Психолого-медико-социальный центр

Москва, 1998

МГПУ Факультет коррекционной педагогики

Психолого-медико-социальный центр

Помощи детям и подросткам

Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления. Первое - собственно когнитивные методы, чаше всего направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование ВМФ. Например, целенаправленная работа в сфере слухо-речевой памяти, формирование счётных операций и т.д.. Второе направление - методы двигательной (моторной) коррекции, или телесно-ориентированные методы, которые зарекомендовали себя при работе со взрослой популяцией.

Они направлены, в основном, на восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, осознание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения с целью улучшения психического самочувствия при взаимодействии с другими людьми.

Наличие этих двух противоположных по своей направленности подходов - «сверху» и «снизу» - открывают нам ещё раз, в ракурсе психологической коррекции, вечную проблему соотношения души (психики) и тела: первый ориентирован «на голову», а второй - «на тело».

Опыт показывает, что желаемые результаты не достигаются, так как в современной популяции детей преобладают системные нарушения психических функций с обилием мозаичных, внешне разнонаправленных дефектов.

Таким образом, в сложившейся актуальной ситуации оптимальным является системный подход к коррекции психическою развития ребенка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в некотором иерархизированном комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния.

Направление, в рамках которого была разработана «Методика», исходит из того, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех ВПФ. Так как сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития ВПФ,- логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Ведь очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне к таким психическим функциям как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создастся базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.

Последующее включение методов когнитивной коррекции должно происходить с учетом динамики индивидуальной или групповой работы.

Методологически «Методика» опирается на современные (по А.Р. Лурия) представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе, в том числе о возможностях «замещающего онтогенеза»; а методически - на адаптированный вариант базовых телесно-ориентированных, этологических, театральных и иных психотехник применительно к детскому возрасту.

«Методика» представляет собой трехуровневую систему; основанием для выделения уровней явилось представление об определенных этапах в развитии пространственно-временных аспектов психической деятельности человека, в том числе его телесности.

I. «Уровень активации, энергоснабжения и стато-кинетического баланса психических процессов».

II. «Уровень операционального обеспечения сенсомотороного взаимодействия с внешним миром».

Энергоснабжения и

Стато-кинетичсского баланса

Психических процессов.

Уровень I - уровень ощущений и управления собственным телом - является базовым для организации двигательных актов вышележащих уровней.

Он обеспечивает и регулирует общий энергетический, активационный фон, на котором разыгрываются все психические функции; поддерживает тонус мышц, т.е. совокупность явлений гибкого и пластичного реагирования возбудимости мышечного массива в условиях работы целостного организма, как текучее состояние подготовленности нервно-мышечной периферии к избирательному принятию эффекторного процесса и его реализации.

Обеспечивает наиболее экономичные (с точки зрения энергетики и иннервации) формулы движения, организуя высокослаженные, максимально экологичные (адаптивные) движения всего тела.

Ведущей афферетацией 1 уровня является афферентация собственного тела (проприоцептивная, протопатическая и интероцептивная чувствительность). Тело на этом уровне есть и исходная система координат, с которой соотносятся рецепции и движения, и конечная их цель.

Дисфункции, возникающие на этом уровне, проявляются в:

- аффективной и активационной лабильности; быстрой истощаемости; обилии органных дизритмий, внешне особенно ярко заметных в дыхании;

- различного рода мышечных дистониях (гипо- и гипертонус), треморе; общей диспластичности, неловкости и недостаточно дифференцированной координации в пространстве собственного тела; бедности выразительных движений;

- наличии небольшого числа сенсо-моторных автоматизмов и избыточного количества синкинезий на фоне ослабления пусковых и тормозных механизмов, дефицита собственной инициативы, фиксации ригидных телесных установок.

Вдох

- распустим, мышцы живота, начать вдох, опустить диафрагму вниз, выдвигая живот вперед;

- наполнить среднюю часть легких, расширяя грудную клетку с помощью межреберных мыши;

- приподнять грудину и ключицы, наполнить воздухом верхушки легких.

Пауза.

3. Выдох:

- приподнять диафрагму вверх и втянуть живот,

- опустить ребра, используя группу межреберных мышц;

- опустить грудину и ключицы, выпуская воздух из верхушек легких.

Пауза.

Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную в цикле дыхания паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох ртом или носом так, чтобы было приятное, легкое, без напряжения ощущение вдоха. Нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи, хотя при глубоком вдохе обязательно будет двигаться, верхняя часть грудной клетки. На этапе освоения глубокого дыхания ребенку также предлагается положить руку на область движения диафрагмы, чувствуя, как на вдохе рука поднимается вверх, а на выдохе - опускается вниз.

При выполнении дыхательных упражнений более эффективно дополнительно использовать образное представление, т.е. подключать воображение, так хорошо развитое у детей. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, расположенного в животе, соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания. Ребенку также предлагается вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки («А», «О», «У» и др.) и их сочетания.

Следующий этап в освоении дыхательных упражнений соединение дыхания и движения.

Рассмотрим несколько дыхательных упражнений такого типа (выполняются 3-5 раз).

• Исходное положение (и.п.) - сесть на пол, скрестив ноги, с прямой спиной (!). Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище. Это упражнение хорошо тем, что оно автоматически заставляет ребенка дышать правильно, у него просто нет возможности дышать по другому.

• И.п. то же, либо сесть на колени и на пятки, ноги вместе. Прямые руки расставлены в стороны параллельно полу. Кисти сжаты и кулаки, кроме больших пальцев, вытянутых вовне. С вдохом поворачивайте руки большими пальцами вверх: с выдохом - вниз.

• И.п. то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом поднимите левую кисть вверх, одновременно опуская правую вниз (движение только в лучезапястном суставе). С выдохом - левая кисть вниз, правая вверх.

• И.п. то же. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрывания правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрывания левой ноздри применяют мизинец правой руки). Дыхание медленное, глубокое. Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.

• Встать, ноги на ширине плеч, руки опущены, ладони обращены вперед. На быстрый вдох свободные руки притягиваются к подмышкам ладонями вверх. На медленный выдох руки опускаются вдоль тела ладонями вниз. Такой тип дыхания оказывает мощное мобилизующее действие, быстро снимает психо-эмоциональное напряжение.

• И.п. то же. На медленный вдох (притягивающее движение) руки плавно разводятся в стороны и вверх (или в стороны и к груди), на выдох (отталкивающее движение) -опускаются вдоль тела ладонями вниз. Это упражнение гармонично сочетается с представлением о втягивании в себя света и распространении его сверху вниз по всему телу.

• И.п. - встать, ноги вместе, руки опушены. На вдохе медленно поднять расслабленные руки вверх, постепенно «растягивая» все тело и напрягая его как «струнку» (не отрывать пятки от пола); на выдохе - постепенно расслабляя тело, опустить руки и согнуться в пояснице. Вернуться в и.п.

• Потягивание. И.п. - встать прямо, ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулак, большие пальцы внутри ладоней; кулаки прижаты к низу живота. На вдохе - поднять кулаки над плечами, сохраняя локти слегка согнутыми, и прогнуться в спине, разводя плечи и запрокидывая голову: вытянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на носки (представьте, что вы только что проснулись и сладко потягиваетесь). Па выдохе - вернуться в и.п., выполняя движения в обратном порядке.

• Ребенок кладет одну руку па грудь или живот и акцентирует внимание на том, как на вдохе рука поднимается, а на выдохе - опускается. Затем в такт с дыханием другой рукой он показывает, как дышит (на вдохе рука поднимается до уровня груди, а на выдохе - опускается). Далее ребенок должен плавно и медленно поднимать и опускать руку или обе руки одновременно в такт дыханию, но уже на определенный счет (на 8, на 12).

• Дыхание (различные его этапы) сочетается с разнообразными вариантами упражнений из гимнастики для пальчиков.

1.2. Стимулирующие упражнения, повышающие

энергетический потенциал.

• Ребенок располагает свои ладони перпендикулярно друг другу и производит резкие хлопки (с интервалом около 1 секунды. 5-10 хлопков) таким образом, что местами соприкосновения становятся углубления между запястьем и нижней частью ладони.

• То же самое, но места соприкосновения - внешние стороны запястья.

• Руки вытянуты вперед, ладони сжаты в кулаки; резкие хлопки выполняются кулаками сначала ориентированными тыльной поверхностью вверх, а затем - вниз; во время удара должно происходить полное совмещение боковых поверхностей сжатых кулаков.

• Самомассаж головы: пальцы рук слегка согнуты, поверхность ногтей и первые фаланги пальцев плотно соприкасаются с поверхностью головы сразу за ушами; массаж головы производится ребенком обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке.

• Самомассаж ушных раковин: растираем ладонями уши, как будто они замерзли; разминаем уши три раза сверху вниз возвратно-поступательным движением уши растираются в горизонтальной плоскости (2 -5 пальцы соединены и направлены к затылку, локти вперед).

• Самомассаж стоп: поглаживания тыльной стороной кисти, растирание кончиками пальцев и большим пальцем: разминание и давление кончиками больших и других пальцев, косточками пальцев сжатой в кулак кисти, краем ладони и т.д.; массаж пальцев стоп: хождение босиком по гальке, фасоли и т.п.

Вообще, развитие мелкой моторики любого вида является мощным тонизирующим фактором. Упражнения по развитию мелкой моторики являются общеизвестными и активно применяются в логопедической практике: массаж и самомассаж кистей и пальцев рук, работа с пальчиками («пальчики здороваются», «человечек», выполнение различных фигурок из пальцев и т.д.), нанизывание бус, застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, перебор круп и т.п.

Рассмотренные выше упражнения выполняют комплексную функцию в развитии ребенка, они не только повышают потенциальный энергетический уровень, но и обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают внимание,

произвольность, успокаивают и уравновешивают психику.

/. 3. Оптимизация тонуса и обучение релаксации.

Оптимизация тонусаявляется одной из самых важных задач коррекции I уровня.

Любое отклонение от оптимального тонуса может является как причиной, так и следствием возникших изменений в психической и двигательной активности ребенка и негативно сказывается на общем холе его развития.

Наличие гипотонуса обычно связано со снижением психической и двигательной активности ребенка, с высоким порогом и длительным латентным периодом возникновения всех рефлекторных и произвольных реакций: оно сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий.

Наличие гипертонуса, как правило, проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна. Для таких детей характерно ограничение в формировании произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придаст психомоторному развитию своеобразную неравномерность. Все двигательные, сенсорные и эмоциональные реакции на внешние стимулы у гиперактивного ребенка возникают быстро, после короткого латентного периода и так же быстро угасают. Они с трудом расслабляются. Обычно такие дети проявляют живой интерес к окружающему, но перечисленные особенности их статуса нередко затрудняют их контакт с миром.

Именно поэтому, в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах, одновременно обучая возможным приемам релаксации.

• Ребенку предлагается лечь на спину или встать прямо, закрыть глаза и сосредоточить внимание на своем теле; выполнить 3-4 цикла глубокого дыхания в индивидуальном темпе, обращая внимание только на дыхание. Затем его просят напрячь все тело, как можно сильнее, через несколько секунд напряжение сбросить, расслабиться; проделать то же самое с каждой частью тела (педагог называет поочередно части тела, останавливаясь на каждом сегменте в отдельности - правая рука, левая рука, шея, грудь, спина, живот, поясница, правая нога, левая нога); по позе ребенка и «волне» его дыхания можно легко определить «зажатые» места. Снова прислушаться к своему телу и при необходимости дополнительно поработать с напряженными участками тела, например, сделать несколько медленных круговых движений головой или «размять» икры ног и т.д.

• «Огонь и лед» включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Дети выполняют упражнение стоя в кругу. По команде педагога «Огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде «Лед» дети застывают в позе, в которой их застигла команда.

Педагог несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения упражнений.

• «Марионетки». Детям предлагается представить, что они куклы - марионетки, которые после выступления висят на гвоздиках в шкафу. Упражнение выполняется в произвольном темпе, лучше с закрытыми глазами. Педагог следит за степенью расслабленности тела у детей, акцентируя внимание на напряженных местах.

• «Росток». Дети в кругу. Исходное положение - сидя на корточках. Голову нагнуть к коленям, обвить их руками. Педагог: «Представьте себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста». В начале освоения этого упражнения на каждый счёт детям называется часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютном пассивности, расслабленности других: «один» - медленно выпрямляются ноги, «два» - ноги продолжают выпрямляться и постепенно расслабляются руки, висят как «тряпочки», «три» -постепенно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам), «четыре» - разводим плечи и выпрямляем шею. поднимаем голову, «пять» - поднимаем руки вверх, смотрим вверх, тянемся к солнышку. Усложняя в будущем это упражнение, педагог может увеличивать продолжительность «роста» до 10 - 20 «стадий». После этого упражнения полезно сразу перейти к упражнению «Потянулись - сломались».

• «Потянулись - сломались». Исходное положение – стоя, руки и всё тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать Педагог: «Тянемся, тянемся вверх, выше и выше... Медленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу)... А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол... Лежим расслабленно, безвольно. удобно... Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Во время выполнения упражнения следует обратить внимание детей ни два момента:

1) покачать разницу между выполнением команды «опустить кисти» и «сломались в кистях» (расслабление кистей достигается только во втором случае):

2) когда дети лежат на полу, педагог должен обойти каждого из них и промерить, полностью ли расслаблено его тело, указать места зажимов.

Важным моментом при выполнении упражнений на расслабление является подключение различных сенсорных каналов: использование специально подобранного музыкального сопровождения (спокойные, легкие мелодии, звуки природы); подключение образного представления (см. ниже сценарии для релаксации); применение цвето-и ароматерапии.

Релаксация может проводиться как в начале занятия - с целью настройки, так и в конце - с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Интеграция в теле - релаксация, самонаблюдение, воспоминание событий и ощущений - является частью единого процесса. За ней следуют интеграция в рисунке (невербальный компонент) и в обсуждении (вербальный компонент). Эти три составляющие создают необходимые условия для отреагирования ребенком- ощущений и навыков, приобретенных в ходе занятия.

Возможные сценарии для релаксации(дети ложатся на пол, закрывают глаза, каждый принимает одну их предложенных педагогом или просто удобную для себя позу, делает 3-4 цикла глубокого дыхания в индивидуальном темпе) продолжительностью около 5 минут.

• «Пляж». «Представьте, что вы лежите на теплом песке и загораете. Ласково светит солнышко и согревает нас. Веет легкий ветерок. Вы отдыхаете, слушаете шум прибоя, наблюдаете за, игрой волн и тайнами чаек над водой. Прислушайтесь к своему телу. Почувствуйте позу, в которой вы лежите. Удобно ли вам? Попытайтесь изменить свою позу так, чтобы вам было максимально удобно, чтобы вы были максимально расслаблены. Попробуйте представить себя всего целиком и запомните возникший образ (пауза)... Потягиваемся, делаем глубокий вдохи выдох, открываем глаза, медленно садимся и аккуратно встаем».

• «Ковер - самолет». «Мы ложимся на волшебный ковер -самолет; ковер плавно и медленно поднимается, несёт нас по небу, покачивает, убаюкивая; ветерок нежно обдувает, все отдыхают... Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера... Постепенно ковер - самолёт начинает снижение и приземляется в нашей комнате ... Потягиваемся, делаем -глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и аккуратно встаем».

Для выхода из длительной (более 10 минут глубокой релаксации), чтобы вернуться в состояние «здесь», и «сейчас», или для подготовки, мобилизации себя к дальнейшей работе, рекомендуется, лежа на спине, выполнить последовательность из пяти упражнений, каждое из которых занимает около 30-ти секунд:

- сделайте 3-5 циклов глубокого дыхания:

- потянитесь всем телом, вытягивая руки за голову и носки ног от себя;

- поднимите одно колено, перекиньте его через другую ногу и постарайтесь достать ими до пола. Плечи при этом должны оставаться на полу. Повторите несколько раз в каждую сторону;

- потрите ладонь о ладонь и подошву о подошву:

- подтяните колени к груди и обхватите их руками. Прокатилось несколько раз на спине вперед - назад. Само по себе это одно из лучших упражнений для позвоночника и всей спины, но делать ею нужно на ровной и достаточно мягкой поверхности.

Развитие чувства ритма.

На первый план здесь, но аналогии с уровнем I. выступает задача поддержания общего активациониого фона, необходимого ч достаточного для протекания всех психических процессов, которая решасгся посредством развития чувства ритма и выполнения ршмнчеекпх упражнений.Развитие чувства ритма осуществляется по двум направлениям. Первое - совмещение ритма дыхания с движением, работа с самим ритмом дыхания (у!лубление вдоха и увеличение длительности фаз с их последующим уравниванием). Аналогичные упражнения уже были описаны выше.

Второе направление - ориентация на внешний ритм. Здесь используется все многообразие средств. Например, при выполнении любых упражнений, где Вы сами считаете ребенку (счет на 8, на 12), можно, одновременно хлопая в ладоши, варьировать темп выполнения, то ускоряя, го замедляя его. Это также способе! вует развитию внимания и более гибкой приспособляемости ребенка к изменяющимся условиям.

Ишсрсснмми для детей и полезными для развития чувства ритма являются следующие игры - упражнения.

♦ Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, имеющиеся по рукой, производя с ними различные манипуляции (постучите, бросьте, подергайте, подуйте, поскребите и т.д.). Поварьируйте громкость и темп на каждом источнике, отработайте нарастание и затухание звука. Затем исследуйте поподробнее наиболее понравившиеся звуки.

♦ Начните диалог - чередуйте «высказывания» каждый на своем инструменте, внимательно прослушивая реплики друг друга. Когда ребенок сыграет что-то, достаточно структурированное, повторите. Продолжайте игру - один копирует ритмоформулы другого, затем поменяйтесь ролями. Повторяйте много раз пока ребенок не отработает спонтанную находку.

♦ Педагог задаст ритм, отстукивая его одной рукой, например, «2-2-3» (в начале освоения дается зрительное подкрепление - ребенок видит руки педагога, а в процессе освоения - происходит постепенный переход только к слуховому восприятию, т.е. с закрытыми глазами):

- ребенку предлагается повторить ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (хлопки или удары перед собой), комбинированно (например, «2» правой рукой, «2» левой рукой, «3» одновременно двумя руками); сначала «продирижировать» всей рукой, затем только кистью;

- после освоения первой части упражнения ребенку предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами(пример одновременных движений ж>1 - прыжки па двух йогах), сначала ошашка веси нотой, кием движения тлькооопой;

следующий лап освоения чтого упражнения воспротвеленис ршмического рисунка верхними и нижними конечное1ями (например, «2» левая нога, «2» правая но1а. «3» хлопка руками); здесь же можно предложить ребенку воспроизведение ритмического рисунка различными частями тела (например, лежа на спине пли стоя у стены - «2» двумя локтями одновременно. «2» приподнимая и опуская та». «3» двумя ногами одновременно или «2» правая рука и левая нога одновременно. «2» левая рука и правая ж» а одновременно. «3» удары одновременно правой рукой по правому бедру и левой рукой по левому бедру).

♦ В качестве дополнительного упражнения пли в случае, если ребенок испытывает трудное!и при воспроизведении рт.ма. пред/ки астся развернутая опора на речь, например, прилумшь предложение или набор слов, подходящих для данною ритмического рисунка. В рассматриваемом примере эюй опорой могут бьиь слова: «2» со-кол, «2» лс-мп, «3» вы-со-ко. Подбор слов, ребенок считаск сколько ударов в каждой пачке, и подбирас! слова с тем же количеством слою» или гласных б\кв. Если и лог вариант вызывает зафуднения, то ребенку сначала предлагается нарисовать ритм вертикальными черточками (дается дополнительная зртсльная опора), например, // // ///. а затем подбираются слова и под каждой черюй пишется соопнмсгвуюшпй слог.

Мои ребенок все же не можем запомни п. услышанный обра $си, дастся ориентир в виде цифровой его записи «2-2-3». гле цифра изображает число непрерывно, через рапные ишервалы следующих друг за другом хлопков или уларов, а тирс меж п ними - пауза.

♦ «Ритм по кругу». Дет садятся полчкругохг Пелаюг октукнваст какой-то ри!м. Дсш внимательно слушаю! и но команде педагога его повторяют (по отдельности или все имесю). Когда ршм освоси, дети получают команду. «Давайте прохлопаем -лот ритм следующим образом. Каждый но очереди отбивае! по одному хлопку из заданного рил.ма. Слева направо. Когда ршм закончится, следующий по кручу выжидает короткую паузу и начинает сначача: и так до команды педагога «Стоп>>. Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший паузу.сделавший лишний хлопок - получает штрафное очко или выбывает ич игры. Возможные нуги усложнения задачи: удлинение и усложнение ритма, отстукивание ритма каждым игроком обеими руками по очереди и т.д.

Детям также могут предлагаться для воспроизведения звуки разной громкости внутри ритмического рисунка, например: тихие (слабый удар - короткая вертикальная черта) и громкие (сильный удар -длинная вертикальная черта).

♦ Сначала, аналогично упражнениям, приведенным выше, происходит отработка ритмического рисунка в статике, затем -начинают его проигрывание в динамике: дети двигаются по кругу все одновременно или но очереди выполняю! ритмический фрагмент, создавая единую мелодию и двигаясь в заданном ритме.

♦ Упражнения с применением ритмических музыкальных инструментов. Здесь ребенок может либо повторять заданный ритм, либо его придумать и воспроизвести. Это упражнение хорошо выполнять в группе, когда по кругу дети то воспроизводят ритмы других, то задают свой, контролируя при этом правильность повторения другими детьми.

♦ Упражнения с использованием специально подобранных музыкальных фрагментов с различной ритмической структурой. Детям предлагается произвольно двигаться под музыку, выполняя движения в соответствии со звучащим ритмическим рисунком..

ДРУГИМИ ДСТЬМН II I .Д.

♦ «Шапка - нпммимка». В течение грех секут надо запомним» вес предмет, сопранные под шапкой, которая на но время поднимается, а затем перечислить их.

♦ Дети пс I а ют полукругом; задача ведущего ,- запомнить порядок расположения дегей. Первый вариант - ведущий отворачииасгся и называет детей но порядку; второй варили! -педагог изменяет порядок, переставляя не более трех - пяти ллмей. а ведущий его восстанавливает. • -

♦ Дети замирают в разных позах; ведущий внимательно их осматривает и запоминает гючм детей и их одежду. Затем ведущий выходит из комтиы. а Ийчлтг производит не более трех - пяти изменений в позах и одсЗклс детей. Задача ведущего -вернуть все в исходное положение.

♦ Дети располагаются в определенной последовательности по периметру зада, например, в одном углу, у окна, у мяча на иолу и 1.д. Включается музыкальный фрагмент, дети свободно бегают по заду. Во время иауйА дети должны как можно быстрее: а) вернуться на свое место; б) занять место 11а одну позицию вперед при движении но часовой стрелке. При большом количестве детей или. если лети исиытывают трудное!и в запоминании места и последовательности передвижения, можно объединить их в пары (дополнительно проставляем акпеш на взаимопомощь и со! ласованпост ь действий).

2.3. Формирование пространственных представлений.

Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Базовой и наиболее естественной, онтогенетически более ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела.

Следует сказан., что формирование у ребенка пространственных представлений - одно из важнейших условий

41его достижений. И пользоваться здесь нужно всем богатым арсеналом внешних опор, маркеров, которые заставили бы ребенка буквально убедиться в том, что существует правая и левая сторона, и это неизбежно и неизменно, вне зависимости от его желания. Надо максимально использовать цвета, различные формы - в общем, лучше, чем старинный принцип «ссно-солома», не придумаешь.

Первым шагом должна слать маркировка левой руки ребенка. На нее можно надеть часы, браслет, колокольчик, красную тряпочку. Таким образом Вы даете ребенку прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством -ведь оно строится вначале от его собственного тела, а уже потом превращается в абстрагированные пространственные представления. Теперь он знает, что «слева» - это «там, где красная тряпочка». На это знание можно нанизывать обширный репертуар сведений о внешнем мире.

Но ведь есть еще и верх - низ. Следовательно, верх - это голова, потолок, небо, солнце, северный полюс и Северный Ледовитый океан на глобусе. Низ - ноги, пол, земля, южный полюс. Антарктида.

♦ Базовое упражнение на формирование пространственных представлений заключается в том, что каждое из направлений связывается (закрепляется) определенным движением, например, вверх, вперед, назад, вправо и влево - простой шаг или прыжок на двух ногах, шаг или прыжок с разворотом в соответствующую сторону, вниз - присесть. Здесь же аналогично закрепляются понятия «дальше», «ближе» и т.п. Вначале ребенок выполняет движения вместе с педагогом, который и означивает каждое направление. Большую пользу здесь приносит зеркало, перед которым это выполняется.

Дополнительно могут даваться внешние ориентиры, например, если встать лицом к окну, то справа будет дверь, а слева - стена; возможный ориентир по самому телу ребенка -сердце находится слева (приколоть значок) или на левое запястье надевается цветная повязка.

Далее происходит постепенное «сворачивание» движения, а также переход от совместного к самостоятельному выполнению, переход из внешнего во внутренний план. Например, по инструкции педагога ребенок переходит от движении всем телом

В процессе занятий степень произвольности может быть различной. Так, инструкция для решения задачи типа «делай, как Хочешь» не требует программы; выполнение действия здесь носит механический характер, и степень произвольности снижается. Оптимальным для развития произвольности являются подробные инструкции, подразумевающие постепенное формирование у ребенка способности к построению собственной программы.

Правила игры и роли.

Важным.условием при развитии произвольности является принятие и выполнение ребенком правил игры и взаимодействия 4'другими дегьми. С самого начала занятий ребенок должен понять и усвоить нормы и правила поведения в группе, основные принципы, взаимодействия с ее членами. На первых порах Особенно важна четкая, повторяющаяся структура занятия, неизменное, положение предметов и вещей в классе, т.к. это является дополнительным организующим моментом для детей. В урок рекомендуется также включать различные ритуалы, например, приветствие и прощание с членами группы, разминка и настрой на работу, формы релаксации и т.д.

Соседней комнате, в коридоре, на улице, какие ощущения возникают у каждого в теле (прислушаться к себе). На каждое прислушивание лается но 2-3 минуты. После этого полезно обсудить услышанное. Это упражнение на внимание к себе, к своим ощущениям, к тому, что окружает человека извне.

■ Партнеры, стоя спиной друг к другу, сцепляются руками па уровне локтевых сгибов. Из этого положения один из партнеров, приседая и сгибаясь вперед, приподнимает другого, удерживая его в конечной фазе 3-5 секунд.

■ Один из партнеров принимает положение «упор лежа», другой берет его за ноги и приподнимает. Первый начинает движение на руках, второй вдет за ним, поддерживая его нот и учитывая скорость его движения. -

■ Партнеры стоят спиной друг к другу, сцепляясь руками на уровне локтевых сгибов. Из этого положения оба приседают, а затем встают, стараясь контактировать друг с другом всей поверхностью спины и достичь максимального эф<|>екта (например, не упасть).

Предлагаемые ниже упражнения направлены на то, чтобы, во-первых, расширить возможности восприятия, Памяти, внимания, воображения ребенка и, во-вторых, попытаться научить мозг подчиняться его собственным командам и работать именно так, как требуется в данный момент. Из предложенных ниже упражнений ребенок может в результате составить, собрать картину, обращение к которой его максимально расслабляет или, наоборот, помогает собраться, оказывает стимулирующее действие и т.д.

Зрительные представления.

■ Представьте себе различные фигуры: круг, треугольник, квадрат. «Покрасьте» фигуру в какой-нибудь цвет, теперь измените немного тон на более светлый или более темный; представьте себе, как фигура, приобретает более «теплый» и более «холодный» цветовой оттенок. Затем представьте себе сразу две фигуры: два треугольника или треугольник и круг; раскрасьте, как и раньше, каждую из фигур; попробуйте наложить их друг- на друга; подберите сочетание цветов и размеров фигур так, чтобы Вам было приятно смотреть на них.

' ■ Представьте какой-нибудь предмет (одушевленный или неодушевлённый), медленно рассмотрите его форму, изгибы, пропорции, цвет. Вообразите, как он ведег себя при слабом

74дуновении ветерка и в бурю. Представьте постепенно как предмет окружается другими предметами. Меняйте эти декорации до тех нор. пока Ваша картина не понравится Вам до такой степени, что Вам захочется все это ощутить в реальности.

2. Тактильные представления.

■ Представьте себе свои ощущения, когда Вы прикасаетесь к какому-нибудь предмету (дерево, вата, бархат, волосы и т.д.). Прикоснитесь в воображении к коре дерева, крапиве: к снему -только что выпавшему и таяшему: к рамным шичкам. их лепесткам, стеблю, листьям; песку, струе воды, потоку юриой реки, морю, перышку.

Ш Представьте пожатие руки, ощутите его тепло (или холод), силу давления на Вашу руку. Погладьте кошку, собаку, -жабу, ежа.

3. Обонятельные представления.

■ Представьте себе, что Вы вдыхаете запах: прибитой дождем пыли, сада после грозы, знойной сгепи. луга: бензина, духов, дыма костра: ,мяты, сирени, моря, водорослей: свежеиспеченного хлеба, своего нелюбимого блюда, своего любимо! о блюда.

4. Вкусовые представления.

■ Представьте вкус, температуру, плотность воды, лепен-колы. кваса, банана, простокваши, йогурта и т.д.

5. Кинестетические представления.

■ Представьте себе, что Вы идете, бежите, лежите на пляже у реки, моря (пляж может быть песчаным, галечным, ракушечным), ныряете, плывете разными стилями, карабкаетесь в гору, влезаете в пещеру; ведете машину, велосипед, гребете на лодке: играете в теннис, футбол, волейбол; вдеваете нитку в иголку, шьете шелк, кожу: занимаетесь различными бытовыми действиями. Постарайтесь ошутить силу, которая Вам необходима для выполнения различных действий, напряжение различных мышц.

■ Представьте, что ручка медленно пишет Вайю имя. Л как оно будет написано, если Вы волнуетесь, тор

Наши рекомендации