Духовное здоровье со стороны ислама

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Основы медицинских знаний»

на тему: «Понятие о здоровье в различных сферах жизни»

Выполнила:

студентка 1 курса

дневного отделения

Мартынова Ксения

Проверила:

ханум

Некрасова Айша

Пермь, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Общественное здоровье 4

2. Индивидуальное здоровье 5

3. Физическое здоровье

4. Духовное здоровье

4.1. Основные понятия

4.2. Духовное здоровье со стороны ислама

5. Социальное здоровье

6. Репродуктивное здоровье

Заключение

Литература

СОДЕРЖАНИЕ

Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни. Его нельзя ни купить, ни приобрести ни за какие деньги, его нужно оберегать и охранять, развивать и совершенствовать, улучшать и укреплять.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788 – 1860) утверждал: «Девять десятых нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствия, даже субъективные блага: качество ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основание, что мы, прежде всего, спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья».

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов.

По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ),здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов. В своей работе рассмотрим каждое понятие в отдельности.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ

Общественное здоровье и здравоохранение как самостоятельная медицинская наука изучает воздействие социальных условий и факторов внешней среды на здоровье населения с целью разработки профилактических мер по его оздоровлению и совершенствованию медицинского обслуживания. Общественное здоровье занимается изучением широкого круга медицинских, социологических, экономических, управленческих, философских проблем в конкретных исторических условиях.

В отличие от различных клинических дисциплин общественное здоровье изучает состояние здоровья не отдельных индивидов, а человеческих коллективов, социальных групп и общества в целом в связи с условиями и образом жизни. При этом условия жизни, производственные отношения, как правило, являются определяющими для состояния здоровья людей. Например, социально-экономические преобразования, научно – технический прогресс, могут принести обществу определенные блага, но одновременно могут оказывать и негативное воздействие на его здоровье.

Открытия в области физики, химии, биологии, урбанизация, бурное развитие промышленности во многих странах, большие объемы строительства, химизация сельского хозяйства и т.д. нередко приводят к серьезным нарушениям в области экологии, что губительно сказывается, прежде всего, на здоровье людей. Поэтому, одной из задач общественного здоровья является разработка рекомендаций по профилактике негативных явлений, которые отрицательно влияют на здоровье общества.

Общественное здоровье– это общественная, социально–политическая и экономическая категории, которые характеризуют жизнеспособность всего общества. Это здоровье складывается из здоровья отдельных членов общества. Общественное здоровье и индивидуальное здоровье каждого человека неразрывно взаимосвязаны и зависят одно от другого.

Для планомерного развития экономики любой страны огромное значение имеет информация о численности, возрастно-половой структуре населения, определение его прогнозов на будущее. Общественное здоровье выявляет закономерности развития народонаселения, исследует демографические процессы, прогнозирует перспективу, разрабатывает рекомендации по государственному регулированию численности населения.

Ведущее значение при изучении данной дисциплины имеет вопрос об эффективности влияния на здоровье населения всех мероприятий, которые проводит государство, и роли в этом здравоохранения, отдельных медицинских учреждений.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ

Индивидуальное здоровье – динамическое состояние человека, которое определяется механизмами самоорганизации его систем (устойчивостью к воздействию патогенных факторов и способностью компенсировать патологический процесс), характеризуется энергетическим, пластическим и информационным обеспечением процессов самоорганизации, а также является основой проявления биологических (выживаемость – сохранение особи, репродукция – продолжение рода) и социальных функций.

Под индивидуальным здоровьем понимается личное здоровье каждого человека. Оно во многом зависит (по данным некоторых специалистов, на 50%) от самого человека, его мировоззрения, образа жизни, культуры, а также от других факторов (наследственности, состояния здравоохранения и т. д.).

ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

Физическое здоровье — уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма. Основу физического здоровья составляют морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов, обеспечивающие приспособление организма к воздействию различных факторов.[1]

Физическое здоровье – это способность тела реализовывать разработанную программу действий и резервы на случай возникновения непредвиденных экстремальных и чрезвычайных ситуаций.

Физическое здоровье обеспечивается высокой двигательной активностью, рациональным питанием, закаливанием и очищением организма, оптимальным сочетанием умственного и физического труда, умением отдыхать, исключением из употребления алкоголя, табака и наркотиков. Вот как об этом сказал А. Шопенгауэр: «Следовательно, прежде всего мы должны стараться сохранить хорошее здоровье. Средства к этому несложные: избегать всех эксцессов, излишних бурных и неприятных волнений, а также чересчур напряженного и продолжительного умственного труда, далее – усиленное движение на свежем воздухе в течение, по крайней мере, двух часов, частое купание в холодной воде и тому подобные гигиенические меры».

ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ

Духовное здоровье, основные понятия

Духовное здоровье обеспечивается процессом мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нём. Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события, формировать стиль своего поведения.

Духовный фактор является наиболее важным компонентом здоровья и благополучия. Он включает понимание здоровья как способности к созиданию добра, самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной взаимопомощи, создание установки на здоровый образ жизни – трудная задача. Знать, что такое здоровый образ жизни, - это одно, а вести его – совсем другое. Человек склонен повторять те виды поведения, которые приносят удовольствие. При этом зачастую вредные для здоровья действия могут дать на короткое время довольно приятные ощущения. Выбор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания и заинтересованности. Таким образом, духовный фактор во многом зависит от индивидуальности образа жизни. Степень его влияния на здоровье составляет 50%.

Духовное и физическое здоровье– две неотъемлемые части человеческого здоровья, которые должны постоянно находиться в гармоническом единстве, обеспечивая высокий уровень здоровья.

Древнеримский оратор Марк Тулия Цицерон писал в своём трактате «Об обязанностях»: «Прежде всего каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь, т. е. своё тело, избегать всего того, что кажется вредоносным, приобретать и добывать себе всё необходимое для жизни: пропитание, пристанище и так далее. Общее всем живым существам стремление соединиться ради того, чтобы производить на свет потомство, и забота об этом потомстве. Но наибольшее различие между человеком и зверем состоит в том, что зверь передвигается настолько, насколько им движут его чувства, и приспосабливается только к окружающим его условиям, мало думая о прошлом и будущем. Напротив, человек, наделённый разумом, благодаря которому он усматривает последовательность между событиями, видит их причины, причём предшествующие события и предметы не ускользают от него, он сравнивает сходные явления и с настоящим тесно связывает будущее, с лёгкостью видит всё течение своей жизни и подготавливает себе всё необходимое, чтобы прожить. Человеку свойственна, прежде всего, склонность изучать и исследовать истину».[2]

Духовное здоровье со стороны ислама

Формирование здорового образа жизни — сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов жизни современного общества. Рассматривая ислам как образ жизни мусульман, можно с уверенностью сказать, что это есть система здорового образа жизни. Содержащиеся в Коране и Сунне заповеди и наставления способствуют поддержанию физического, интеллектуального, эмоционального и духовного благополучия человека, поскольку его физическое здоровье неразрывно связано с остальными аспектами бытия.[3]

Согласно исламу, здоровье — это дар Аллаха, который человек обязан беречь и которым он должен распорядиться наилучшим образом. Пророк Мухаммад сказал: «Есть два блага, к которым многие люди относятся небрежно: здоровье и свободное время». В другом хадисе говорится: «Стопы раба не сдвинутся с места в День Воскресения, пока он не будет спрошен о четырёх вещах: как он потратил свою жизнь, как он использовал своё тело, как он приобрёл и на что потратил своё богатство и как он распорядился своими знаниями».

Пророк призывал вести здоровый образ жизни, обучал тому, как нужно предотвращать развитие различных заболеваний, и разъяснял необходимость приёма лекарств в случае болезни. В одном из хадисов сказано: «Нет такой болезни, от которой нет излечения; только старость неизлечима».

В Сунне содержатся многочисленные примеры того, как Пророк разъяснял сподвижникам целебные свойства различных растений, мёда, молока и других продуктов. В одном из хадисов говорится о пользе чёрного тмина, который назван «излечением от всех болезней, кроме смерти». Гомеопаты издавна используют настойку чёрного тмина при заболеваниях пищеварительного тракта. Современная наука доказала эффективность использования масла этого растения при лечении таких заболеваний, как астма, ревматизм, мигрень. Ежедневный приём этого масла рекомендуется при пониженной сопротивляемости организма и других заболеваниях.

На здоровье мусульманина положительно влияет и ежедневная пятикратная молитва. Движения, совершаемые во время намаза, предотвращают развитие некоторых заболеваний позвоночника, желудочно-кишечного тракта и других систем организма. Намаз помогает человеку избавиться от переживаний и беспокойства, положительно влияет на нервную систему. В хадисах подчеркивается роль психического и эмоционального состояния человека в развитии различных заболеваний. Сообщается, что Пророк сказал: «Не думайте о болезнях, а не то заболеете». В другом хадисе говорится: «В теле есть кусочек мяса, и если он здоров, то всё тело здорово, если же он заболевает, то всё тело заболевает, и это сердце». Поэтому мусульмане считают нравственное и духовное здоровье важнейшим фактором физического здоровья и долголетия.

Важное значение в исламе придаётся вопросам питания. В хадисах указывается на медицинские аспекты соблюдения поста в месяце рамадан и в остальное время года. Заслуживает внимания и сам ритуал приёма пищи: мусульманские богословы рекомендуют мыть руки перед едой, принимать пищу неторопливо, пить воду до приёма пищи и воздерживаться от питья после еды, не излишествовать во время приёма пищи. Пророк разъяснял, что правильное питание — это основа здоровья, залог силы и красоты человека. В хадисе говорится: «Наихудший сосуд, который наполняет потомок Адама, — это его желудок. Для поддержания сил человеку достаточно поесть немного, но если он захочет большего, то пусть знает, что треть желудка — для пищи, треть — для питья, а треть — для дыхания». В другом хадисе сказано: «Еды одного человека хватит для двоих, еды двоих — для троих, еды троих — для четверых».

Запрет на употребление свинины в исламе тоже связан со здоровьем. Мусульмане считают свиное мясо нечистым и физиологически не соответствующим потребностям человеческого организма. Наукой доказано, что организм свиньи вырабатывает большее количество гормонов роста, чем другие виды животных и человек. Уровень содержания холестерина и липидов в свинине также очень высок. В силу этих причин употребление свиного мяса и сала в пищу способствует появлению избыточного веса и ожирению. Свиньи чаще других видов домашнего скота являются переносчиками различных паразитов (свиного ленточного червя, трихинеллы и других), вызывающих опасные заболевания у человека. Кроме того, свинина портится намного быстрее, чем другое мясо, и риск отравиться ею значительно выше.

Ислам запрещает употребление любых продуктов, которые вредят организму, подрывают здоровье и губят человека. Кораническое правило гласит: «Не обрекайте себя на гибель» (сура 2 «Корова», аят 195), и поэтому любой поступок, ставящий под угрозу жизнь и благополучие человека, считается запрещённым.

Табак появился в Азии и Европе уже после распространения ислама, но отношение к табакокурению в исламе такое же негативное, как и ко всему, что наносит вред здоровью человека. Известно, что курение вызывает целый ряд опасных заболеваний, от которых, согласно статистическим данным, ежедневно умирает 13 тысяч человек. Но существуют серьёзные опасения, что это число будет расти, поскольку, как показали исследования, проведенные в Университете Массачусетса, за последние десять лет содержание никотина в сигаретах увеличилось в среднем на десять процентов.

Никотин является опаснейшим ядом, и внутривенного введения одного миллиграмма этого вещества достаточно, чтобы убить человека. Никотин отрицательно воздействует на сердце, повышает кровяное давление и вызывает атеросклероз, ослабляет органы обоняния, слуха и зрения, вызывает боли в горле и сужает дыхательные пути. Скапливаясь в печени, никотин нарушает деятельность желудочно-кишечного тракта, способствует возникновению гастритов, язвы желудка и других заболеваний. Кроме того, курение является одной из основных причин возникновения рака лёгких, ухудшает память и внимательность, вызывает раздражительность и нервозность, тормозит развитие организма у подростков.

Табачный дым причиняет большой вред здоровью не только курильщиков, но и тех, кто находится рядом с ними. Согласно исламу, запах табачного дыма отгоняет ангелов, которым неприятно всё, что вызывает неприязнь у людей. Непотушенные окурки нередко становятся причиной пожаров. Наряду с этим, курильщик незаметно для себя самого расходует на сигареты значительные средства, которые он мог потратить с пользой для себя и для других людей. Подобное расточительство тоже считается в исламе предосудительным поступком, и вряд ли кто-либо осмелится назвать действия курильщика благоразумными.

Употребление алкоголя тоже относится к поступкам, запрещённым Кораном. Вред, который употребление спиртных напитков наносит человеку и обществу, очевиден. Наличие алкоголя в крови снижает реакцию и затормаживает деятельность двигательного аппарата. Частое употребление алкогольных напитков вызывает нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта, является одной из причин возникновения гастритов, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки. Даже в относительно небольших количествах алкоголь лишает человека здравого рассудка, подталкивает его к совершению непристойных деяний, разрушает нравственные основы личности. У многих людей частое употребление спиртных напитков вызывает болезнь, известную как алкоголизм.

Во времена невежества арабы часто употребляли вино и даже называли виноградное дерево «деревом щедрости», потому что богатые язычники в пьяном состоянии раздавали милостыню беднякам. Пристрастие арабов к алкогольным напиткам было настолько велико, что требовалось немало времени и усилий для того, чтобы они прекратили употреблять их. Поэтому первый аят об опьяняющих напитках был ниспослан лишь после Хиджры в Медину. В нём сказано: «Они спрашивают тебя об опьяняющих напитках и азартных играх. Скажи: “В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы”» (сура 2 «Корова», аят 219). Это откровение не содержало запрета на употребление алкоголя, но стало предупреждением для мусульман, которые уже почувствовали сладость веры и не желали совершать поступки, от которых вреда больше, чем пользы.

Спустя некоторое время верующим было запрещено молиться в нетрезвом виде. Когда же пристрастие к спиртным напиткам было обуздано, Всевышний Аллах ниспослал окончательный запрет на употребление всего, что опьяняет человека и дурманит рассудок: «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же её» (сура 5 «Трапеза», аят 90).

Вера в Аллаха и стремление к праведности побудили мусульман отказаться от того, что прежде было неотъемлемой частью их повседневной жизни. В день ниспослания этого аята жители Медины опустошили все свои бочки с вином, которое текло рекой по узким улочкам города. И можно с уверенностью сказать, что это был единственный случай успешной борьбы с употреблением алкоголя в истории человечества.

Пророк Мухаммад (с.а.с) также запретил все, что имеет непосредственное отношение в алкогольным напиткам. Благочестивый мусульманин никогда не пожелает другому того, чего не желает себе самому, и поэтому он не станет продавать, хранить, разносить или разливать алкогольные напитки. В хадисах подчёркивается, что опьяняющие напитки нельзя принимать внутрь даже в качестве целебного средства. Пророк сказал: «Аллах не сделал для вас исцеления в том, что запрещено».

Наряду с алкоголем ислам категорически запрещает употребление наркотиков и любых других одурманивающих веществ. Употребление и распространение средств, вызывающих наркотическую зависимость, сурово пресекается в мусульманских странах. Употребление наркотиков вызывает разрушение зубов, повреждение слизистой оболочки желудка. Наркоманы обычно страдают запорами, у них плохой аппетит. Незначительный перерыв в приёме наркотиков вызывает ломку, которая сопровождается судорогами, а иногда приводит к параличу конечностей. Регулярное применение наркотиков вырабатывает у человека страх перед очередным приступом, подталкивает его на совершение преступлений в поисках средств для приобретения новой дозы. Дети у наркоманов рождаются больными и слабыми, нередко с врождёнными дефектами. В конечном итоге многие наркоманы или умирают от передозировки наркотиков, или совершают самоубийство, не выдержав нестерпимой боли во время ломки.

СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ

Социальное здоровье — характеристика взаимодействия человека и общества, критерием принятия человеком социальных норм и ценностей данного общества. Социальное здоровье определяется приемлемостью ценностей общества, действенностью согласно социальных норм.

РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ

Репродуктивное здоровье – важная часть здоровья человека и общества.

Репродуктивное здоровье – достаточно сложный термин, и каждый понимает его по-разному. Если следовать общепринятому определению, которое дала этому словосочетанию Всемирная организация здоровья, то оно означает полную психологическую, социальную и физическую готовность вступать в сексуальные отношения с целью продолжения рода. Причем репродуктивное здоровье человека подразумевает отсутствие каких-либо инфекций и прочих неблагоприятных состояний организма, которые могут повлиять на неблагоприятный исход беременности, невозможность повторного зачатия или на рождение неполноценного ребенка.

Существование любого вида живых организмов невозможно без воспроизводства себе подобных. Человек в этом отношении не является исключением. История человечества представляет собой непрерывную смену поколений. Однако, в отличие от других живых существ, человек, наделенный разумом, может управлять системой воспроизводства, обеспечивая не только рождение, но и необходимое воспитание потомства с учетом социальных запросов общества. Его функция воспроизводства предусматривает не только рождение ребенка, но также его воспитание и подготовку к выполнению определенных обязанностей, обеспечивающих социальное развитие общества. Эта система воспроизводства населения, обеспечивающая рождение здоровых детей, воспитание и подготовку нового поколения, и является основным содержанием репродуктивного здоровья. [4]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый человек ответственен за своё здоровье и благополучие. Достижение хорошего уровня здоровья и благополучия – это непрерывный процесс в жизни человека, при котором подразумевается определённая жизненная позиция и повседневное поведение. Для достижения высокого уровня индивидуального здоровья каждый должен стремиться выработать в себе ряд наиболее необходимых качеств, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья. Это, прежде всего, осознанное стремление к соблюде6ию норм здорового образа жизни, постоянное совершенствование своих физических и духовных качеств, бережное отношение к окружающей природной среде и её сохранение в силу своих возможностей, воспитания в себе убеждённости, что здоровье каждого человека зависит от здоровья окружающей природной среды.

Необходимо переосмыслить своё отношение к личному здоровью и понимать здоровье как личную, так и общественную ценность.

Здоровье человека зависит от внешней окружающей среды (природной, техногенной и социальной) и от умения человека безопасно вести себя в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Значит, для сохранения и укрепления здоровья необходимо постоянно учиться предвидеть опасности, оценивать обстановку и уметь действовать адекватно в складывающейся обстановке для снижения фактора риска для жизни и здоровья, формировать свою индивидуальную систему здорового образа жизни, обеспечивающую духовное, физическое и социальное благополучие

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. http://www.openclass.ru/node/295755

2. http://yuvenologichesky.academic.ru/114/%D0%98%D0%9D%D0%94%D0%98%D0%92%D0%98%D0%94%D0%A3%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%9E%D0%95_%D0%97%D0%94%D0%9E%D0%A0%D0%9E%D0%92%D0%AC%D0%95

3. http://www.refbzd.ru/viewreferat-2467-1.html

4. http://e-minbar.com/islamovedenie/book-08/chapter-06

5. http://womanadvice.ru/reproduktivnoe-zdorove

[1]http://yuvenologichesky.academic.ru/114/%D0%98%D0%9D%D0%94%D0%98%D0%92%D0%98%D0%94%D0%A3%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%9E%D0%95_%D0%97%D0%94%D0%9E%D0%A0%D0%9E%D0%92%D0%AC%D0%95

[2] http://www.openclass.ru/node/295755

[3] http://e-minbar.com/islamovedenie/book-08/chapter-06

[4] http://www.refbzd.ru/viewreferat-2467-1.html

Наши рекомендации