Медико-социальный патронаж
Цель и объекты медико-социальной работы
Целью медико-социальной работы является достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физическими и психическими отклонениями, а также социально неблагополучных.
Объектами медико-социальной работы являются различные лица, неблагополучные по медицинским и социальным показателям: инвалиды, лица пожилого и старческого возраста, дети-сироты, юные матери, многодетные и асоциальные семьи, больные СПИДом, пострадавшие от стихийных бедствий, беженцы, безработные и т. д.
Содержание медико-социальной работы
Медико-социальная работа включает:
- осуществление государственной политики по обеспечению гарантий нуждающимся гражданам в области медико-социальной помощи;
- обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья;
- формирование здорового образа жизни;
- оказание медико-социальной помощи семье и отдельным ее членам;
- организация медицинской помощи и ухода за больными;
- участие в проведении медико-социальной экспертизы;
- проведение медико-социальной реабилитации больных и инвалидов;
- проведение социальной работы в психиатрии, наркологии, онкологии, гериатрии и других областях медицины;
- обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья, состояния среды обитания, качества продовольствия и сырья;
- медико-социальный патронаж;
- участие в разработке целевых комплексных программ медико-социальной помощи нуждающимся группам населения;
- участие в контроле гарантированного объема и качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования и т. д.
Функции медико-социальной работы можно разделить на следующие виды: медико-ориентированные, социально-ориентированные, смешанные.
Кмедико-ориентированным функциям относятся: организация медицинской помощи и ухода за больными, оказание медико-социальной помощи семье, медико-социальный патронаж различных групп, оказание медико-социальной помощи хроническим больным, организация паллиативной помощи умирающим, вторичная профилактика, санитарно-гигиеническое просвещение, информирование клиента о его правах на медико-со циальную помощь и порядке ее оказания с учетом специфики проблем.
Социально-ориентированные функции включают в себя: обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и оказания медико-социальной помощи; оформление опеки и попечительства; участие в осуществлении реабилитационных программ; информирование клиентов о льготах, пособиях и других видах социальной защиты; содействие клиентам в решении социально-бытовых и жилищных проблем; семейное консультирование и семейная психокоррекция; обеспечение доступа информации по вопросам здоровья, состояния среды обитания, качества продовольственного сырья и продуктов питания.
Смешанные функции - формирование установки клиентов на здоровый образ жизни; планирование семьи; проведение медико-социальной экспертизы; осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов; проведение социальной работы в психиатрии, наркологии, онкологии, гериатрии, хирургии и других областях клинической медицины; содействие предупреждению распространения ВИЧ-инфекции и обеспечение социальной защиты инфицированных и членов их семей; социально-правовое консультирование; участие в разработке комплексных программ медико-социальной помощи нуждающимся группам населения на разных уровнях; обеспечение преемственности при взаимодействии специалистов смежных профессий в решении проблем клиентов.
Медико-социальный патронаж
Существенной составной частью медико-социальной работы является медико-социальный патронаж.
Патронаж (от фр.patronage - покровительство) — вид медико-социальной работы профилактической направленности, которая проводится на дому.
Медико-социальный патронаж - вид деятельности медицинских, социальных и общественных организаций, осуществляемый с целью удовлетворения потребности в медико-социальной помощи отдельных лиц, семей, групп населения.
Задачами медико-социального патронажа являются: оценка условий жизни объектов медико-социального патронажа; выявление медико-социальных проблем клиента; установление связи объекта медико-социального патронажа с медицинскими учреждениями, учреждениями социальной защиты, отделением Российского общества Красного Креста, благотворительными организациями, фондами и т. д.; контроль за выполнением программ реабилитации; повышение уровня санитарно-гигиенических и правовых знаний объектов медико-социального патронажа; динамическое наблюдение за состоянием здоровья объекта медико-социального патронажа; первичная и вторичная профилактика; формирование установки объекта медико-социального патронажа на здоровый образ жизни.
Цели медико-социального патронажа — социальная защита населения при решении проблем медико-социального характера, доступность медико-социальной помощи для населения, осуществление непрерывности наблюдения за здоровьем соответствующего контингента лиц, помощь в осуществлении медико-социальной адаптации.
Медико-социальный патронаж выполняют следующие подразделения: амбулаторно-поликлинические учреждения (участковые, детские поликлиники, женские консультации, поликлинические отделения диспансеров); отделы социальной защиты населения; отделения РОКК; отделения Российского детского фонда; отделения Российского фонда милосердия и здоровья; отделения Всероссийского общества инвалидов; региональные отделения Пенсионного фонда РФ.
Непосредственными исполнителями медико-социального патронажа являются: специалисты по социальной работе, участковые терапевты, участковые медицинские сестры, работники РОКК, сотрудники различных обществ и фондов (перечислены выше).
Медико-социальный патронаж составляет существенную часть работы учреждений в отечественной системе здравоохранения.
Медико-социальный патронаж предусматривает выполнение следующих этапов:
- обследование;
- выявление медико-социальных проблем;
- планирование путей решения данных проблем;
- реализация намеченных целей;
- анализ проделанной работы, оценка ее результатов и, в случае необходимости, коррекция этой работы.
Все данные медико-социального патронажа, как правило, заносятся в специальные медико-социальные карты (амбулаторные карты, социальные и т. д.).
9. СТАНОВЛЕНИЕ медико-социальной РАБОТЫ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Отечественный опыт медико-социальной работы.
2. Обоснование медико-социальной работы.
3. медико-социальная работа как вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности.
Отечественный опыт медико-социальной работы
В генезисе социальной работы лежат традиции милосердия и благотворительности в общественной и духовной жизни России. Традиции милосердия складывались на Руси столетиями, составляя основы благотворительности, поднимающейся из глубины веков как стремление помочь «бедным, дряхлым, хворым, неимущим».
На протяжении многих веков средоточием социальной помощи «сирым и убогим, увечным и больным» являлась церковь. Киевский князь Владимир Церковным уставом 996 г. официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив «десятину» на содержание монастырей, больниц и богаделен.
Мысль о развитии государственной помощи была впервые высказана царем Иваном Грозным на Стоглавом соборе (1551 г.), когда он утверждал, что в каждом городе должны быть построены богадельни, больницы, чтобы создать приюты для всех нищих и убогих.
Первая в России гражданская «правильно устроенная» больница была открыта в 1650 г. стараниями боярина Федора Ртищева, члена кружка «ревнителей благосердия».
Развитие мер общественного призрения в определенную систему явилось заслугой Петра I. В 1712 г. Петр I требует повсеместного устройства госпиталей «для увечных и самых престарелых», а городским магистратам вменяет в обязанность изыскивать меры для оказания помощи и выделения пособия бедным, а также заботиться о предупреждении нищеты. При Петре I была создана сеть социальных заведений, имеющих специальное назначение «смирительных домов», «прядильных домов», «гошпиталей».
То, что было заложено Петром I, продолжила Екатерина П. В 1775 г. императрицей была основана государственная система общественного призрения.
В 1776 г. Екатерина II основала больницу на 150 коек, в которую «безденежно» принимались «отставные на свое пропитание солдаты, приказные духовного чина, неимущие и жены их», получившую название Екатерининской.
После эпохи Екатерины II к концу XIX в. было образовано более 1000 благотворительных обществ.
В середине прошлого столетия широкое распространение получило в России движение общинных сестер милосердия, задачей которых являлась подготовка опытных сестер милосердия и помощь в обслуживании раненых и больных.
Памятником благотворительности является Странноприимный дом графа Шереметьева, в настоящее время Московский городской научноисследовательский институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского и Центральный музей медицины. Странноприимный дом состоял из больницы на 50 коек и богадельни на 100 мест. В больнице ежегодно находились на лечении 9001250 больных, а отделение для приходящих при больнице принимало за год от 46 до 60 тыс. больных.
В 1876 г. была открыта первая детская больница, построенная на пожертвования промышленника П.Г. фонДервиза, получившая название Владимирской (ныне Московская городская детская клиническая больница № 2 им. Н.В. Русакова). При больнице действовало благотворительное общество, на средства которого для бедных детей в летнее время организовывались так называемые летние колонии в подмосковных имениях.
Во второй половине XIX в. в Москве создаются многочисленные общества врачей различных специальностей. Одним из таких объединений являлось Общество русских врачей, созданное под руководством замечательного хирурга и терапевта, профессора Московского университета Ф.И. Иноземцева.
Благотворительной деятельности посвятил большую часть своей жизни врачгуманист Ф.П. Гааз, безвозмездно лечивший больных в богадельных домах.
По ходатайству Гааза были отпущены средства на устройство тюремной больницы на Воробьевых горах.
В 1883 г. было организовано Русское общество охранения народного здравия. В числе активных его членов А.П. Доброславин, Н.Е. Введенский, Ф.Ф. Эрисман, Д.И. Менделеев. Целью общества являлось содействие улучшению общественного здоровья и санитарных условий.
В 1902 г. обществом была организована первая в России миссия «Капля молока», в рамках которой производилась не только раздача молока, но и создавались первые детские консультации.
Одним из наиболее крупных благотворительных обществ того времени, имевших свои отделения во многих городах России, было Императорское человеколюбивое общество. Цель его заключалась в доставлении бедным людям пособий разного рода.
Новую волну благотворительности в различных слоях общества вызвала война 19141916 гг. Обществом «Помощь» было организовано оказание материальной помощи жертвам войны и пострадавшему от войны населению.
После социалистической революции 1917 г. была узаконена передача больничным кассам лечебных учреждений, принято Положение о страховании на случай болезни. Медицинские учреждения больничных касс составили основу сформировавшейся в первые месяцы советской власти, по существу, новой системы здравоохранения.
После введения новой экономической политики в здравоохранении наметился возврат к медицинскому страхованию. В 19211923 гг. были введены для работодателей страховые взносы по отдельным видам страхования.
В тот период фонды социального страхования разделялись на местные, губернские и всесоюзные.
Классическое определение социальной работы подчеркивает такую грань этого виды деятельности, как оказание помощи человеку в трудной жизненной ситуации независимо от возраста, пола, национальности, вероисповедания, гражданства.
Главная цель социального работника – это забота о благосостоянии и раскрытие возможностей и способностей личности, семьи, общества к нормальному социальному функционированию (достойной, гармоничной и насыщенной жизни).
Основная ценность социальной работы – признание права каждого человека на помощь и принятие клиента в его индивидуальности, уникальности – органично сочетается с принципами врача.
Безусловно, в Казахстане социальный работник в медицинском учреждении – пока явление из разряда очень редких, хотя в социальной помощи нуждаются сегодня как различные группы больных, так и работники здравоохранения.
Практика социального работника в учреждениях здравоохранения опирается не только на диагнозы врачей, показания лабораторных экспертиз, но и на психолого-социологические исследования, экспертизу социального положения и психологического состояния больного и его близких, ситуаций в их семьях. Учитывается и комплекс возможностей медицинского учреждения, его профессионально-квалификационная, техническая и технологическая оснащенность.
Но самые главные задачи медицинского социального работника – это:
обеспечение оптимальной связи больного с его окружением (очень широкий диапазон проблем – от выяснения личности и восстановления документов больного до организации обучения психически больных пациентов);
оптимизация самопомощи и поддержки близких больному в кризисных ситуациях;
обеспечение связи работников медицинского учреждения с семьей и близкими больного;
оказание поддержки родным и близким в ситуации трагического исхода болезни клиента (пациента);
медико-социально-психологическое просвещение населения;
программы административной поддержки.
Согласно зарубежным исследованиям, основные проблемы клиентов медицинских социальных служб связаны с проблемами здоровья, уходом за детьми, с проблемами наркомании и алкоголизма, последствиями посттравматических стрессов, несчастных случаев. Типичными являются следующие виды помощи: информирование клиента по проблемам заболеваний его родных и близких, помощь в госпитализации больных СПИДом и алкоголизмом, рекомендации молодым родителям по уходу за ребенком, патронаж людей, имеющих хронические болезни, поддержка пожилых и одиноких престарелых и т.п.
Особую категорию нуждающихся в услугах социального работника представляют психически больные, страдающие аутизмом, олигофренией, а также больные с гестациозными и метаболическими нарушениями, черепно-мозговыми травмами. В условиях лечебных учреждений у пациентов могут возникнуть ятрогении и эгогении, в этом случае социальные работники разрабатывают стратегии помощи, направленные на снятие негативных эмоций.
Социальная работа с людьми, имеющими особые нужды (инвалиды) имеет достаточно широкий спектр поддерживающих моделей помощи. В него входят различные индивидуальные и групповые техники, особые программы поддержки. Используются и групповые методы помощи.
Социальный работник незаменим в стационарах, обслуживающих онкобольных, неизлечимо больных, в отделениях травматологии, палатах интенсивной терапии и т.п.
Преимущества подготовки социальных работников заключается в том, что они обладают знаниями о социальных системах и осознают практические нужды клиентов (пациентов). Их учат, как получить доступ к ресурсам, в которых нуждается та или иная семья, они умеют работать как с бедными семьями, так и с семьями среднего достатка, с представителями различных этнических групп и даже с сексуальными меньшинствами.
Опыт реализации именно социально-ориентированной модели оказания медицинской помощи позволяет нам говорить о сильных сторонах такого подхода в работе медицинского учреждения:
1. Рост социального статуса и положительного имиджа системы здравоохранения.
2. Сохранение экономического и трудового потенциала (за счет снижения частоты обращений населения по заболеваемости и увеличения профилактической составляющей и консультативных услуг).
3. Профессиональный и личностный рост врачей и медицинских сестер, изменение взглядов и подходов к проблеме здоровья человека и семьи.
4. Увеличение доверия к лечебным учреждениям и признание медицинских работников.
5. Повышение уровня грамотности и личной ответственности за собственное здоровье у пациентов (клиентов).
6. Улучшение качества жизни социально-уязвимых слоев населения (маргинальные группы, лица с ограниченными возможностями, подростки, одинокие престарелые и пр.) за счет мероприятий по социальной адаптации, формированию позитивной жизненной позиции, трудоустройству, что ведет к жизни в открытом обществе.
7. Развитие волонтерских инициатив среди населения (создание клубов, подготовка тренеров по ЗОЖ): постепенный переход к активной модели здоровья.
8. Постепенное улучшение показателей здоровья.
Необходимо отметить, что врачи и медицинские сестры лечебных организаций обычно выполняют большой объем обязанностей, несвойственных для их профессиональной деятельности, что снижает мотивацию к работе и качество обслуживания пациента. Социальный работник играет роль координатора: разгружает медицинский персонал, определяя объем комплексных медико-социальных услуг конкретному человеку или группе и способствуя его реализации.
По подсчетам, один социальный работник, работающий в условиях города способен обслуживать участок до 5-10 тыс. населения. Значит, число ставок социального работника в ПМСП зависит от численности обслуживаемого района.
Потребность в социальных работниках в стационарах, в том числе отделений скорой помощи, должна рассчитываться в зависимости от специфики отделений. По всей видимости, наиболее целесообразно исходить из одной социального работника на отделение (за исключением онкологических отделений и психиатрических клиник).
10. Типы и виды учреждений здравоохранения
К лечебно-профилактическим учреждениям относятся:
амбулаторно-поликлинические (амбулатории, городские поликлиники, здравпункты, фельдшерско-акушерские пункты), косметологические лечебницы, поликлиники на водном транспорте, поликлиники на железнодорожном транспорте, стоматологические поликлиники, центральные районные поликлиники и т.д.;
больничные (городские больницы, детские больницы, центральные районные больницы, больницы на водном транспорте, больницы на железнодорожном транспорте, специализированные больницы, частные лечебницы);
диспансеры (врачебно-физкультурные, кардиологические, кожно-венерологические, наркологические, онкологические, противотуберкулезные, психоневрологические и т.д.);
охраны материнства и детства (родильные дома, дом ребенка, ясли, молочная кухня);
скорой и неотложной медицинской помощи и переливания крови;
санаторно-курортные (санатории, детские санатории, курортные поликлиники, грязелечебницы, санатории-профилактории).
К санитарно-профилактическим учреждениям относятся: санитарно-эпидемиологические (центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, дезинфекционные станции, противочумные станции, изоляционно-пропускные пункты на железнодорожном транспорте), санитарного просвещения (центры медицинской профилактики, дома санитарного просвещения и т.д.).
Существуют также учреждения судебно-медицинской экспертизы (бюро судебно-медицинской экспертизы), аптечные (аптеки, аптечные базы, аптечные киоски, аптечные магазины, аптечные склады, базы и склады медицинской техники, магазины медицинской техники и оптики, контрольно-аналитическая лаборатория).
Ведущее место в структуре учреждений здравоохранения занимают лечебно-профилактические учреждения. Основными принципами их деятельности являются: преемственность в работе различных учреждений и прежде всего поликлиник и стационаров, единство лечения и профилактики, участковый принцип обслуживания, диспансерный метод работы, общедоступность и специализация врачебной помощи.