Выполнить ситуационные задачи и письменно сделать выводы

При решении ситуационной задачи определите характер описанной патологии и механизмы её развития. Ответьте на вопросы: имеются только местные признаки воспаления или и общие признаки – лихорадка, интоксикация, лейкоцитоз, увеличение фагоцитарной активности нейтрофилов, гиперпротеинемия, диспротеинемия, ускорение СОЭ. Какая стадия воспаления развилась у больного?

Задача № 1. На щеке у больного К., 18 лет двое суток назад появился фурункул. Щека припухла, стала красной, болезненной. Температура тела 38,50С. Больной жалуется на головную боль, недомогание, плохой сон. В крови у него лейкоцитов 27·х 109/л.

Таблица 12

Лейкоцитарная формула (%):

  Э   Б Нейтрофилы   Л   М
МЦ Ю П/я С/я

Общий белок 72 г/л, альбумины 38%, глобулины 62%. СОЭ 20 мм/час. Объясните механизмы развития припухлости, красноты и боли.

Задача № 2. У Больного В., 28 лет, воспаление слизистых оболочек гайморовых пазух.

Объективно: Температура тела колебалась в пределах 38,50С, усилились головные боли, дыхание через нос затрудненно. Слизистая оболочка носовых ходов резко гиперемирована и отечна.

В крови у него лейкоцитов 15·х 109/л, СОЭ – 25 мм/ч

Таблица 13

Лейкоцитарная формула (%):

  Э   Б Нейтрофилы   Л   М
МЦ Ю П/я С/я

Какой вид воспаления развился у больного? Какие механизмы лежат в основе общих проявлений воспаления?

Задача № 3. Больная Т., 26 лет, отметила, что после подкожной инъекции в области правого плеча на 3-и сутки появилась боль, краснота, припухлость. На 7-е сутки припухлость и болезненность увеличились; при пальпации определялась флюктуация.

Лейкоциты – 20 х 109/л. СОЭ - 20 мм/ч.

Таблица 14

Лейкоцитарная формула (%)

  Э   Б Нейтрофилы   Л   М
МЦ Ю П/я С/я

В области флюктуации был произведен разрез. Выделилось 15 мл желто-зеленоватой жидкости. При лабораторном исследовании выявлено: высокая плотность, содержание белка - 0,7 г/л, pH - 5,35, при микроскопии обнаружено преобладание нейтрофильных лейкоцитов.

Какой вид воспаления развился у больной? Какие существуют местные признаки воспаления и какие из них имеют место у данной больной?

ТЕМА №15 «Лихорадка. Лихорадоподобные состояния»

1. Мотивационная характеристика темы:

Многие заболевания сопровождается лихорадкой. Как любой типический патологический процесс, лихорадка включает как защитно-приспособительные элементы, так и явления альтерации. Правильная оценка этих взаимоотношений, понимание закономерностей развития лихорадки и различных видов гипертермии позволяет провести своевременную диагностику и лечение заболевания. Поэтому изучение состояний, протекающих с повышением температуры тела, актуально для проведения жаропонижающей терапии, и что особенно важно, у детей.

2. Цели занятия:

2.1. Изучить состояния, протекающие с повышением температуры тела.

2.2. Знать особенности течения лихорадки и гипертермии у детей.

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной подготовки студентов

Вопросы, изученные ранее

Для усвоения данной темы необходимы знания о центре терморегуляции, терморецепторах: холодовых, тепловых; понятие о пойкилотермии, гомойотермии, гетеротермии, химической терморегуляции, сократительном термогенезе, не сократительном термогенезе; физической терморегуляции.

Материал изучается в соответствующих разделах биофизики и нормальной физиологии.

4. В результате изучения этого раздела студенты должны освоить следующие компетенции ПК-3, ПК-6:

Знать: Уметь:
1. Состояния, протекающие с повышением температуры тела. 1.Дифференцировать механизмы развития лихорадки и различных видов гипертермии.
2. Пирогены, их виды, источники. 2.Определять стадии лихорадки и типы температурных кривых.
3. Определение понятия лихорадки, её причины, основные звенья патогенеза. 3. Проводить обоснованную жаропонижающую терапию.
4. Стадии лихорадки. Соотношение процессов теплопродукции и теплоотдачи по стадиям.
5. Клинические проявления лихорадки в разные стадии её развития, изменения обмена веществ и работы внутренних органов при лихорадке.
6. Особенности развития лихорадки и лихорадоподобных состояний в период новорожденности, грудного возраста и полового созревания.
7. Понятие о пиротерапии.

Логическая структура темы: «Лихорадка. Лихорадоподобные состояния»

     
  Выполнить ситуационные задачи и письменно сделать выводы - student2.ru
 
  Выполнить ситуационные задачи и письменно сделать выводы - student2.ru

     
  Выполнить ситуационные задачи и письменно сделать выводы - student2.ru
 
  Выполнить ситуационные задачи и письменно сделать выводы - student2.ru

5. Контрольные вопросы и задания для определения исходного уровня знаний:

5.1.При подготовке к практическим занятиям по патофизиологии лихорадки, лихорадоподобных состояний повторить вопросы, изученные ранее на соответствующих кафедрах и необходимые для данного занятия. Прочитать текст в имеющемся учебнике и конспекте лекции. Далее просмотреть все учебные элементы графа логической структуры темы.

5.2. Выполните письменно работу по ориентировочной карте.

Задания Указания к заданию
1. Изучить основные звенья патогенеза лихорадки. Назовите источники эндогенных пирогенов. Покажите в виде схемы их действие на центр терморегуляции. Как изменяются теплопродукция и теплоотдача? Механизмы этих изменений.
2. Соотношение между теплопродукцией и теплоотдачей в разные стадии лихорадки. Нарисуйте диаграмму, показывающую эти соотношения. Объясните механизмы этих изменений.

План практического занятия

6.1. Тестовый входной контроль – 5 минут

6.2. Опрос с разбором возникших вопросов при подготовке к занятию - 45 минут

6.3. Ориентировочная основа действия (ООД) – 90 минут

6.4. Выполнение заданий для контроля результатов усвоения учебного материала– 5 минут

6.5. Проверка и подписание протоколов – 35 минут

Наши рекомендации