в этот перечень были выбраны: потенциальная опасность для пользователя; наличие требований безопасности в нормативном документе на продукт; массовость потребления; степень угрозы жизни и здоровью человека и др.
Перечень ежегодно обновляется и дополняется по мере принятия новых законодательных актов в области охраны здоровья и защиты интересов потребителей. Изменения в перечень могут быть внесены и другими органами государственного управления, уполномоченными создавать системы сертификации. На основании их предложений Госстандарт как орган, координирующий обязательную сертификацию и проводящий государственную политику в этой области, составляет сводный перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации.
Перечень распространяется и на импортируемую продукцию, о чем проинформированы по соответствующим каналам официальные органы зарубежных стран.
В 2000 г. в России действовало несколько десятков систем обязательной сертификации, часть из них (системы сертификации однородной продукции) входит в состав системы ГОСТ Р (Государственный стандарт России). 15 систем обязательной сертификации образованы разными федеральными органами исполнительной власти. Создавшиеся масштабы работ по обязательной сертификации, участие в ней различных органов федерального уровня требуют четкой координации. Координирующей функцией на основе Закона РФ «О защите прав потребителей» наделен Госстандарт РФ. В его обязанности входит:
■ формирование единой государственной политики в области сертификации;
■ обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в практике сертификации;
■ приведение в соответствие требований к объектам сертификации, проходящим сертификацию в различных системах;
■ унификация методов и процедур контроля за сертифицированной продукцией;
■ согласование номенклатуры объектов
обязательной сертификации.
•Разделение полномочий и сферы вза
имодействия в области обязательной сер
тификации регламентируются двусторон
ними соглашениями Госстандарта РФ с
федеральными органами исполнительной
власти.
Наиболее крупной системой обязательной сертификации является ГОСТ Р.
Это первая система обязательной сертификации, созданная во исполнение закона «О защите прав потребителей», организованная и возглавляемая Госстандартом РФ. В ее составе действуют более 40 систем сертификации однородной продукции, около 900 органов по сертификации и более 2000 испытательных лабораторий, которые аккредитованы в установленном порядке. Ежегодно в системе ГОСТ Р выдается около 500 тыс. сертификатов соответствия на продукцию и услуги. Система ГОСТ Р выполняет задачи по сертификации импортируемой продукции. Для этого в ней аккредитованы зарубежные органы по сертификации: ДИН-ГОСТ-ТЮФ (Германия), Сосьете Же-нераль (Швейцария), Мерт-контроль (Венгрия), ГОСТ-Азия (для стран Юго-Восточной Азии).
В системе ГОСТ Р может проводиться и добровольная сертификация. Практика показывает, что заявители на добровольную сертификацию также чаще всего обращаются в эту систему.
На базе правил и принципов системы ГОСТ Р сформирована действующая инфраструктура сертификации в России, а также в странах СНГ. Правила системы, апробированные в течение нескольких лет, легли в основу создания общих положений по сертификации в России, рассмотренных выше.
Система ГОСТ Р открыта для участия в ней всех субъектов, признающих ее правила, в том числе и органов государственного управления, на которые возложена деятельность по сертификации, а также организаций других стран. Так, среди испытательных лабораторий аккредитованы организации стран СНГ и дальнего зарубежья. Система ГОСТ Р на основе соглашений взаимодействует с другими сертификационными системами. Функции участников системы установлены Законом «О сертификации продукции и услуг».
СИСТЕМА ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ
В России действуют более 80 систем добровольной сертификации, охватывающих в основном рынок потребительских пищевых продуктов, товаров и услуг.
Системы добровольной сертификации имеют некоторые характерные черты:
■ активная роль заявителя, который определяет подтверждаемые требования к объекту сертификации, методы их проверки, стандарты или другие нормативные документы, устанавливающие требования, выбирает схему сертификации;
■ самоорганизация системы, т. е. инициирование ее создания и регистрации любыми субъектами хозяйственной деятельности;
■ открытость, возможность для заинтересованных сторон ознакомиться с составом участников системы, правилами и процедурами сертификации;
■ самостоятельность, невмешательство федеральных и местных органов исполнительной власти, иных государственных и общественных структур в деятельность систем (если они не являются ее организаторами). Добровольную сертификацию может
проводить орган по обязательной сертификации. В этом случае необходимо зарегистрировать систему добровольной сертификации и ее знак соответствия и предусмотреть в правилах проведения сертификации, наряду с обязательной, и добровольную сертификацию.
Право на проведение сертификации вновь создаваемая система добровольной сертификации получает после ее регистрации в соответствии с ГОСТ Р 40.101-95 «Государственная регистрация систем добровольной сертификации и их знаков соответствия». Срок действия сертификата соответствия по правилам добровольной сертификации устанавливает орган по добровольной сертификации с учетом
срока действия нормативного документа, на соответствие которому проведена сертификация.
Знаки соответствия в системах добровольной сертификации подтверждают соответствие продукта:
■ всем требованиям нормативного документа;
■ отдельным требованиям нормативного документа.
В последнем случае к знаку соответствия должна добавляться ограничительная оговорка (маркировка).
Еще одна особенность систем добровольной сертификации относится к признанию сертификатов соответствия. Основным критерием признания является авторитет органа, выдавшего сертификат. Однако в конечном счете решение о признании принимает непосредственно заинтересованная в сотрудничестве с держателем сертификата сторона.
Более трудной проблемой считается признание российских систем добровольной сертификации за рубежом. В связи с этим системы добровольной сертификации при их организации должны быть гармонизованы с международными правилами и нормами. Информация об этих системах должна быть доступной для заинтересованных сторон.
Официальную информацию о зарегистрированных системах добровольной сертификации, в том числе об их правилах, знаках соответствия, формах сертификата, публикует Госстандарт РФ на данных Государственного реестра систем сертификации. Несмотря на то, что в российском законодательстве нет строгих ограничений по отношению к добровольной сертификации и это предоставляет системам право работы по своим правилам, добровольная сертификация в России основана на соблюдении рекомендуемых международных принципов, своеобразного кодекса добровольной сертификации. К этим принципам относят следующие положения:
■ в системе добровольной сертификации должны быть определены правила и процедуры, о которых информируются заявители;
■ объекты сертификации и их характеристики, которые может подтвердить данная система, должны четко оговариваться с указанием конкретных нормативных документов. Нормативные документы, предлагаемые заявителем, принимаются при условии их пригодности для целей сертификации;
■ процедуры сертификации надлежит должным образом документировать, что особенно важно в случаях подачи апелляций;
■ любая система добровольной сертификации вправе устанавливать свою форму сертификата и свой знак соответствия. При этом, сертификат должен содержать все общепринятые реквизиты, а знак — иметь патентную чистоту;
■ вопрос о передаче полномочий органа по сертификации другим участникам системы (например, испытательной лаборатории) должен быть отражен в правилах системы. Нормативными документами по ве-
теринарно-санитарной экспертизе являются: правила, инструкции, ГОСТы, ТУ, СанПиН и др.
В последние годы интенсивно разрабатываются новые концепции эффективного контроля качества и безопасности пищевых продуктов (критические контрольные точки, барьерная технология, прогнозирующая микробиология и др.).
Российские предприятия, выпускающие продукты животного происхождения для выхода на глобальный рынок и удержания позиций на локальных, внутренних рынках, должны не только обеспечивать качество и безопасность продукции, но и предоставлять убедительные доказательства этого, уметь продемонстрировать наличие и выполнение определенных процедур мониторинга производства, направленных на предотвращение опасностей. Этим требованиям в наиболее полной мере отвечает система ХАССП (англ. НАССР — Hazard Analysis and Critical Control Points — анализ рисков и критические контрольные точки), которая является моделью управления качеством и безопасностью продукции на пищевых предприятиях во многих развитых странах мира.
Критическая контрольная точка (ККТ) — это технологическая операция либо ее этап, на котором могут быть осуществлены меры профилактики микробного обсеменения сырья или продукта. Эти меры должны устранить, предотвратить или свести к минимуму любую микробную опасность, возникшую перед данной технологической операцией.
Госстандарт России утвердил государственный стандарт ГОСТ Р 51705.1-2001 «Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования». Этот стандарт направлен на достижение следующих целей:
■ повышение уверенности в безопасности пищевой продукции и продовольственного сырья за счет того, что внедрение системы ХАССП полностью предотвращает или снижает до приемлемого уровня риски возникновения опасностей для жизни и здоровья потребителей;
■ повышение стабильности качества пищевой продукции и продовольственного сырья за счет упорядочения и координации работ по управлению рисками при производстве, транспортировании, хранении и реализации на основе принципов ХАССП;
■ содействие проведению государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований стандартов в процессе производства за счет
установления обоснованной номенклатуры контрольных точек в технологическом процессе и системы их мониторинга.
Выбор и обоснование контрольных точек в технологической цепи производства конкретной (или группы однородной) продукции животного происхождения включает в себя выполнение следующих работ:
■ сбор и анализ исходной информации;
■ анализ и оценка риска;
■ определение контрольных точек (КТ);
■ разработка системы мониторинга;
■ проверка принятых решений и их документальное оформление. Внедрение системы ХАССП в России
подтверждается путем проведения сертификации. С этой целью Госстандарт России 23.02.2001 г. ввел в действие «Систему добровольной сертификации ХАССП», в которой центральным органом, органом по сертификации и учебным центром определен ВНИИС (Всероссийский НИИ стандартизации). Консультационный центр института оказывает методическую помощь в разработке и внедрении документов в системе ХАССП.
В 2002 г. в число сертифицированных предприятий на систему ХАССП вошли: Новгородский мясной двор, Пензенский мясоптицекомбинат, Петелинская птицефабрика Московской области и другие предприятия.
Департаментом ветеринарии разработаны и утверждены «Ветеринарно-сани-тарные требования при инспекционном контроле (надзоре) птицеперерабатывающих предприятий» (2002 г.), которые составлены с учетом ГОСТа Р 51705.1-2001). Согласно этому нормативному документу, оценка риска возможного обсеменения должна осуществляться на следующих технологических операциях (критические контрольные точки): В контроль за потрошением тушек птицы должен быть направлен на исключение загрязнения и бактериального обсеменения наружных и внутренних поверхностей тушки;
■ контроль за организацией и проведе
нием ветеринарно-санитарной экспер
тизы;
Ш контроль за качеством проведения мойки тушек птицы;
■ контроль за технологическими процессами при охлаждении тушек птицы;
■ контроль технологических операций при разделке тушек птицы (темпера-турно-влажностный режим; санитарное состояние помещения, технологического оборудования, спецодежды, инвентаря и рук рабочих);
■ контроль за сортировкой, фасовкой и упаковкой;
■ контроль за безопасностью при механическом сепарировании мяса на всех этапах его производства;
■ контроль за организацией и проведением лабораторных исследований мяса птицы и птицепродуктов по показателям безопасности;
■ контроль за соблюдением температур-но-влажностных режимов при временном хранении и отгрузке продукции на реализацию;
■ контроль за качеством санитарной обработки и дезинфекции;
■ контроль за организацией и выполнением программы по борьбе с вредителями (крысы, мыши, насекомые и др.);
■ контроль за организацией и выполнением требований, правил личной гигиены персонала предприятия. Необходимо отметить, что система
ХАССП действует лишь на хорошо организованном производстве при строгом соблюдении предусмотренных технологических операций.
НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
Закон Российской Федерации «О ветеринарии» от 14.05.93 №4979-1.
Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ.
Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г., № 52-ФЗ.
Ветеринарное законодательство. Т. 1
Положение о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.94 № 706.
Положение о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.97 № 1263.
Инструкция о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные госветнадзору грузы, утвержденная Минсельхозпродом России 12.04.97 № 13-7-2/ 871 и зарегистрированная Минюстом России 22.05.97 № 1310.
Инструкция по ветеринарному клеймению мяса, утвержденная Минсельхозпродом России 28.04.94 и зарегистрированная Минюстом России 23.05.94 № 575.
Положение о подразделении государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства, утвержденное Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 14.10.94 № 13-7-2/173, зарегистрированное Минюстом России 27.10.94 № 710.
Ветеринарно-санитарные правила использования и переработки импортного мяса и мясопродуктов, утвержденные Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 13.07.94 № 13-7-2/129, зарегистрированные Минюстом России 25.08.94. № 668.
Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденные Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.95, согласованные с заместителем Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 04.12.95, зарегистрированные Минюстом России 05.01.96 № 1005.
Положение о государственной лаборатории вете-ринарно-санитарной экспертизы на продовольственных рынках, утвержденное Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 29.04.98 № 13-7-2/ 1225, согласованное с Заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации 27.04.98 № 1/7189.
Санитарные и ветеринарные требования к проектированию предприятий мясной промышленности ВСТП-6.02.92, утвержденные Комитетом Российской Федерации по пищевой и перерабатывающей промышленности 19.07.93 № 1401/12/2, согласованные с Госкомсанэпид-надзором России 31.05.93 № 01-13/790-11.
Нормы технологического проектирования предприятий мясной промышленности ВНТП 540/ 697-92, утвержденные ассоциацией «Агропром-научпроект» при МСХ РФ 07.04.92 № ДН-59, согласованные с Госкомсанэпиднадзором России 01.04.92 № 01-13/91-11, ГУПО МВД СССР 29.10.91 №070-44/19 и ВНИКИМП 28.11.91 № 074-28.
Порядок санитарно-микробиологического контроля производства мяса и мясных продуктов, утвержденный Минсельхозпродом России 15.12.95.
Инструкция о порядке санитарно-технического контроля консервов на производственных предприятиях, оптовых базах, в розничной торговле и предприятиях общественного питания, утвержденная Госкомсанэпиднадзором РФ 21.07.92, № 01-19/9-11.
Инструкция по мойке и профилактической дезинфекции на предприятиях мясной и птицеперерабатывающей промышленности, утвержденная Минмясомолпромом СССР 15.01.85.
Инструкция по дезинфекции сырья животного происхождения и предприятий по его заготовке, хранению и обработке, утвержденная МСХ СССР 27.12.79.
Инструкция о порядке браковки, направления на техническую утилизацию и уничтожение непригодных в пищу мяса и мясных продуктов на мясрперерабатывающих предприятиях, утвержденная Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 10.07.96 № 13-7-2/681.
Инструкция по порядку и периодичности контроля за содержанием микробиологических
и химических загрязнителей в мясе, птице, яйцах и продуктах их переработки. 2000 г.
СанПинН 2.3.2. 1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов», утверждении Главным государственным ветеринарным врачом РФ 6 ноября 2001 г.
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01 «Санитарно-защит-ные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденные постановлением Госкомсанэпид-надзора России от 31.10.96 № 41.
Международный ветеринарный кодекс МЭБ, 1997.
СанПиН 42-123-41170-86 «Условия, сроки хранения особо скоропортящихся продуктов».
СанПиН 2.3.4.551-96 «Производство молока и молочных продуктов».
СанПиН 2.3.4. 050-96 «Производство и реализация рыбной продукции».
МУК 2.3.2.970-00 «Медико-биологическая оценка пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных источников».
МУК 4.2.796-99 «Методы санитарно-паразитоло-гических исследований»
Методические указания 4.2.727-99 «Гигиеническая оценка сроков годности пищевых продуктов», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 21.01.99.
Сборник технологических инструкций и норм усушки при холодильной обработке и хранении мяса и мясопродуктов на предприятиях мясной промышленности, утвержденный Комитетом Российской Федерации по пищевой и перерабатывающей промышленности 29.07.93.
Ветеринарно-санитарные правила перевозки животных, птицы, рыбы, продуктов и сырья животного происхождения автомобильным транспортом, утвержденные Главветупром Госагро-прома СССР 30.12.86.
Правила перевозок животных и птиц, утвержденные МПС 20.09.85.
Нормы радиационной безопасности (НРБ-96). Гигиенические нормативы ГН 2.6.1.054-96, утвержденные постановлением Госсанэпиднадзора России от 19.04.96 №7.
Положение о системе государственного ветеринарного контроля радиоактивного загрязнения объектов ветеринарного надзора в Российской Федерации, утвержденное Минсельхозпродом России 20.02.98.
Радиационный контроль стронций-90 и цезий-137. Пищевые продукты: Отбор проб, анализ и гигиеническая оценка. Методические указания по методам контроля. МУК 2.6.1.717-98, утвержденные Главным госсанврачом Российской Федерации 08.10.98.
Методические указания по отбору проб объектов ветнадзора для проведения радиологических исследований, утвержденные Минсельхозпродом России 30.09.97 №13-7-2/1056.
Правила ветеринарно-санитарной экспертизы молока и молочных продуктов на рынках, утвержденные ГУВ МСХ СССР 1 июля 1976 г.
Правила ветеринарно-санитарной экспертизы пресноводной рыбы и раков, утвержденные ГУВ Госагропрома СССР 16 июня 1988 г.
Правила ветеринарно-санитарной экспертизы яиц домашней птицы, утвержденные ГУВ МСХ СССР 1 июня 1981 г.
Правила ветеринарно-санитарной экспертизы меда при продаже на рынках, утвержденные Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 18 июля 1995 г., № 13-7-2/365.
Правила ветеринарно-санитарной экспертизы растительных пищевых продуктов в лабораториях ветсанэкспертизы рынков, утвержденные ГУВ МСХ СССР 4 октября 1980 г.
Правила ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов, утвержденные ГУВ МСХ СССР 27 декабря 1983 г. и согласованные с Главным санэпидуправлением Министерства СССР (с изменениями и дополнениями от 17 июня 1988 г.)
Мясо и мясные продукты. ГОСТы, части 1 и 2. Издание официальное. М.: Изд-во стандартов, 2002.
ГОСТ 13264-88. Молоко коровье. Требования при закупках.
ГОСТ 27583-88. Яйца пищевые куриные. Технические условия.
ГОСТ 19792-87. Мед натуральный. Технические условия.
Методические рекомендации по охранным вете-ринарно-профилактическим мероприятиям и ветеринарно-санитарной экспертизе в охотничьих хозяйствах военно-охотничьего общества. М., 1981.
Правила ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов охотничьего промысла сайгаков, утвержденные ГУВ МСХ СССР 19 сентября 1983 г. и согласованные с зам. главного гос. санитарного врача СССР 16 сентября 1983 г.
Правила ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов охотничьего промысла дикого северного оленя, утвержденные ГУВ МСХ СССР 17 мая 1985 г. и согласованные с зам. главного гос. санитарного врача СССР 17 мая 1985 г.
Правила ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов охотничьего промысла дикого кабана, утвержденные ГУВ МСХ СССР 9 марта 1989 г.
Правила ветеринарного осмотра и ветеринарно-санитарной экспертизы туш сайгака в шкуре для поставок на экспорт, утвержденные ГУВ МСХ 24 декабря 1976 г.
Временные правила ветеринарно-санитарной экспертизы туш и органов ластоногих животных утвержденные ГУВ МСХ 15 декабря 1989 г.
О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г., N» 987.
Определение нитратов и нитритов в продукции . растениеводства. МУ 5048-89.
ГОСТ 8558.1-78 «Продукты мясные. Методы определения нитрита».
Экспресс-метод определения антибиотиков в пищевых продуктах. МУК 4.2.026-95.
Методические указания по определению остаточных количеств антибиотиков в продуктах животноводства. МУ 3049-84.
Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Сборник санитарных и ветеринарных правил:
ОГЛАВЛЕНИЕ
Общепринятые сокращения......................... 3
Предисловие.................................................. 4
Введение......................................................... 5
История развития и становления боенского дела и отечественной ветеринарно-санитарной экспертизы . 6
Глава 1.Убойные животные......................... 13
Категории убойных животных....................... 13 /
Определение упитанности............................. 13
Глава 2. Транспортировка животных
на боенские предприятия.............................. 18
Способы транспортировки............................. 18
Ветеринарно-санитарные мероприятия
на транспорте............................................ 21
Глава 3. Предприятия по переработке
животных на мясо........................................ 24
Значение боенских предприятий................... 24
Требования к постройке
и производственным цехам....................... 25
Типы боенских и мясоперерабатывающих
предприятий.............................................. 27
Мясокомбинаты (28). Хладобойни (29). Бойни (30). Скотоубойные пункты и убойные площадки. (30) Мясоперерабатывающие заводы. (31). Специализированные боенские предприятия (31)
Санитарно-гигиенические требования к
производственным цехам и оборудова- /,
нию боенских предприятий...................... 32
Глава 4. Предубойный режим
содержания животных.................................. 34
Помещения
для предубойного содержания................. 34
Прием животных
и ветеринарный осмотр............................. 37
Подготовка животных к убою....................... 40