Тесты для самоконтроля

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА

ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

РАЗДЕЛ «МАНИПУЛЯЦИОННАЯ ТЕХНИКА»

Г.

ТЕМА: ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ. ВНЕШНИЙ ВИД МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА, ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАЩИТНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ. УРОВНИ ОБРАБОТКИ РУК.

ЦЕЛЬ

Изучить правила безопасной работы в ЛПУ, этические и деонтологические нормы в поведении медицинского работника, о профессии медицинской сестры.

ЗАДАЧИ

После изучения темы студент должен знать:

1. универсальные меры предосторожности при работе в ЛПУ

2. требования к личной одежде и медицинской одежде персонала

3. принципы этики и деонтологии

4. правила использования защитных приспособлений (халат, маска, шапочка, перчатки обувь, защитные очки, экран)

5. технику мытья рук на социальном, гигиеническом и хирургическом уровне

6. правила одевания стерильных перчаток и снятия использованных.

Уметь:

1. правильно использовать защитные приспособления (халат, маска, шапочка, обувь, защитные очки, экран)

2. осуществлять мытье рук на социальном и гигиеническом уровнях

Иметь навыки:

1. обработки рук на социальном и гигиеническом уровнях

2. одевания стерильных перчаток и снятия использованных перчаток

ПЕРЕЧЕНЬ ПОНЯТИЙ:

Медицинский халат, медицинская шапочка, маска, медицинские перчатки (чистые, стерильные), защитные очки, защитный экран, контаминация, деконтаминация, этика, деонтология, социальный уровень мытья рук, гигиенический уровень мытья рук,

Вопросы к занятию

1. Какие уровни мытья рук вы знаете?

2. Назовите защитные приспособления

3. Какими качествами должен обладать медицинский работник?

Вопросы для самоконтроля (тесты)

1. К уровням мытья рук относится все, кроме:

1) специальный

2) социальный

3) гигиенический

4) хирургический

2. Уровень обработки рук после снятия перчаток

1) хирургический

2) социальный

3) гигиенический

4) профилактический

3. К средствам защиты мед персонала относятся

1) перчатки

2) маска

3. халат

4. всё выше перечисленное

Эталоны ответов:

1 – 1, 2 – 3, 3 – 4.

Основная и дополнительная литература к теме:

Основная литература:

1. Мухина С.А., Тарновская И.И. Общий уход за больными: Учебное пособие. М.: Медицина, 1989. 5-12с.

2. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела: Практикум. Серия «Медицина для вас». Ростов н/Д: «Феникс», 2005 24-42с.

3. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела/ Т.П. Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова; под ред. к.м.н. Б.В. Кабарухина.- Издание 8-ое. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. (Медицина для вас). 40-61с., 170-176с.

4. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В. «Общий уход за больными в терапевтической клинике» Учебное пособие для ВУЗов. Москва, Издательская группа «ГЭОТАР-медиа», 2006 33-35с.

Дополнительная литература:

1. Соколова Н.Г. Сестринское дело в педиатрии: практикум /Н.Г. Соколова, В.Д. Тульчинская. - Ростов н/Д: Феникс, 2002

2. Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми: учебн. Для студентов мед вузов./Т.В. Капитан. - М.:МЕДпресс-информ, 2004.-624с

3. Глухов А.А. Основы ухода за хирургическими больными. Учебное пособие для мед вузов М. ГЭОТАР-Медиа, 2009

4. Евсеев М.А. Общий уход за больными в хирургической клинике. Учебное пособие для мед Вузов. М. ГЭОТАР-Медиа, 2008

5. Мурашко В.В. Шуганов Е.Г. Панченко А.В. «Общий уход за больными». Издательство «Медицина» М. 1988г

6. Ослопов В.Н. «Общий уход в терапевтической клинике» «МЕДпресс-информ» М.2002г.

7. Василькович В.А. Дезинфекционное дело. М., 1988

8. Воробьев Г.И. с соавторами. Руководство по уходу за стомой. -М., 1998.

9. Журнал «Медицинская сестра №№ 1-6, М., 2000.

Электронные издания, цифровые образовательные ресурсы

1. http://www.sprinter.ru/

2. http://revolution.allbest.ru/medicine/

3. http://rus.logobook.ru/prod_show.php

ТЕМА: «ИНФЕКЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.

ИНФЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ. ВНУТРИБОЛЬНИЧНАЯ ИНФЕКЦИЯ. ПРОФИЛАКТИКА ВНУТРИБОЛЬНИЧНОЙ ИНФЕКЦИИ»

ЦЕЛЬ:

Изучить пути и способы передачи возбудителей внутрибольничной инфекции, группы риска, инфекционная безопасность, инфекционный контроль, профилактика ВБИ, аптечку для оказания помощи при аварийных ситуациях.

ЗАДАЧИ:

После изучения темы студенты должны знать:

1. Понятие инфекционной безопасности

2. Меры инфекционного контроля в ЛПУ

3. Способы передачи инфекции

4. Пути инфицирования, меры предосторожности

5. Факторы, влияющие на восприимчивость «хозяина» в инфекции

6. Группы риска развития инфекции

7. Виды возбудителей внутрибольничной инфекции

8. Меры профилактики ВБИ

9. Вирусный гепатит В, ВИЧ- инфекции

10. Профилактику передачи парентеральных гепатитов и ВИЧ- инфекции

11. Состав аптечки для профилактики ВИЧ-инфекций и вирусных гепатитов при попадании биологических жидкостей на кожу и на слизистые

12. Специальные меры предосторожности при работе в ЛПУ - действия при попадании биологических жидкостей на кожу и слизистые, ранении используемым инструментом

Уметь:

Соблюдать технику безопасности при работе с биологическими жидкостями

Иметь навыки:

Обработки кожи и слизистых глаз, носа, ротовой полости при контакте с биологическими жидкостями

ПЕРЕЧЕНЬ ПОНЯТИЙ:

Инфекционный процесс, внутрибольничная инфекция, Инфекционная безопасность

Инфекционный контроль в ЛПУ, Пути инфицирования, меры предосторожности

Профилактика ВБИ

Вопросы к занятию

1. Понятия «инфекционный процесс», «внутрибольничная инфекция»

2. Пути и способы передачи инфекции

3. Факторы, влияющие на восприимчивость хозяина к инфекции

4. Группы риска развития внутрибольничной инфекции

5. Факторы, влияющие на возникновение ВБИ

6. Виды возбудителей ВБИ

7. Принципы инфекционного контроля в ЛПУ

8. Профилактика парентеральных инфекций

9. Меры профилактики ВБИ

10. Аптечка неотложной помощи при аварийных ситуациях

11. Действия медицинского персонала в аварийных ситуациях

Тесты для самоконтроля

1. К уровням мытья рук относится все, кроме:

1) специальный

2) социальный

3) гигиенический

4) хирургический

2. Уровень обработки рук после снятия перчаток

1) хирургический

2) социальный

3) гигиенический

4) профилактический

3. К средствам защиты мед персонала относятся

1) перчатки

2) маска

3)халат

4)всё выше перечисленное

4. Обработка кожи при попадании на неё биологического материала:

1) 6% раствором перекиси водорода

2) 3% раствором перекиси водорода

3) 70 град. спиртом

4) 96 град. Спиртом

Эталоны ответов:

1 – 1, 2 – 3, 3 – 4, 4 – 3.

Основная и дополнительная литература к теме:

Основная литература:

1. Мухина С.А., Тарновская И.И. Общий уход за больными: Учебное пособие. М.: Медицина, 1989. 30-35с.

2. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела: Практикум. Серия «Медицина для вас». Ростов н/Д: «Феникс», 2005 83-87,95-96, 128-138с.

3. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела/ Т.П. Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова; под ред. к.м.н. Б.В. Кабарухина.- Издание 8-ое. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. (Медицина для вас). 40-61с., 166-169, 176-177с.

4. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В. «Общий уход за больными в терапевтической клинике» Учебное пособие для ВУЗов. Москва, Издательская группа «ГЭОТАР-медиа», 2006 53-55, 73-75, 85-86с.

Дополнительная литература:

1. Соколова Н.Г. Сестринское дело в педиатрии: практикум /Н.Г. Соколова, В.Д. Тульчинская. - Ростов н/Д: Феникс, 2002

2. Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми: учебн. Для студентов мед вузов./Т.В. Капитан. - М.:МЕДпресс-информ, 2004.-624с

3. Глухов А.А. Основы ухода за хирургическими больными. Учебное пособие для мед вузов М. ГЭОТАР-Медиа, 2009

4. Евсеев М.А. Общий уход за больными в хирургической клинике. Учебное пособие для мед Вузов. М. ГЭОТАР-Медиа, 2008

5. Мурашко В.В. Шуганов Е.Г. Панченко А.В. «Общий уход за больными». Издательство «Медицина» М. 1988г

6. Ослопов В.Н. «Общий уход в терапевтической клинике» «МЕДпресс-информ» М.2002г.

7. Василькович В.А. Дезинфекционное дело. М., 1988

8. Воробьев Г.И. с соавторами. Руководство по уходу за стомой. -М., 1998.

9. Журнал «Медицинская сестра №№ 1-6, М., 2000.

Электронные издания, цифровые образовательные ресурсы

1. http://www.sprinter.ru/

2. http://revolution.allbest.ru/medicine/

3. http://rus.logobook.ru/prod_show.php

ТЕМА: « Дезинфекция. Дезинфекция изделий медицинского назначения. Приготовление дезинфицирующих средств. СЭР процедурного кабинета»

ЦЕЛЬ:

Изучить понятие дезинфекция, виды, методы, способы и режимы, правила работы с дезинфицирующими средствами правила проведения уборок процедурного кабинета.

ЗАДАЧИ:

Студент должен знать:

1. Меры профилактики и контроля ВБИ

2. Действующие нормативные документы

3. Виды, методы и способы и режимы дезинфекции

4. Группы дезинфицирующих средств, используемых в ЛПУ, их недостатки и преимущества.

5. Правила техники безопасности при работе с дез. Средствами.

6. Требования к личной гигиене и медицинской одежде персонала

7. Правила оказания помощи при попадании хлорсодержащих растворов на кожу и слизистые

8. Санитарно-гигиенический режим процедурного кабинета

Студент должен уметь:

1. Готовить дезинфицирующие растворы различной концентрации хлорамина, хлорной извести

2. Оказать первую помощь при попадании хлорсодержащих растворов на кожу, слизистые

3. Осуществить дезинфекцию изделий мед назначения, предметов ухода за пациентами, белья, инструментов.

4. Проводить текущую и заключительную уборку процедурного кабинета

ПЕРЕЧЕНЬ ПОНЯТИЙ:

Дезинфекция, дезинфицирующий раствор, санитарно-противоэпидемический режим, медицинский инструментарий, предметы ухода, текущая уборка, генеральная уборка

Вопросы к занятию

1. Какие нормативные документы по дезинфекции в ЛПУ знаете?

2. Перечислите виды, методы и способы и режимы дезинфекции

3. Какие группы дезинфицирующих средств, используемых в ЛПУ, имеют недостатки и преимущества?

4. Какие правила техники безопасности при работе с дез. Средствами?Требования к личной гигиене и медицинской одежде персонала

5. Как оказать помощь при попадании хлорсодержащих растворов на кожу и слизистые?

6. Как осуществляют санитарно-гигиенический режим процедурного кабинета?

Вопросы для самоконтроля

1 Ответьте на тестовое задание по теме

2 Решите задачи на приготовление дезинфицирующего раствора.

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ «ДЕЗИНФЕКЦИЯ»

НАЙТИ 1 ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

1. Раствор для генеральной уборки процедурного кабинета

1) 6% раствор перекиси водорода с 0,5% раствором моющего средства

2) 5% раствор хлорамина

3) 1% раствор хлорамина

4) 0,1% раствор дезоксона

2. Раствор хлорамина, применяемый для дезинфекции мед. инструментов, находившихся в контакте с больными гепатитом

1) 10%

2) 5%

3) 3%

4) 1%

3. Длительность погружения шприцев и систем одноразового использования в хлорсодержащий дезинфицирующий раствор (в минутах)

1) 120

2) 60

3) 45

4) 15

4. Срок годности осветленного раствора хлорной извести (в днях)

1) 45

2) 30

3) 14

4) 7

5. Документ, регламентирующий мероприятия по профилактике гепатита в ЛПУ

1) приказ № 408

2) приказ № 288

3) приказ № 720

4) приказ № 330

6. Раствор хлорамина для дезинфекции желудочных зондов и мочевых катетеров

1) 10%

2) 3%

3) 1%

4) 0,5%

7. Генеральную уборку процедурного кабинета проводят:

1) 2 раза в месяц

2) 1 раз в месяц

3) 1 раз в неделю

4) 1 раз в день

8. Экспозиция при дезинфекции кипячением в дистиллированной воде предметов многоразового использования (в минутах)

1) 90

2) 60

3) 30

4) 15

9. Концентрация раствора хлорамина для дезинфекции клизменных наконечников

1) 6%

2) 5%

3) 3%

4) 1%

10. Количество сухой хлорной извести, необходимое для приготовления 10 л осветленного 10% раствора (в граммах)

1) 1000

2) 500

3) 300

4) 100

11. После освобождения суден и мочеприемников от содержимого их необходимо:

1) погрузить в 1% раствор хлорамина на 15 мин

2) погрузить в 1% раствор хлорамина на 120 мин

3) погрузить в 3% раствор хлорамина на 60 мин

4) дважды протереть 1% раствором хлорамина

ЗАДАЧИ

1.Рассчитайте необходимое количество 10% раствора хлорной извести для приготовления 3% раствора 5 литров.

2.Рассчитайте необходимое количество хлорамина для приготовления 1% раствора 500 мл.

Наши рекомендации