Положения Конституции РФ, гарантирующие права и свободы человека и гражданина
Конституция — основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. Конституция является основой всего текущего законодательства в государстве. В Российской Федерации действует Конституция, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
В Конституции РФ изложены права и свободы человека и гражданина (глава 2).
Статья 2 Конституции РФ гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанности государства».
Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (ст. 6, п. 2).
Права и свободы человека и гражданина определены в главе 2 Конституции РФ. Все положения главы составляют основы правового статуса личности в стране и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией. Рассмотрим некоторые статьи этой главы.
Конституция РФ Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (отрывки)
Статья 17
1. В Российской федерации признаются и гарантируются права исвободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат
каждому от рождения.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статья 43
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Статья 59
1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Статья 60
Гражданин Российской федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
2. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (принят в 1994 г.).
Данный Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В главе IV закона определены права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших.
В главе V определен порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
3. Закон Российской Федерации «О безопасности» (принят в 1992 г.).
В законе закреплена правовая основа обеспечения безопасности личности, общества и государства. Определена система безопасности и ее функции, установлен порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также порядок контроля и надзора за законностью их деятельности.
В законе определены основные элементы системы безопасности, основные функции системы безопасности, разграничение полномочий органов власти в системе безопасности, силы и средства обеспечения безопасности. Определен статус Совета Безопасности РФ, его состав и основные задачи и другие вопросы,
4. Федеральный закон «О пожарной безопасности» (принят в 1994 г.).
В законе определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ. Определен порядок установления отношений в области пожарной безопасности между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, а также между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Законом предусмотрено обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности.
5. Федеральный закон «Об обороне» (принят в 1996 г.).
Закон определяет основы и организацию обороны РФ, полномочия органов государственной власти субъектов РФ, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан РФ в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства РФв областиобороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.
Законом определены права и обязанности гражданРФ в области обороны (ст. 9):
«Граждане Российской Федерации: 1) исполняют воинскую обязанность в соответствии с федеральным законом; 2) принимают участие в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне; 3) могут создавать организации и общественные объединения, содействующие укреплению обороны; 4) предоставляют в военное время для нужд обороны по требованию федеральных органов исполнительной власти здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящееся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, установленном Правительством РФ».
6. Федеральный закон «О гражданской обороне» (принят в 1998 г.).
В законе определены задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.
Определены права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны (ст. 10):
«Граждане РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ: проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне; оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны».
Вопросы изадания
1. Подготовьте сообщение по теме «Конституция РФ —основной закон государства».
2. Как закон РФ «О безопасности» определяет право- вые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства.
3. Какие права и обязанности граждан РФ в области безопасности определены Федеральным законом «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»? 4. Какие права и обязанности граждан РФ в области безопасности определены Федеральными законами «Об обороне» и «О гражданской обороне»?
Глава 2
Гражданская оборона - составная часть системы обороноспособности страны
Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны
Гражданская оборона — это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие них.
Первоначально система гражданской обороны в нашей стране создавалась как система защиты населения и объектов народного хозяйства населения от ударов с воздуха. В 1932 г. Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне страны. Согласно этому документу из общей системы противовоздушной обороны страны была выделена как самостоятельная ее часть местная противовоздушная оборона (МПВО) для защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения противника с воздуха.
МПВО предназначалась для решения следующих задач: предупреждение населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение, когда угроза миновала; осуществление маскировки населенных пунктов и объектов народного хозяйства; ликвидация последствий нападения с воздуха; подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения; организация первой медицинской помощи пострадавшим в результате воздушного налета.
Выполнение всех этих задач предусматривалось силами и средствами местных органов власти и объектов народного хозяйства.
Для решения задач МПВО организовывались соответствующие силы — воинские части МПВО, которые подчинялись командованию военных округов, и добровольные формирования МПВО (в городских районах — участковые команды, на предприятиях—объектовые команды, при домоуправлениях — группы самозащиты).
Формирования МПВО создавались из расчета: 15 человек от 100— 300 рабочих и служащих на предприятиях и в учреждениях и от 200—500 человек жителей — при домоуправлениях.
В группы самозащиты, как правило, входило пять подразделений:
медицинское; противопожарной защиты; охраны порядка; наблюдения;
обслуживания убежищ.
Подготовка кадров для МПВО осуществлялась на специальных курсах МПВО, а обучение населения — в общественных оборонных организациях.
Перед началом Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.) в основном было завершено создание и подготовка различных служб
МПВО: служба оповещения и связи; медико-санитарная служба; службы убежищ, транспорта, торговли, общественного питания и др. Службы создавались на базе соответствующих предприятий и организаций с помощью городских органов власти.
Опыт Великой Отечественной войны показал, что система МПВО внесла существенный вклад в дело защиты населения и народного хозяйства от налетов фашистской авиации. По имеющимся данным, силы МПВО в годы войны ликвидировали последствия более 30 тыс. налетов германской авиации, предотвратили в городах свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тыс. возгораний и пожаров.
Так была создана основа для создания единой системы мероприятий по защите тыла страны, обеспечения защиты населения и устойчивости функционирования объектов народного хозяйства.
В 50-е гг. в арсенале государств появилось новое оружие — ядерное, появились новые средства доставки ядерного оружия — ракеты. Все это привело к необходимости совершенствования системы мероприятий по защите населения и народного хозяйства от нового ракетно-ядерного оружия.
В июле 1961 г. МПВО была преобразована в гражданскую оборону (ГО).
Гражданская оборона стала составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время в целях защиты населения и народного хозяйства страныоторужия массового поражения (ОМП) и других средств нападения противника, а также для проведения спасательных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.
В 50—60-е гг. XX в. система гражданской обороны была создана в большинстве крупных государств — США, Германии, Канаде, Италии, Швеции. Практически во всех странах особое значение придавалось созданию сети убежищ и укрытий. В этих целях в ряде стран были максимально использованы различные подземные сооружения, горные выработки, заброшенные шахты и др.
Во всех названных государствах значительное внимание уделялось и уделяется обучению населения правилам поведения на случай военных действий и при возникновении различных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В нашей стране защиту населения от оружия массового поражения планировалось обеспечить заблаговременной подготовкой различных защитных сооружений; созданием запасов средств индивидуальной защиты; проведением эвакуации из крупных городов; обучением способам защиты от ОМП; оповещением об опасности нападения противника.
Для защиты объектов экономики планировались и проводились мероприятия, направленные на повышение устойчивости их работы в военное время: защита производственных фондов; создание запасов мате-
риально-технических средств; подготовка автономных источников электроэнергии, газа, водоснабжения; накопление материалов и средств для восстановительных работ.
Гражданская оборона в СССР была организована на всей территории страны по территориально-производственному принципу. Общее руководство ГО осуществлялось Советом Министров СССР, повседневное — начальником ГО СССР, который являлся заместителем Министра обороны СССР. На местах ответственность за ГО возлагалась на руководителей Советов Министров республик, исполкомов Советов народных депутатов, министерств, ведомств, организаций, учреждений и предприятий, которые являлись начальниками ГО.
Таким образом, с момента своего появления гражданская оборона всегда являлась составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время для защиты населения и объектов экономики страны от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Свое предназначение гражданская оборона наиболее полно может осуществлять вместе с Вооруженными Силами страны, обеспечивая максимальное ослабление вооруженного воздействия противника по экономическим объектам, городам, административным и другим центрам страны для сохранения устойчивости функционирования государства.
В настоящее время цели и задачи гражданской обороны определяются системой официально принятых взглядов на ведение гражданской обороны с учетом внешней и внутренней политики, проводимой государством, для обеспечения национальной безопасности и сохранения обороноспособности страны.
Совершенствование системы ГО в нашей стране неразрывно связано с проведением реформы Вооруженных Сил, а значит, в соответствии с изменившимися геополитическими, военно-стратегическими и социально-экономическими условиями.
На современном этапе непосредственная угроза прямой агрессии против Российской Федерации уменьшилась, но военная опасность для нее продолжает сохраняться.
Принятие в последние годы международных соглашений о сокращении ядерных потенциалов, запрещении и уничтожении химического оружия снижает возможность применения ОМП в вооруженных конфликтах, но полностью ее не исключает.
Все большая роль в ведении новых войн отводится высокоточному обычному оружию и оружию, созданному на новых физических принципах.
В последние годы значительную угрозу для России начинают приобретать международный и внутренний терроризм (вклейка, фото 2). В сентябре 1999 г. страну потрясли взрывы жилых домов в Москве, оборвавшие десятки человеческих жизней.
В этих условиях сохраняется роль и значение гражданской обороны в современных войнах и вооруженных конфликтах.
Гражданская оборона на современном этапе продолжает оставаться важной общегосударственной функцией, составной частью системы национальной безопасности страны, призванной обеспечить защиту населения, материальных и культурных ценностей в экстремальных условиях военного времени. Она выступает как форма участия всего населения страны, органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства. Гражданская оборона преследует самую гуманитарную цель — оказание всесторонней помощи гражданскому населению в ходе военных действий.
Гражданская оборона организуется по территориально-производственному принципу на всей территории страны. Это означает, что планирование и проведение всех ее мероприятий осуществляется как по линии Федеральных органов государственной власти, так и через ведомства и учреждения, ведающие производственной и хозяйственной деятельностью.
Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения при ведении военных действий или вследствие этих действий. Мероприятия ГО организуются и осуществляются с учетом возможности возникновения любого из видов вооруженных конфликтов, в том числе актов терроризма, и применения всех современных средств поражения, включая оружие массового поражения.
Введение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий либо введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории России или в отдельных ее местностях.
В мирное время силы и средства гражданской обороны участвуют в защите населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (вклейка, фото 3).
План гражданской обороны РФ утверждает и вводит в действие в случае необходимости Президент Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации: руководит обучением способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; принимает участие в проведении мероприятий по гражданской обороне; оказывает содействие органам государственной власти в решении задач в области гражданской обороны.
Руководство гражданской обороной в РФ осуществляет Правительство Российской Федерации.
Руководство ГО в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.
Руководство гражданской обороной на территории субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Все они по должности являются начальниками гражданской обороны.
Вопросы и задания
1. Подготовьте сообщение по теме «Условия и история создания гражданской обороны».
2. Назовите основные принципы организации гражданской обороны и ее предназначение.
3. Перечислите задачи гражданской обороны.
4. Как осуществляется управление гражданской обороной?