I. Организационный момент. 1. В устный счет можно включить решение цепочек примеров:
II. Устный счёт.
1. В устный счет можно включить решение цепочек примеров:
··5 | :3 | +6 | +18 | –9 | |||||||||
–8 | ··8 | :5 | :5 | :6 | |||||||||
:9 | –9 | ··3 | ··4 | ··8 | |||||||||
··7 | +17 | ··2 | :6 | +16 | |||||||||
+79 | :8 | :5 | ··8 | :9 | |||||||||
2.Сравните:
7 м 8 дм … 78 дм 95 см … 8 дм 9 см
6 м 5 см … 7 дм 18 дм … 1 м 8 дм
III. Работа над новым материалом.
Для того чтобы дети сознательно усвоили, что остаток при делении всегда меньше делителя, важно, чтобы этот вывод опирался на их собственные наблюдения. Работу можно организовать так.
Учитель(предлагает вызванному ученику). Разложи 20 цветных карандашей: по 6 карандашей в каждую коробку.
Ученик (выполняя действия, поясняет). Можно уложить 3 коробки, по 6 карандашей в каждой, но еще 2 карандаша останется.
Выполняется запись: 20 : 6 = 3 (ост. 2).
Учитель дает ему еще 1 (2, 3) карандаша и предлагает решить ту же задачу, если всего 21 (22, 23) карандаша. При этом в остатке получается соответственно 2, 3, 4, 5.
Наконец учитель, давая ученику еще 1 карандаш, спрашивает:
– Может ли в остатке получиться 6?
Хорошо, если ученик сам объяснит, почему такого остатка быть не может.
Ученик. Если у меня будет еще 6 карандашей, то я смогу уложить еще одну коробку, в ответе получится 4 коробки, а остатка не будет.
К этому выводу и надо подвести детей, обратив еще раз внимание на то, что в последнем случае остаток равен нулю. При этом полезно еще раз перечислить все остатки, которые получились при делении на 6.
После такой подготовки можно предложить учащимся с комментированием выполнить задание № 1 (1, 2, 3). Затем читают правило в рамочке.
При делении остаток всегда должен быть меньше делителя.
Учитель говорит, что правило надо запомнить и использовать при делении с остатком.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Решение примеров. Задание № 4 предложить решить самостоятельно.
2. Решение задач. Задачу № 2 учащиеся решают самостоятельно (с последующей проверкой).
Р е ш е н и е
часть – 12 п.
Всего – ? п.
12 · 5 = 60 (п.)
О т в е т: 60 парников всего.
Задачу № 3 дети могут тоже решить самостоятельно, после того как совместно будет разобрано условие задачи.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, над чем мы работали сегодня на уроке?
Учащиеся. Мы работали над делением с остатком. Узнали новое правило: «Остаток всегда меньше делителя».
Учитель. Что повторяли сегодня на уроке?
Ученики. Сегодня мы повторяли решение задач и примеров.
Домашнее задание:с. 24, № 4.
У р о к 22. ПРИЕМ ДЕЛЕНИЯ С ОСТАТКОМ (с. 25)
Цели: познакомить учащихся с приёмом деления с остатком; продолжить закреплять навык решения задач изученных видов.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
В устный счет на уроке можно включить задания:
1. Поставьте скобки, чтобы равенства стали верными.
100 – 24 : 2 = 38 48 – 20 : 4 · 5 = 35
36 : 6 + 3 = 4 30 : 5 · 6 + 29 = 30
2.
а | с | |||||||||
в | d | |||||||||
а · в | с : d |
3. Задание «Ребусы».