Понятие об инфекционном процессе

I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данное учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной подготовки студентов специальности «Лечебное дело» по дисциплине «Инфекционные болезни с курсом ВИЧ – инфекции и эпидемиологии», повышенный уровень. В России ежегодно каждый четвертый болеет инфекционным заболеванием. Необходимость оказания медико-социальной помощи инфекционным больным остается весьма актуальной в настоящее время. Оказание помощи инфекционным больным требует специальной подготовки специалистов по вопросам теории и практики инфекционного и эпидемического процессов; понадобятся не только знания физиологических изменений систем и органов при инфекционной патологии; умения отстаивать медицинские, правовые и социальные права таких пациентов с учетом психологических характеристик и роли инфекционных больных в семье и обществе.

Субъективное восприятие инфекционным больным своего физического, психологического, эмоционального и социального благополучия, имеет ярко выраженную специфику в клинике инфекционных заболеваний и во многом зависит от коммуникативных навыков персонала, его компетентности и знаний особенностей ухода.

Инфекционные заболевания отличаются от соматических заразительностью и цикличностью. Действия медицинского работника должны быть осознанными, основанными на знании характера и периода происходящего в организме инфекционного процесса; должны вовремя заметить угрожающие жизни пациента симптомы, наступающие как осложнения инфекционного процесса или проводимого лечения, уметь оказывать квалифицированную доврачебную помощь; проводить адекватные санитарно-противоэпидемические мероприятия.

Тема «Инфекционный процесс» является базовой при изучении дисциплины «Инфекционные болезни с курсом ВИЧ – инфекции и эпидемиологии».

Учебно-методическое пособие может быть использовано для самостоятельной подготовки студентов, в том числе «Опорный конспект» для подготовки по дисциплине «Основы микробиологии, вирусологии, эпидемиологии» специальностей «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело».

Вопросы темы «Инфекционный процесс» входят в ИГА по дисциплине «Инфекционные болезни с курсом ВИЧ – инфекции и эпидемиологии»; в комплексный экзамен II курса (дисциплина «Основы микробиологии, вирусологии, эпидемиологии»).

Надеемся, что это учебно-методическое пособие окажет помощь студентам при подготовке и проведении занятий.

Работа по пособию предполагает, что студенты должны опираться на знания о морфологии и физиологии, экологии микроорганизмов, полученные ранее.

II. Опорный конспект:

1. Понятие об инфекции

2. Три степени инфекционного процесса

3. Факторы, влияющие на инфекционный процесс

4. Схема инфекционного процесса

5. Механизм передачи инфекции (три составляющие).

6. Основные механизмы передачи инфекции.

7. Формы инфекционного процесса

8. Эпидемический процесс

9. Стадии инфекционного заболевания

10. Классификации инфекционных заболеваний

Понятие об инфекционном процессе.

Инфекция- (от лат. «infectio»- загрязнять, заражать);

инфекционный процесс - это совокупность явлений, возникающих в организме человека при внедрении в него патогенных микроорганизмов.

Возбудители инфекционных заболеваний:

- патогенные;

- условно- патогенные;

- сапрофиты;

    1. Три степени инфекционного процесса.

· Инфекционное заболевание- это крайняя степень инфекционного процесса, с клиническими проявлениями;

· Базовое понятие- инфекционный процесс;

· Носительство – состояние организма, при котором наличие в нем патогенных микроорганизмов не вызывает заболевание (бактерионосительство, вирусоносительство);

3. Три фактора, влияющие на развитие инфекционного процесса:

- свойства микроорганизмов;

- состояние организма человека;

- условия окружающей среды

Первый фактор - свойства микроорганизмов.

  1. Патогенность– (с гр. «pathos»-болезнь)- болезнетворные, видовой генетический признак м/о.
  1. Специфичность- вызывают определенное заболевание;(холерный вибрион- холеру; гонококк- гонорею) и т.д.
  1. Токсигенность или токсичность- выработка микроорганизмами ядов, токсинов:

- экзотоксины- внешние яды; высокотоксичные; поражают определенные органы и ткани; высокомолекулярные белки, которые микробная клетка продуцирует при жизни;

- эндотоксины- внутренние яды; «трупный яд» микробной клетки, выделяется из тела микроорганизма при его гибели; менее токсичны; это липополисахаридопротеиновый комплекс (ЛПС); разрушается при длительном кипячении, дает явления общей интоксикации;

  1. Иммуногенность- способность микроорганизма вызывать образование антител в ответ на свои антигенные(белковые) структуры.
  1. Вирулентность- заразительность, степень патогенности; обусловлена:

- адгезией, т.е.прилипанием за счет (пилей) ворсинок- органов прикрепления микроорганизма на клетки- мишени хозяина: например, гонококк прикрепляется к клеткам однослойного цилиндрического эпителия;

- колонизацией, т.е. размножением микроорганизмов, образованием колоний на поверхности клеток или внутри клеток (вирусы, риккетсии, хламидии);

- инвазией, т.е. погружением, проникновением в глубокие ткани за счет ферментов агрессии (расплавляют клетки и ткани хозяина); например золотистый стафилококк;

- подавлением фагоцитоза, за счет образования капсул, т.е. органа защиты микроорганизмов; например, пневмококк, попадая в легочную ткань, покрывается капсулой, т.е. уплотняет наружный слизистый слой своей оболочки, чтобы его не фагоцитировали (фагоциты- пожиратели);

6. Тропность- (тяга, любовь), т.е. поражение определенных тканей, например- менингококк поражает мягкие мозговые оболочки.

Имеет значение инфекционная доза, т.е. количество попавших патогенных микроорганизмов.

Наши рекомендации