Теория метода исследования

Прежде чем перейти к описанию конкретных методов измерения времени жизни, приведем некоторые соображения, служащие основой такого рода измерений. Пусть имеется полупроводник в виде бруска, длина которого велика по сравнению с поперечными размерами («нитевидидный» образец, внутри которого возникает Теория метода исследования - student2.ru дополнительных носителей в одном кубическом сантиметре в одну секунду) например, вследствие освещения области 1, Рис.2.

Теория метода исследования - student2.ru

Рис. 2. Одномерная модель нитевидного образца: 1 - освещенная область

Рассмотрим слой полупроводника, ограниченный плоскостями Теория метода исследования - student2.ru и Теория метода исследования - student2.ru . Через сечение Теория метода исследования - student2.ru в рассматриваемый слой через Теория метода исследования - student2.ru в 1 секунду входит вследствие диффузии число носителей: Теория метода исследования - student2.ru (D-коэффициент диффузии), а за это же время выходит через сечение Теория метода исследования - student2.ru :

Теория метода исследования - student2.ru .

Следовательно, увеличение числа носителей слоя вследствие диффузии примет следующий вид:

Теория метода исследования - student2.ru .

Если в полупроводнике имеется электрическое поле Теория метода исследования - student2.ru , то носители участвуют еще в переносном «дрейфовом» движении. Число носителей, входящих вследствие дрейфа через сечение Теория метода исследования - student2.ru через Теория метода исследования - student2.ru в секунду равно:

Теория метода исследования - student2.ru ,

где Теория метода исследования - student2.ru - подвижность, а число носителей, выходящих через Теория метода исследования - student2.ru , выражается формулой

Теория метода исследования - student2.ru .

Увеличение числа носителей в слое за одну секунду равно:

Теория метода исследования - student2.ru .

В стационарном состоянии полное число носителей, вошедших в слой, должно равняться числу носителей, исчезающих вследствие рекомбинации (также за одну 1 с.), (см. формулу (1))

Теория метода исследования - student2.ru .

Поэтому уравнение баланса дополнительных носителей одного знака (например, электронов в дырочном материале) будет иметь вид:

Теория метода исследования - student2.ru

или

Теория метода исследования - student2.ru . (3)

Заметим, что уравнение (3) справедливо только для малых значений концентрации неосновных носителей Теория метода исследования - student2.ru (по сравнению с концентрацией основных носителей).

Действительно, для стационарного случая необходимым является выполнение уравнения непрерывности

Теория метода исследования - student2.ru ,

где плотность тока Теория метода исследования - student2.ru составляется из потока дырок и электронов. Следовательно, в общем случае нужно было бы решать уравнение баланса носителей обоих знаков. Однако можно приближенно считать, что уравнение непрерывности соблюдается и в нашем случае.

Используем соотношение Эйнштейна

Теория метода исследования - student2.ru , (4)

где Теория метода исследования - student2.ru - заряд электрона, Теория метода исследования - student2.ru - постоянная Больцмана и введем обозначения:

Теория метода исследования - student2.ru , (5)

Теория метода исследования - student2.ru . (6)

Тогда уравнение (3) принимает следующий вид:

Теория метода исследования - student2.ru . (7)

общее решение этого уравнения имеет вид:

Теория метода исследования - student2.ru , (8)

где Теория метода исследования - student2.ru и Теория метода исследования - student2.ru удовлетворяют характеристическому уравнению

Теория метода исследования - student2.ru .

Откуда

Теория метода исследования - student2.ru .

Так как физический смысл имеет только затухающие решения, то Теория метода исследования - student2.ru , ибо Теория метода исследования - student2.ru , и мы имеем:

Теория метода исследования - student2.ru ,

где

Теория метода исследования - student2.ru . (9)

Так как при Теория метода исследования - student2.ru , то окончательно

Теория метода исследования - student2.ru . (10)

Следовательно, концентрация неравновесных носителей заряда убывает по показательному закону с увеличением расстояния. Величина Теория метода исследования - student2.ru ‚ определяемая формулой (9), есть длина запаздывания носителей, т.е. расстояние, на котором их концентрация уменьшается в e=2.718… раз.

Исследуем решение для двух предельных случаев.

1. Теория метода исследования - student2.ru .

В этом случае Теория метода исследования - student2.ru и решение (10) принимает вид:

Теория метода исследования - student2.ru . (11)

Здесь Теория метода исследования - student2.ru есть «диффузионная» длина носителей заряда, т.е. такое расстояние, на котором концентрация носителей, распространяющихся только вследствие диффузии (в отсутствие поля), уменьшается в е раз в результате рекомбинации.

2. Теория метода исследования - student2.ru . Тогда имеем:

Теория метода исследования - student2.ru

Подставляя это выражение в (9), имеем

Теория метода исследования - student2.ru . (12)

Подставляя это выражение в формулу (10) и учитывая ещё, что Теория метода исследования - student2.ru , где Теория метода исследования - student2.ru - время движения носителей, находим Теория метода исследования - student2.ru , т.е. опять формулу (2).

Полученные результаты лежат в основе экспериментального определения времени жизни Теория метода исследования - student2.ru . Видно, что для этого можно либо исследовать уменьшение концентрации неравновесных носителей Теория метода исследования - student2.ru с течением времени и найти Теория метода исследования - student2.ru по формуле (2), либо исследовать зависимость Теория метода исследования - student2.ru от расстояния вдоль образца. В последнем случае мы определяем диффузионную длину Теория метода исследования - student2.ru по значению которой, зная коэффициент диффузии D, можно найти Теория метода исследования - student2.ru по формуле (5).

Величину D можно определить из данных о подвижности, пользуясь соотношением Эйнштейна (4).

Наши рекомендации