Экономические проблемы российского здравоохранения и пути повышения его эффективности
Рыночные реформы здравоохранения в западноевропейских странах реализуются в двух основных вариантах. Первый — в системе ОМС, основанной на конкуренции страховщиков. Этот вариант получил название модели регулируемой конкуренции, являющейся теоретической основой рыночных реформ в европейских странах — Германии, Нидерландах, Швейцарии, Бельгии, Чехии, Словакии и Израиле.
Второй вариант — в бюджетной системе финансирования здравоохранения, основанной на разделении функций финансирования и оказания медицинской помощи. Этот вариант известен в экономической литературе как модель внутреннего рынка, ставшая основой рыночных реформ в Великобритании, Швеции, Италии, Финляндии, Испании.
В модели регулируемой конкуренции решающая роль отводится конкурирующим страховым посредникам, действующим в системе ОМС. Конкурируя между собой за привлечение застрахованных, они призваны «запустить» рыночные отношения в собственно здравоохранении. Для привлечения новых клиентов страховщики берут на себя многие несвойственные им ранее функции: предлагают новые услуги, создают условия для обеспечения качества медицинской помощи, стимулируют развитие видов помощи с наибольшей затратной эффективностью, обеспечивают более рациональную структуру системы здравоохранения.
Модель внутреннего рынка отличается не только от «настоящего» рынка, но и от других рыночных моделей здравоохранения. Прежде всего в ней не предусматривается конкуренция покупателей медицинской помощи, что вытекает из самой системы бюджетного финансирования отрасли: здесь отсутствует «третья сторона» в виде конкурирующих страховщиков. Центральная идея модели внутреннего рынка — разделение функций финансирования и оказания медицинской помощи..
Разделение функций финансирования и оказания медицинской помощи закладывает возможность создания конкурентного рынка медицинских услуг. Отсутствие прямых обязательств содержания определенной государственной больницы может привести к передаче заказа другой больнице. Эта потенциальная угроза формулируется как «состязательные» рынки и служит формой давления на поставщиков медицинских услуг.
Важное условие реализации функции закупки медицинской помощи — хозяйственная самостоятельность государственных медицинских организаций. Больницы остаются в собственности государства, но приобретают значительную автономию. Масштабы этой автономии сильно различаются в зависимости от действующего законодательства — от дополнительных прав в распределении дохода до передачи управления имуществом государственных учреждений прочим экономическим субъектам, в том числе коммерческим. При этом правительство сохраняет в своих руках стратегические рычаги контроля за их деятельностью.
Система здравоохранения России характеризуется наличием комплекса глубоких экономических проблем, которые воспроизводятся на протяжении всего этого периода времени:
1. Финансовая необеспеченность государственных гарантий медицинской помощи населению. Произошел разрыв между декларируемыми и реальными экономическими условиями получения медицинской помощи. Финансирование в значительной мере переносится на самих граждан и работодателей. Расходы населения на лекарственные средства и медицинские услуги растут высокими темпами. Нарастание платности медицинской помощи усиливается.
2. Незавершенность введения системы обязательного медицинского страхования. Главным изъяном является несбалансированность программ ОМС с размерами страховых платежей. Система ОМС аккумулирует лишь около 40% совокупного объема государственного финансирования здравоохранения. Субъекты Российской Федерации часто не осуществляют взносы на неработающее населения в полном объеме.
3. Существенное территориальное неравенство в финансовом обеспечении прав граждан на получение медицинской помощи. Разница между регионами в размерах государственного финансирования здравоохранения на душу населения достигла значительного размера. 4. Отсутствие экономических механизмов, побуждающих участников системы здравоохранения к росту эффективности использования ресурсов. Центральной проблемой организации финансирования государственных и муниципальных учреждений является двойственность источников и методов их финансирования за предоставление населению медицинской помощи, предусмотренной базовой программой ОМС.
Главное направление реформирования: нынешняя бюджетно-страховая система здравоохранения должна быть преобразована в систему, основанную на страховом принципе, то есть двухканальная система поступления финансовых средств в медицинскую организацию уступает место одноканальной системе. Напрямую из бюджетов должны будут финансироваться высокотехнологичные виды медицинской помощи, лечение заболеваний, имеющих особую социальную значимость ( туберкулез, ВИЧ-СПИД, психические заболевания пр.), санитарно- эпидемиологический надзор и контроль и др.
Необходимо в ближайшие годы осуществить следующие мероприятия:
1. Увеличить государственные расходы на здравоохранение. Довести их удельный вес в ВВП не менее чем 5%. Увеличение этих расходов позволит преодолеть отставание заработной платы работников здравоохранения от среднего уровня в стране, соблюсти государственные гарантии бесплатного лекарственного обеспечения, осуществить замену изношенного медицинского оборудования.
2. Обеспечить сбалансированность программ обязательного медицинского страхования с финансовыми ресурсами. Страховые взносы должны устанавливаться после утверждения тарифов на оплату медицинских услуг и стоимости базовых программ ОМС.
3. Изменить роль страховых медицинских организаций. СМО должны стать информированными покупателями медицинской помощи в интересах застрахованных. Для этого необходимо изменить правила участия страховщиков в системе ОМС.
4. Внедрить новые методы оплаты медицинской помощи. Необходимо исключить сметное финансирование ( оплата соответствующих статей расходов содержания учреждения) медицинских организаций, поскольку это стимулирует затратный тип хозяйствования. Сегодняшние методы оплаты за фактические расходы должны уступить место предварительным методам оплаты, при которых страховщик берет на себя ответственность за оплату согласованных объемов медицинской помощи. Финансирование работы медицинских учреждений должно происходить на основе договоров, заключаемых ими со страховщиками.
5. Расширить хозяйственную самостоятельность организаций здравоохранения.Организационно-правовая форма бюджетного учреждения становится несовместимой со страховыми принципами. Необходимо иметь в государственном секторе не только административно контролируемые бюджетные учреждения, но и государственные организации с более широкими полномочиями ( автономное учреждение, автономная государственная (муниципальная) некоммерческая организация).
6. Реструктурировать систему здравоохранения страны. Реструктуризация – это процесс перегруппировки ресурсов между отдельными звеньями и уровнями оказания медицинской помощи. Главные сдвиги в структуре: из сектора стационарной помощи в сектор амбулаторно-поликлинической помощи; от специализированной амбулаторной помощи в сектор первичной медико-санитарной помощи; из учреждений, оказывающих высокоспециализированную помощь, в учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь; от мелких диагностических подразделений к централизованным службам.
Современные тенденции в развитии здравоохранения свидетельствуют о следующем:
1. Данный период характеризуется значительным возрастанием социальной и экономической значимости общественного здоровья;
2. Закономерным являются все возрастающий объем медицинских услуг, рост их стоимости и качества; растет потребность в техническом оснащении лечебно-профилактических учреждений, в специализации и интеграции, обеспечивающих неразрывную связь между профилактикой и лечением, приоритет социальной профилактики;
3. Показатели здоровья населения находятся в неразрывной связи с уровнем технического обеспечения всей отрасли здравоохранения, они зависят от наивысшего стандарта лечебно-профилактической сети, доступности ее для всего населения, уровня подготовки медицинских кадров, совершенства форм организации лечебно-профилактической помощи;
4. Общественное здоровье во все возрастающей степени становится интегрированным показателем общественного прогресса.
Концепция развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года предполагает два этапа. На первом этапе (2009–2015) будет осуществлена конкретизация государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, произведен переход на преимущественно одноканальную модель финансирования медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования, осуществлена разработка стандартов и порядков оказания медицинской помощи, начато внедрение информационной системы персонифицированного учета оказанной гражданам. На втором этапе реализации Концепции (2016–2020) предполагаются поэтапный переход к саморегулируемой системе организации медицинской помощи на основе созданных инфраструктуры и кадрового ресурса здравоохранения и информатизации отрасли, дальнейшее внедрение новых технологий, разработанных с учетом приоритетов инновационного развития здравоохранения, включение высокотехнологичной и скорой медицинской помощи в систему обязательного медицинского страхования, интеграция бюджетных инвестиций в тарифы на медицинскую помощь, создание системы лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях в рамках обязательного медицинского страхования.
В целом, реализация всех направлений Концепции обеспечит к 2020 году формирование здорового образа жизни населения Российской Федерации, а также создаст систему здравоохранения, позволяющую оказывать доступную и качественную медицинскую помощь на основе единых требований и подходов с учетом передовых достижений научно-технического прогресса, которая будет являться залогом устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации в долгосрочной перспективе.
Основные термины: факторы здоровья, эпидемиологическая революция, государственная модель здравоохранения, американская модель здравоохранения, соцстраховая модель здравоохранения, медико-технический комплекс, субъекты обязательного медицинского страхования, объект медицинского страхования, территориальная программа ОМС.