Тонкая моторика: координация обеих рук, 4-5 лет
Учебная цель: резать детскими ножницами по линии
Задание: вырезать простые рисунки без помощи
Материал: книга с рисунками, ножницы, карандаш
Когда Барбара научится резать по прямой линии (см. упр. 141), научите ее вырезать фигуры. Особенно хорошо подходят для этого упражнения фигуры из книги с простыми рисунками, которые имеют широкие очертания. Используйте вначале лишь фигуры с прямыми очертаниями. Когда oна научится более ловко координировать руки, переходите к рисункам с простыми извилистыми очертаниями. Возьмите альбомный лист и пусть Барбара раскрасит фигуру. Краски помогут ей при вырезании лучше отличить рисунок от фона. Вырезайте сначала фигуры с широкими полями, чтобы Барбаре было легче работать ножницами. Дайте ей ножницы, следите, чтобы она правильно держала их в руках и укажите на линию, по которой она должна резать. Скажите: "Отрежь здесь, Барбара!". Если она попадает ножницами на угол, то помогите ей повернуть бумагу и резать в другом направлении. Когда она правильно разрежет бумагу наградите ее и наклейте вырезанный рисунок в тетрадь, чтобы показать Барбаре, как Вы рады за ее работу.
Упражнение 143. Доска с болтами - 1
Координация глаз, рук: оперирование материалом, 4-5 лет
Тонкая моторика: оперирование материалом, 4-5 лет
Учебная цель: улучшение координации глаз, рук
Задание: навинтить 3 гайки на болты одинакового размера
Материал: доска (примерно 30 см длиной и 2 см толщиной), 3 болта и гайки одинакового размера
Прежде чем начать упражнение, подготовьте доску с болтами. Вверните в доску три болта одинакового размета, чтобы резьба выглядывала из доски на 2,5 см. Скажите: "Смотри, Толя!". Когда Вы убедитесь, что он смотрит на Вас, возьмите первую гайку и слегка навинтите ее на болт. Затем возьмите его руку и завинтите гайку на второй болт. Укажите на оставшуюся гайку и скажите: "Завинти ее!". Если он попробует сделать это, то похвалите его и помогите довести задание до конца. Повторяйте упражнение много раз и уменьшайте помощь, пока он сам не навинтит 3 гайки без помощи. Не ожидайте от него, что он завинтит их полностью, сначала ему удастся сделать лишь 1 или 2 оборота.
Упражнение 144. Доска с болтами-2
Координация глаз, рук: оперирование материалом, 4-5 лет
Тонкая моторика: оперирование материалом, 4-5 лет
Восприятие: визуальное, 4-5 лет
Учебная цель: улучшение координации глаз,рук; различениеразмеров
Задание: 3 различного размера гайки накрутить на соответствующие болты
Материал: доска (приблизительно30 см длиной,10 см шириной и 2 см толщиной), 3 болта и гайки различного размера (см. упр. 143)
Если Том овладеет простой доской с болтами, то изготовьте более сложную доску, используя 3 болта различного размера. Поставьте доску с болтами на стол и положите рядом без разбора 3 гайки различного размера. Возьмите руку Тома и помогите ему поднять одну из гаек. Следите, чтобы он смотрел на доску, в то время как Вы его рукой попробуете все 3 гайки, пока не найдете нужную. Если Вы выбрали неверный болт, то улыбнитесь, покачайте головой и скажите "Нет". Если Вы держите гайку к соответствующему болту, то кивните головой, скажите "Да" и помогите Тому накрутить гайку на болт. Повторите этот процесс со второй и третьей гайками. Если Вы помогали Тому со второй гайкой, то проверьте, найдет ли он самостоятельно третью гайку и накрутит ли на еще пустой болт. Повторите это упражнение и постоянно помогайте ему столько, сколько необходимо, пока он сам полностью не изучит доску с болтами.
Упражнение 145. Обвязывать карту
Координация глаз, рук: оперирование материалом, 4-5 лет
Тонкая моторика: координация обеих рук, 4-5 лет
Тонкая моторика: 3-4 года
Познавательная деятельность, последовательна деятельность: 3-4 года
Учебная цель: системное обвязывание
Задание: последовательно протянуть нить через все отверстия карты
Материал: плотный картон (с отверстиями по краям), шнурок от ботинка
Покажите Тиму карту, подготовленную для обвязывания, и пусть он потрогает указательным пальцем каждое отверстие. Вначале Вы должны водить его руку от отверстия к отверстию, чтобы научить его ощупывать отверстия последовательно против часовой стрелки. Напоминайте ему не пропускать отверстия. Помогите Тиму взять шнурок правой рукой и провести через первое отверстие. Подчеркивайте направление словом "Вверх". Затем помогите ему взять конец шнурка левой рукой и пусть он протянет его полностью. Скажите: "Отпусти!" - и заставьте его, взяв шнурок правой рукой, поднять и протянуть его опять вверх через следующее отверстие. Повторяйте слова "Вверх" и "Протянуть" у каждого отверстия. Постоянное повторение обеих указаний поможет ему лучше сконцентрироваться назадании. Если он начнет работать без указаний, то откажитесь от них полностью. Наблюдайте однако, чтобы он сохранял направление вверх и не пропускал отверстий.
Упражнение 146. Писать большие печатные буквы
Координация глаз, рук: рисование, 4-5 лет