По анатомии человека для студентов 1 курса

МЕДИЦИНСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ

ВТОРОЙ (ВЕСЕННИЙ) СЕМЕСТР

Занятие Содержание самостоятельного занятия часы
  ТЕМА: «СИСТЕМА ПИЩЕВАРЕНИЯ»  
Введение в спланхнологию, понятие о топографии органов, характеристика полостей.
Развитие зубов, возрастные особенности зубов. Характерные особенности зубов верхней и нижней челюсти.
Развитие органов брюшной полости и брюшины (производные вентральной и дорзальной брыжеек). Брюшина – топография, производные, отношение к органам. Полости и карманы брюшины.
  ТЕМА: «ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА»  
Обзор органов дыхания. Наружный нос, носовая полость, околоносовые пазухи.
Развитие, анатомия, топография органов дыхательной системы.
  ТЕМА: «МОЧЕПОЛОВАЯ СИСТЕМА»  
Обзор органов мочевого аппарата. Развитие мочевой системы.
Половые особенности топографии органов малого таза.
Строение, топография и функция наружных женских половых органов. Развитие органов половой системы.
Развитие, анатомия, топография и функция половых желез.
Развитие, анатомия и аномалии мужских половых протоков.
Классификация, анатомия, функция эндокринных желез.
Классификация, анатомия органов иммунной системы.
  ТЕМА: «СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА»  
Развитие сердца и системы кровоснабжения.
Лимфатические узлы грудной, брюшной полостей и малого таза.
  Всего

Содержательный модуль 1: Введение в спланхнологию. Пищеварительная система

1. Тема 1: ВВЕДЕНИЕ В СПЛАНХНОЛОГИЮ, ПОНЯТИЕ О ТОПОГРАФИИ ОРГАНОВ, ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛОСТЕЙ.

2. Цель: узнать, что изучает раздел спланхнология, определить полости, которые выделяют в теле человека. Научиться определять топографию органов (скелетотопию, синтопию, голотопию).

3. Профессиональная ориентация студентов:

Знание строения, топографии и классификации внутренних органов необходимы врачам всех специальностей для овладения анатомическими основами диагностических приемов, проведения оперативных вмешательств, профилактики и диагностики заболеваний.

4. Базовый уровень знаний:

4.1. Из курса биологии: филогенез систем внутренних органов.

4.2. Из курса анатомии: строение скелета, туловища.

5. Программа самоподготовки студентов к теме:

5.1. Повторить строение скелета.

5.2. Выучить понятие топографии систем внутренних органов.

5.3. Определить топографию и границы полостей тела, знать их характеристику.

6. Программа самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

6.1. Используя знания строения и топографии скелета и мышц, найти на препарате грудную, брюшную и тазовую полость.

6.2. Определить на препаратах, чем ограничены эти полости.

6.3. Выяснить, какие системы залегают в полостях тела.

6.4. Определить, какими оболочками покрыты полости, определить эти оболочки на препаратах.

6.5. Выяснить, какие структуры являются основой серозной, слизистой, мышечной оболочки.

7. Выходной уровень знаний и умений:

7.1. Студент должен знать:

7.1.1. Понятие о топографии органов, скелетотопии, голотопии, синтопии.

7.1.2. Элементы серозной, слизистой, мышечной оболочки.

7.1.3. Стадии развития, филогенез внутренних органов.

7.2. Студент должен уметь:

7.2.1. Определить понятие спланхнологии.

7.2.2. Рассказать и показать на схеме и препарате, чем образована и ограничена грудная, брюшная и тазовая полости.

7.2.3. Показывать на препаратах и натурщиках топографические линии и области грудной и брюшной полости.

8. Формы и методы самоконтроля:

8.1. Контрольные вопросы:

8.1.1. Какие полости тела вы знаете?

8.1.2. Чем ограничены полости тела?

8.1.3. Какие системы залегают в полостях тела?

8.1.4. Какими оболочками покрыты полости тела?

8.1.5. Какие структуры являются основой серозной, слизистой, мышечной оболочки?

8.2. Тесты - в конце пособия.

1. Тема 2: РАЗВИТИЕ ЗУБОВ, ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗУБОВ. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗУБОВ ВЕРХНЕЙ И НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ.

2. Цель: выучить развитие зубов; выучить на препаратах, схемах и рисунках особенности строения зубов верхней и нижней челюстей; определить возрастные особенности зубов.

3. Профессиональная ориентация студентов:

Знания развития, строения, топографии и характерных особенностей зубов верхней и нижней челюсти необходимы врачам, особенно стоматологам общих и узких специализаций, для овладения анатомическими основами диагностических приемов и проведения лечения и проведения оперативных вмешательств.

4. Базовый уровень знаний:

4.1. Из курса биологии: филогенез зубов.

4.2. Из курса анатомии: строение скелета головы.

5. Программа самоподготовки студентов к теме:

5.1. Повторить филогенез зубов.

5.2. Определить и выучить стадии развития зуба.

5.3. Выучить этапы развития зубов у человека.

5.4. Определить отличия молочных зубов от постоянных.

5.5. Определить сроки прорезывания молочных зубов.

5.6. Определить сроки прорезывания постоянных зубов.

5.7. Определить виды прикусов: физиологические, патологические.

6. Программа самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

6.1. Определить на препаратах особенности молочных зубов; зубную формулу молочных зубов.

6.2. Определить на препаратах особенности постоянных зубов; зубную формулу постоянных зубов.

6.3. Выучить варианты физиологического и патологического прикуса.

6.4. Определить, какие факторы влияют на особенности зубов верхней и нижней челюстей.

7. Выходной уровень знаний и умений:

7.1. Студент должен знать:

7.1.1. Стадии развития зубов.

7.1.2. Чем отличаются зубы верхней и нижней челюстей.

7.2. Студент должен уметь:

7.2.1. Рассказать и показать на препаратах возрастные особенности зубов.

7.2.2. Показать на препарате физиологический (прогнатия, прогения) и патологический (ортогнатия) типы прикусов.

8. Формы и методы самоконтроля:

8.1. Контрольные вопросы:

8.1.1. Какой филогенез зубов?

8.1.2. Какие стадии развития зубов?

8.1.3. Какие особенности молочных зубов; зубная формула молочных зубов?

8.1.4. Какие сроки смены молочных зубов постоянными?

8.1.5. Какие особенности постоянных зубов; зубная формула постоянных зубов?

8.1.6. Какие варианты физиологического и патологического прикуса?

8.1.7. Какие факторы влияют на особенности зубов верхней и нижней челюстей?

8.2. Тесты - в конце пособия.

1. Тема 3: РАЗВИТИЕ ОРГАНОВ БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ И БРЮШИНЫ (ПРОИЗВОДНЫЕ ВЕНТРАЛЬНОЙ И ДОРЗАЛЬНОЙ БРЫЖЕЕК). БРЮШИНА – ТОПОГРАФИЯ, ПРОИЗВОДНЫЕ, ОТНОШЕНИЕ К ОРГАНАМ. ПОЛОСТИ И КАРМАНЫ БРЮШИНЫ.

2. Цель: выучить на препаратах, рисунках и схемах развитие органов брюшной полости; определить, производными каких структур являются органы брюшной полости; определить топографию, производные, отношение к органам брюшины; рассмотреть карманы и полости брюшины.

3. Профессиональная ориентация студентов:

Знание строения, развития органов брюшной полости, брюшины и ее производных имеют большое значение для хирургов, терапевтов, травматологов и других специалистов для владения анатомическими основами диагностических приемов, проведения оперативных вмешательств на органах брюшной полости, лечения и профилактики заболевания.

4. Базовый уровень знаний:

4.1. Из курса биологии: филогенез органов брюшной полости.

4.2. Из курса анатомии: строение скелета, туловища, мышц.

5. Программа самоподготовки студентов к теме:

5.1. Выучить развитие органов брюшной полости.

5.2. Дать определение брюшине.

5.3. Выучить развитие брюшины и ее производных (дорзальной и вентральной брыжеек).

5.4. Выучить топографию брюшины.

5.5. Выучить отношение брюшины к органам и ее производные.

5.6. Выучить карманы и полости брюшины.

6. Программа самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

6.1. Выучить на препаратах топографию, производные брюшины и ее отношение к органам.

6.2. Рассмотреть полости и карманы, которые образует брюшина.

6.3. Выучить образование венечной связки печени, которая является производным брюшины.

6.4. Выучить связки, которые образуются возле почки, желудка и двенадцатиперстной кишки, определить их особенности.

6.5. Выучить, чем образованы малый и большой сальники.

6.6. Выучить, на сколько этажей разделяется полость брюшины.

6.7. Выучить, на какие сумки раскладывается верхний, средний и нижний этажи.

6.8. Выучить, как покрыты брюшиной желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник, печень, поджелудочная железа, почки.

7. Выходной уровень знаний и умений:

7.1. Студент должен знать:

7.1.1. Органы брюшной полости.

7.2. Студент должен уметь:

7.2.1. Найти и показать на препарате малый и большой сальники.

7.2.2. Найти и показать на препарате корень брыжейки.

7.2.3. Найти и показать на препарате брыжейку и ее образование.

7.2.4. Найти и показать на препарате печеночную, сальниковую сумки.

7.2.5. Найти и показать на препарате круглую, серповидную, венечную связки печени.

7.2.6. Найти и показать на препарате печеночную двенадцатиперстную, печеночно-почечную, печеночно-желудочную связки.

7.2.7. Найти и показать на препарате прямокишечно-пузырное, маточно-прямокишечное, пузырно-маточное углубления.

8. Формы и методы самоконтроля:

8.1. Контрольные вопросы:

8.1.1. Каков эмбриогенез органов брюшной полости?

8.1.2. Какой эмбриогенез брюшины и ее производных (дорзальной и вентральной брыжеек)?

8.1.3. Какая топография, производные и отношение к органам брюшины?

8.1.4. Как образуется венечная связка печени?

8.1.5. Какие есть связки, образующиеся возле почки, желудка и двенадцатиперстной кишки, какие их особенности?

8.1.6. Чем образованы малый и большой сальники?

8.1.7. На сколько этажей разделяется полость брюшины?

8.1.8. На какие сумки раскладывается верхний, средний и нижний этажи?

8.1.9. Как покрыты брюшиной желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник, печень, поджелудочная железа, почки?

8.2. Тесты - в конце пособия.

Наши рекомендации