Проверочный расчет тихоходного вала (наиболее нагруженного) на усталостную прочность и выносливость
Действующие силы:
- окружная,
- радиальная сила,
-осевая сила
- крутящий момент,
Находим радиальную нагрузку от муфты:
, где
радиальная жесткость муфты, Н/мм;
радиальное смещение валов, мм;
/1= 67,2 мм = 0,0672 м, /2 = 127,3 мм = 0,1273 м,
l= 194,5 мм = 0,1945 м, h =195,6мм = 0,1956 м, c=101,9 мм=0,1019 м
Определим реакции опор :
Определим реакции опор в вертикальной плоскости.
1. ΣMA=0, ;
483,551*195,6-2228,051*67,2+yB *194,5=0
Отсюда находим, что уВ = 283,5Н.
2. ΣMВ=0, ,
yА*194,5-483,551*195,6-2228,051*127,3=0,
Отсюда находим, что уА = 1944,55 Н.
Выполним проверку: Σyk =0, yA+yB+FR=0,
1944,55+283,5-2228,051 = 0
Cледовательно вертикальные реакции найдены верно.
Определим реакции опор в горизонтальной плоскости.
3. ΣMА=0, ,
6101,9*67,2+xB* 194,5+216(194,5+101,9)=0.
Отсюда находим, что xB =-2917Н.
4. ΣMВ=0, ,
xА*194,5+6101,9-216*101,9=0
Отсюда находим, что xА = -6733.57Н.
Проверим правильность нахождения горизонтальных реакций: Σxk = 0,
хА + хB + Ft + FM =0,
-6733.57-2917+216+6101,9=0 верно
По эпюре видно, что самое опасное сечение вала находится в точке C, причём моменты здесь будут иметь значения:
Мх = 350.1 Hм,
Му=50.3 Нм.
Расчёт производим в форме проверки коэффициента запаса прочности [s], значение которого можно принять [s] = 1,5. При этом должно выполняться условие, что
S=Sσ*Sτ/√( Sσ2+Sτ2)>[S],
где S - расчетный коэффициент запаса прочности,
Sσ и Sτ -коэффициенты запаса по нормальным и касательным
напряжениям, которые определим ниже.
Найдём результирующий изгибающий момент, как
М = (Мx2+ Мy2 )1/2= (350.12 +50.32) 1/2 =353.7 Hм.
Определим механические характеристики материала вала (Сталь 40Х):
σB= 950 МПа - временное сопротивление (предел прочности при растяжении);
σ-1= 450 МПа и τ-1= 250 МПа - пределы выносливости гладких образцов при симметричном цикле изгиба и кручении;
ψτ =0,05, ψσ =0,1 - коэффициенты чувствительности материала к асимметрии цикла напряжений.
Определим отношение следующих величин:
Kσ = 1.85, Kτ=1.8 , где Kσ и Kτ - эффективные коэффициенты концентрации
напряжений,
Kd - коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения.
Найдём значение коэффициента влияния шероховатости KF =1,15.
Kσ / Kd = ,где для изгиба;
,где для кручения.
Вычислим коэффициент запаса
Sσ= σ-1/(( σа* Kσ/(Kd * KF)+ ψσ* σm))) =450/(9*1,396/1,15)=41
где σm=0, σа=М/(0.1*d3)=353.7/(0.1*0,0733)=9 MПа,
Sτ = τ-1/(( τа* Kτ/(Kd * KF)+ ψτ* τm))) =250/(8.18*1,6/1,15+0,05*8.18)=29.8
где τm=τа=0.5*T/(0.2*d3)= 0.5*1276.7/(0.2*0,0733)=8.18МПа,
Найдём расчётное значение коэффициента запаса прочности и сравним
его с допускаемым:
S=Sσ*Sτ/( Sσ2+Sτ2) 1/2= 24.1 > [S] = 1,5 - условие выполняется.
Расчет шпоночных соединений
1. Быстроходный вал:
lш= lp+b, где b – ширина шпонки,
, где
h=7 мм - высота шпонки,
b=8 мм
d=28 мм
T=284,2 Н∙м
мм
Принимаем
lш= 19+8=27 (мм),
Из конструктивных соображений принимаем стандартный размер lш=32мм;
глубина паза вала t1=3,3 мм, ступицы t2=4,7 мм.
2. Тихоходный вал:
lш= lp+b, где b – ширина шпонки,
, где
h=11 мм - высота шпонки,
b=18 мм
d=60 мм
T=1193,6 Н∙м
мм
Принимаем
lш= 22+18=40 (мм),
Из конструктивных соображений принимаем стандартный размер lш=90мм;
глубина паза вала t1=6 мм, ступицы t2=4,3 мм.
Выбор муфт
Для передачи крутящего момента от вала электродвигателя к быстроходному валу и предотвращения перекоса вала выбираем муфту. Наиболее подходит упругая втулочно-пальцевая муфта, крутящий момент передается пальцами и упругими втулками. Ее размеры стандартизированы и зависят от величины крутящего момента и диаметра вала. Выбираем муфту МУВП с максимальным передаваемым моментом 250 Нм.
Для соединения концов тихоходного и приводного вала и передачи крутящего момента используется упругая втулочно-пальцевая с разрушающимся элементом. Допустимые для данного вида муфт значения смещений каждого вида (при условии, что смещения других видов близки к нулю): осевое мм, радиальное мм, угловое .
Размеры муфты выбираются по стандарту, они зависят от диаметра вала и величины передаваемого крутящего момента.