ГЛАВА 56: История драгоценного камня Сьямантака
В пределах Дварака- дхамы было царство, где правил царь по имени Сатраджит. Он был великим преданным бога солнца и в награду за свою преданность получил от него драгоценный камень Сьямантака. Этот камень стал причиной размолвки между царем Сатраджитом и династией Яду. Позже все было улажено, когда Сатраджит добровольно отдал Кришне свою дочь Сатьябхаму вместе с драгоценным камнем Сьямантака. Камень Сьямантака послужил причиной того, что не только Сатьябхама, но и Джамбавати, дочь Джамбавана, вышла замуж за Кришну. Эти два брака были заключены до рождения Прадьюмны, описанного в предыдущей главе. О том, как царь Сатраджит оскорбил Ядавов и как он впоследствии одумался и отдал Кришне свою дочь, а также камень Сьямантака, будет рассказано далее.
Царь Сатраджит был великим преданным бога солнца, и постепенно между ними завязалась тесная дружба. Довольный Сатраджитом, бог солнца подарил ему чудесный камень, который назывался Сьямантака. Когда Сатраджит носил на шее медальон с этим камнем, он выглядел в точности как бог солнца. Однажды, надев его, Сатраджит вошел в Двараку, и жители подумали, что сам бог солнца пришел в город, чтобы увидеться с Кришной. Они знали, что Кришна - Верховный Господь и Его иногда посещают полубоги. Поэтому, когда Сатраджит явился в Двараку, все, кроме Кришны, приняли его за бога солнца. Хотя Сатраджита знал каждый, ослепительное сияние камня Сьямантака не позволяло горожанам узнать его.
Не узнав Сатраджита, некоторые из знатных жителей Двараки тотчас отправились к Кришне, чтобы известить Его о прибытии бога солнца. В это время Кришна играл в шахматы. Обращаясь к Нему, один знатный горожанин сказал: "Дорогой Господь Нараяна, Ты - Верховная Личность Бога. В Своем равномогущественном воплощении Нараяны, или Вишну, Ты держишь в четырех руках раковину, диск, булаву и цветок лотоса. Ты - истинный владыка всего. Ты - Верховный Господь, Нараяна, и все же Ты явился во Вриндаване, став сыном Яшодаматы. Ты позволил ей связать Себя веревкой и с тех пор Тебя прославляют под именем Дамодары".
Жители Двараки считали Кришну Верховной Личностью Бога, Нараяной, и позднее то же самое подтвердил великий Шанкарачарья, глава философов- майявади. Шанкарачарья утверждал, что Бог безличностен, но при этом не отрицал Его личностной формы. В материальном мире все, имеющее форму, создается, какое-то время существует и уничтожается, но тело Верховной Личности Бога, Нараяны, нематериально и потому не подвержено таким изменениям. Чтобы разубедить не слишком разумных людей, считающих Кришну обычным человеком, Шанкарачарья заявлял, что Бог безличностен. Безличностен в том смысле, что Он не материальная, а духовная личность, и Его тело тоже нематериально.
Жители Двараки называли Господа Кришну не только Дамодарой, но и Говиндой, что значит "Тот, кто очень любит коров и телят". И, чтобы указать на свою тесную связь с Кришной, они обращались к Нему как к Ядунандане, поскольку Он был сыном Васудевы и родился в одной из семей династии Яду. В заключение жители Двараки обратились к Кришне как к верховному повелителю вселенной. Они называли Кришну разными именами, гордясь тем, что живут в Двараке и могут видеть Его каждый день.
Когда Сатраджит вошел в Двараку, все горожане преисполнились гордости при мысли о том, что, хотя Кришна живет в Двараке, совсем как обычный человек, к Нему приходят даже полубоги. Они сообщили Господу Кришне, что к Нему направляется бог солнца, излучающий ослепительное сияние. Жители Двараки подтвердили, что появление в их городе бога солца не было таким уж замечательным событием, ибо повсюду во вселенной люди, которые ищут Верховную Личность Бога, знали, что Он родился в недрах династии Яду и живет в Двараке как один из Ядавов. Жители Двараки были очень рады этому.
Услышав речи Своих подданных, Кришна, вездесущая Личность Бога улыбнулся. Довольный жителями Двараки, Он сообщил им, что тот, кого они называют богом солнца, в действительности, царь Сатраджит, явившийся в Двараку для того, чтобы показать свое сокровище - драгоценный камень, полученный от бога солнца.
Сатраджит, однако, не пошел к Кришне, он был целиком поглощен драгоценным камнем Сьямантака. Он поместил камень в храме и пригласил брахманов, чтобы они поклонялись ему. Вот пример того, как неразумный человек обожествляет материальный предмет. В "Бхагавад-гите" сказано: желая немедленно получить плоды своих трудов, неразумные люди поклоняются полубогам, рожденным в материальной вселенной. Материалистом называют человека, который ищет удовольствий в материальном мире. Впоследствии Кришна попросил у царя Сатраджита драгоценный камень, но тот не отдал его. Наоборот, он поместил камень в храме для поклонения. Да и кто бы не стал поклоняться этому камню? Камень Сьямантака обладал таким могуществом, что каждый день производил огромное количество золота. Для определения веса золота используют меру, называемую бхара. Согласно Ведам, одна бхара равна примерно восьми, а один моунд - тридцати килограммам. Камень Сьямантака производил более шестидесяти килограммов золота ежедневно. Кроме того, в ведических писаниях сказано, что там, где поклоняются камню Сьямантака, никогда не будет голода и это место минуют минуют болезни, мор и другие несчастья.
Господь Кришна хотел показать миру, что все лучшее нужно отдавать правителю страны. Царь Уграсена был главой многих династий и приходился Кришне дедом, поэтому Кришна попросил Сатраджита подарить драгоценный камень царю Уграсене. При этом Кришна сослался на то, что все лучшее следует преподносить царю. Но Сатраджит, почитая полубогов, стал очень материалистичным, и вместо того, чтобы исполнить просьбу Кришны, он решил, что будет разумнее самому поклоняться камню Сьямантака и получать каждый день более шестидесяти килограммов золота. Людей материалистичных, и к тому же владеющих большим количеством золота, не интересует сознание Кришны. Поэтому Кришна иногда являет им особую милость: Он забирает у них все материальные богатства и делает их великими преданными. Итак, Сатраджит отказался исполнить приказание Кришны и не отдал Ему драгоценный камень.
Некоторое время спустя младший брат Сатраджита, желая похвастаться богатством семьи, взял камень, надел его на шею и верхом на лошади отправился в лес. Когда Прасена, так звали брата Сатраджита, похваляясь своим богатством, разъезжал по лесу, на него напал огромный лев. Убив Прасену и лошадь, на которой он ехал, лев унес камень к себе в пещеру. Слух об этом дошел до царя медведей Джамбавана. Тот убил льва в его пещере и забрал драгоценный камень. Джамбаван был великим преданным Господа со времен Рамачандры, поэтому он взял камень не как вещь, в которой очень нуждался, а как игрушку, и отдал его своему маленькому сыну.
Когда Прасена не вернулся из леса с драгоценным камнем, Сатраджит был очень удручен. Он не знал, что его брата растерзал лев, впоследствии убитый Джамбаваном. Сатраджит решил, что, поскольку Кришна хотел получить камень Сьямантака, а он не отдал его, Кришна силой отнял камень у Прасены и лишил его жизни. Эта догадка переросла в слух, который Сатраджит разнес по всей Двараке.
Ложный слух о том, что Кришна убил Прасену и забрал драгоценный камень, распространился повсюду как лесной пожар. Кришне не понравилось, что Его так порочат, поэтому Он решил поехать в лес и разыскать драгоценный камень Сьямантака. В сопровождении нескольких знатных горожан Двараки, Кришна отправился на поиски Прасены и нашел его тело, растерзанное львом. Вскоре Он отыскал и льва, убитого Джамбаваном, или, как его еще называют, Рикшей. Было видно, что Рикша убил льва голыми руками, без всякого оружия. Затем Кришна и жители Двараки обнаружили в лесу большой подземный ход, который, как говорили, вел к дому Рикши. Кришна знал, что Его спутники побоятся войти туда. Поэтому Он велел им оставаться снаружи, а Сам вошел в подземный ход, чтобы найти Рикшу, или Джамбавана. Вступив в темное подземелье, Кришна увидел там сына Рикши, игравшего с драгоценным камнем. Желая забрать у него камень, Кришна подошел и остановился перед ним. Когда нянька, которая присматривала за малышом, увидела стоящего перед ней Кришну, она испугалась, что Он отберет драгоценный камень, и громко закричала от страха.
На крики няньки прибежал разгневанный Джамбаван. В действительности, Джамбаван был великим преданным Кришны, но в гневе он не узнал своего господина и принял Его за обычного человека. В этой связи на ум приходит стих из "Бхагавад-гиты", в котором Господь советует Арджуне освбодиться от гнева, жадности и вожделения, чтобы затем достичь духовного совершенства. Вожделение, гнев и жадность соседствуют в сердце человека и мешают ему продвигаться по духовному пути.
Не узнав своего повелителя, Джамбаван вызвал Его на бой. Так сошлись они в жестокой схватке и бились друг с другом, как два коршуна, которые, завидев падаль, бросаются на нее и яростно дерутся за добычу. Сначала Кришна и Джамбаван взяли в руки оружие, потом камни, потом могучие деревья, затем сошлись в рукопашной, и, наконец, перешли на кулачный бой. Они наносили друг-другу сокрушительные удары, подобные ударам грома, и каждый надеялся на победу. Их битва длилась, не прекращаясь, в течение двадцати восьми дней.
Хотя Джамбаван в то время был самым сильным существом в мире, от ударов Шри Кришны, градом сыпавшихся на него, силы его совсем иссякли, и члены ослабли. Изможденный, покрытый потом, Джамбаван недоумевал. Кто его соперник, так яростно сражающийся с ним? Джамбаван прекрасно знал, что обладает сверхчеловеческой силой, но, почувствовав усталость в бою, понял, что его соперник не кто иной, как Кришна, почитаемый им Господь, Верховная Личность Бога. Для преданных Господа все происшедшее имеет особое значение. Вначале Джамбаван не мог понять, кто такой Кришна, ибо его взор затмевали материальные привязанности. Он был привязан к своему сыну и к драгоценному камню Сьямантака, который не хотел уступать Кришне. Поэтому, когда Кришна явился к нему, Джамбаван разгневался, думая, что Кришна пришел забрать драгоценный камень. Таково положение материалиста: он может обладать очень сильным телом, но это не поможет ему понять Кришну.
Желая позабавиться, Кришна вступил в поединок со Своим преданным. Как сказано в "Шримад-Бхагаватам", Верховный Господь обладает всеми свойствами и наклонностями, присущими человеку. Иногда, забавы ради, Он желает вступить с кем-нибудь в единоборство и показать Свою силу. Тогда Он выбирает одного из Своих преданных, который поможет Ему ощутить радость сражения. Кришна хотел насладиться поединком с Джамбаваном, но поединок этот не велся всерьез. Хотя Джамбаван, в сердце, был преданным, он, служа Господу своей силой, не знал, что его соперник - Кришна. Когда же Кришна испытал радость от поединка, Джамбаван сразу понял, что перед ним не кто иной, как Сам Верховный Господь. Это значит, что Джамбаван смог узнать Кришну благодаря преданному служению, ибо Кришне можно угодить даже сражаясь с Ним.
Обращаясь к Господу, Джамбаван сказал: "О возлюбленный Господь, теперь я понимаю, кто Ты. Ты - Верховная Личность Бога, Господь Вишну, источник силы, богатства, славы, красоты, мудрости и отрешенности каждого". Подтверждение этому мы находим в "Веданта-сутре", где Верховный Господь провозглашается источником всего сущего. Джамбаван признал Господа Кришну Верховной Личностью, Господом Вишну. Он сказал: "О Господь, Ты - создатель всех творцов во вселенной". Эти слова очень поучительны для обычных людей, которые всегда восхищаются деяниями человека с недюжинным умом. Обычные люди поражаются изобретениям гениального ученого, но из слов Джамбавана ясно, что, хотя ученый может создать много удивительного, творцом самого ученого является Кришна. Кришна - творец не только одного, а миллиардов ученых во вселенной. Джамбаван продолжал: "Ты не только творец творцов, но и создатель материальных первоэлементов, которыми пользуются так называемые творцы". Ученые творят свои чудеса, используя материальные первоэлементы и законы материальной природы, но все это создано Кришной. Таково истинно научное представление. Неразумные люди не задумываются над тем, кто создал мозг ученого - они видят лишь его чудесные изобретения.
"О Господь, - продолжал Джамбаван, - время, соединяющее все материальные первоэлементы, также представляет Тебя. Ты - верховное время, в котором создается, существует и, в конечном итоге, уничтожается материальный мир. Помимо материальных первоэлементов и времени, есть еще те, кто пользуется ими, равно как и всеми благами сотворенного мира, и эти живые существа - Твои неотъемлемые частицы. Итак, живое существо всегда зависимо в своей созидательной деятельности. О Господь, должным образом изучив все это, мы увидим, что Ты - Верховный Властелин и Повелитель всего. Поэтому я знаю, что Ты - тот же Верховный Господь, которого я почитал как Господа Рамачандру. Когда мой Господь Рамачандра захотел построить мост через океан, я своими глазами видел, как океан взволновался от одного лишь взгляда Господа. А вместе с океаном встревожились и все его обитатели: киты, аллигаторы и рыбы тимингилы. (Рыба тимингила, обитающая в океане, способна проглотить целого кита). Тогда океану пришлось расступиться, чтобы Господь Рамачандра мог пересечь его и достигнуть острова Ланка (Сейчас этот остров называется Цейлон. О том, что Господь Рамачандра возвел мост над океаном от мыса Кумари до Цейлона и сегодня известно каждому.) Построив этот мост, Ты предал огню царство Раваны. В битве с Раваной Ты Своими острыми стрелами рассек на куски его тело и снес ему головы. Теперь я понимаю, что Ты не кто иной, как мой Господь Рамачандра. Никто, кроме Тебя, не обладает такой несокрушимой силой, и никто, кроме Тебя, не мог бы победить меня в поединке".
Довольный молитвами Джамбавана, Господь Кришна, чтобы успокоить его боль, стал поглаживать его Своей лотосоподобной ладонью. И Джамбаван тотчас же почувствовал облегчение: прошла усталость, которую он испытал после жестокой схватки. Затем, обратившись к Джамбавану, Кришна назвал его царем, поскольку, убив голыми руками льва, Джамбаван доказал, что именно он, а не лев, был истинным царем леса. Кришна сообщил Джамбавану, что Он пришел за камнем Сьямантака, потому что с тех пор, как камень похищен, глупцы порочат Его доброе имя. Кришна сказал прямо, что пришел просить у него этот камень, чтобы разоблачить клевету. Джамбаван тут же все понял и, чтобы угодить Господу, отдал Ему не только камень Сьямантака, но и свою дочь Джамбавати, которая в ту пору была на выданье.
Так в горной пещере закончилась эта история, в которой Кришне был возвращен драгоценный камень Сьямантака и отдана в жены Джамбавати. Битва между Кришной и Джамбаваном продолжалась двадцать восемь дней, но жители Двараки, сопровождавшие Кришну, ждали Его у входа в пещеру только в течение двенадцати дней. Затем они решили, что случилось недоброе. Они не знали, что произошло в действительности, и, огорченные и усталые, возвратились в Двараку.
Все члены семьи Кришны: Его мать Деваки, отец Васудева, Его старшая жена Рукмини, а также остальные родственники и обитатели дворца, очень опечалились, когда жители Двараки вернулись в город без Кришны. Они всем сердцем любили Кришну и поэтому стали проклинать Сатраджита, ведь именно он был причиной Его исчезновения. Они отправились в храм богини Чандрабхаги и стали молиться о возвращении Кришны. Довольная их молитвами, богиня тотчас даравала им свое благословение. В тот же миг там появился Кришна вместе со Своей новой женой Джамбавати, и все обитатели Двараки и родственники Кришны возликовали. Они радовались, как радуются те, чей близкий вернулся из царства мертвых. Сначала они решили, что сражение с Джамбаваном оказалось для Кришны роковым, и почти потеряли надежду на Его возвращение. Но как только они увидели, что Кришна вернулся, и не один, а со Своей новой женой, Джамбавати, они тут же устроили большой праздник.
После этого царь Уграсена созвал к себе всех царей и вождей. Он пригласил в это собрание и Сатраджита. В присутствии всех Кришна рассказал о том, как он получил от Джамбавана драгоценный камень Сьямантака. Теперь Кришна хотел вернуть его Сатраджиту. Сатраджит, однако, устыдился того, что он незаслуженно поносил Кришну. Он молча взял у Него камень. Низко склонив голову и не произнеся ни слова, он покинул собрание и вернулся домой с драгоценным каменем в руке. Сатраджит стал думать о том, как искупить тот великий грех, который он совершил, оклеветав Кришну. Он сознавал, что нанес Кришне тяжкое оскорбление и должен найти средство вновь заслужить Его благосклонность.
Царь Сатраджит хотел во что бы то ни стало избавиться от беспокойства, причиной которого была его глупая привязанность к материальной вещи - драгоценному камню Сьямантака. Искренне сожалея о том, что он нанес Кришне оскорбление, Сатраджит хотел загладить свою вину. Тогда Кришна, пребывающий в его сердце, наделил его разумом, и Сатраджит решил отдать Ему и драгоценный камень, и свою красавицу-дочь Сатьябхаму. Другого способа исправить положение у него не было, поэтому Сатраджит сделал все приготовления к свадьбе Кришны и Сатьябхамы. Он отдал в дар Верховному Господу драгоценный камень и свою дочь. Сатьябхама была так прекрасна и добродетельна, что многие царевичи просили ее руки, но Сатраджит выжидал, желая найти достойного зятя. По милости Кришны он решил отдать свою дочь Ему в жены.
Довольный поступком Сатраджита, Господь Кришна сказал ему, что не нуждается в камне: "Лучше оставь его в храме, где он был прежде, тогда каждый из нас сможет воспользоваться его дарами. Благодаря тому, что камень находится в Двараке, здесь никогда не будет голода и других несчастий, вызванных болезнями, лютым холодом или палящим зноем".
На этом в изложении Бхактиведанты заканчивается пятьдесят шестая глава книги "Кришна - источник вечной радости" под названием "История драгоценного камня Сьямантака".