I. Организационный момент. Для закрепления знания таблиц умножения и деления в устные упражнения включить

II. Устный счёт.

Для закрепления знания таблиц умножения и деления в устные упражнения включить задания такого вида, которые даны в упражнении № 3, а также повторение рядов чисел, которые получаются при умножении чисел 4, 6, 9 и др., и вопросы по составу чисел из двух множителей, например: «При умножении каких двух однозначных чисел может получиться в ответе 36? 54? 48?» и др.

№ 3.

Какое самое большое число до 40 делится без остатка на 9? на 7? на 6?

Задание на смекалку.

Сравните уравнения каждой пары и, не вычисляя, скажите, в каком из них значение х будет больше.

19 · х = 57 40 : х = 4 х : 3 = 18

19 · х = 76 40 : х = 8 х : 3 = 24

Полезно включить в устные упражнения и более простые случаи внетабличного умножения и деления:

48 : 2 48 : 4 80 : 40 36 : 3 72 : 4

28 : 2 33 : 3 56 : 2 46 : 2 72 : 3

III. Работа над пройденным материалом.

Решение задач.

Урок построен на уже знакомом детям материале. Однако с решением сюжетных задач на деление с остатком они встретились на предыдущем уроке впервые, а потому задание № 1 (1 и 2) следует выполнить под руководством учителя. Дети выполняют к задаче схематический рисунок (вместо каждой планки, например, обвести клеточку в тетради, а затем показать на рисунке, сколько раз по 4 содержится в 16, в 10).

I. Организационный момент. Для закрепления знания таблиц умножения и деления в устные упражнения включить - student2.ru

О т в е т: можно сделать 2 рамки и 2 планки останется.

Особое внимание должен уделить учитель случаю № 1 (2), где делимое меньше делителя, поэтому в частном получается ноль, а остаток равен делимому.

Для закрепления разбирается еще задача № 2.

Задание № 4 учащимся можно предложить выполнить самостоятельно, предварительно спросив ход решения.

Учитель. Что будем находить первым действием?

Дети. Сначала надо узнать, сколько досок взяли.

Учитель. Каким действием?

Дети. Вычитанием. Из 36 вычтем 27.

Учитель. А что узнаем потом?

Дети. Потом ответим на первый вопрос задачи: «Во сколько раз больше осталось досок, чем израсходовали?».

Учитель. Каким действием?

Дети. Делением.

Учитель. А что узнаем потом?

Дети. А затем ответим на последний вопрос задачи: «На сколько меньше досок израсходовали, чем осталось?».

Учитель. Каким действием?

Дети. Вычитанием.

2. Для самостоятельной работы можно предложить задания № 5 (1, 2), № 6, № 7.

IV. Игротека.

V. Итоги урока.

Учитель.Над чем работали сегодня на уроке?

Дети.Мы продолжали работать над задачами на деление с остатком.

Учитель.А что повторяли и закрепляли на уроке?

Дети.Мы повторяли решение примеров, уравнений, выражений с переменной.

Домашнее задание:с. 28, № 6, № 7.

У р о к 26. ПРОВЕРКА ДЕЛЕНИЯ С ОСТАТКОМ (с. 29)

Цели: научить выполнять проверку деления с остатком; повторить решение задач с долями и на нахождение периметра геометрических фигур; отрабатывать вычислительные навыки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

В устный счет на уроке можно включить задания № 2, «Найди лишнее выражение» (на полях учебника), а также игру «Молчанка».

№ 2.

а      
в    
а : в    

Задание «Найди лишнее выражение»

18 · 4 6 · 12 36 · 2 3 · 24 13 · 7 9 · 8

Игра «Молчанка»

I. Организационный момент. Для закрепления знания таблиц умножения и деления в устные упражнения включить - student2.ru

III. Работа над новым материалом.

Перед объяснением нового материала учитель просит учащихся вспомнить, как выполняется проверка деления.

Ученики. Проверка деления выполняется умножением. Надо частное умножить на делитель, если получится делимое, то деление выполнено верно.

Учащимся предложить решить несколько примеров на деление с проверкой, например:

36 : 3 = 12 78 : 6 = 13

12 · 3 = 36 13 · 6 = 78

После этого учитель сообщает:

– Сегодня на уроке мы будем учиться выполнять проверку к примерам на деление с остатком. Она состоит из нескольких этапов.

Рассмотрим пример: 84 : 9 = 9 (ост. 3).

Сначала надо сравнить остаток с делителем:

1) 3 < 9.

Затем частное умножить на делитель и прибавить остаток:

2) 9 · 9 + 3 = 84.

Если получили делимое, значит, деление выполнено верно.

После этого объяснения учащиеся под руководством учителя рассматривают решение примеров в учебнике (вверху страницы).

Для первичного закрепления выполняется с комментированием задание № 1.

50 : 15 = 3 (ост. 5)

Ученик. Сравниваю остаток с делителем:

1) 5 < 15.

Затем частное умножаю на делитель и прибавляю остаток:

2) 3 · 15 + 5 = 50.

Мы получили делимое, значит, деление выполнено верно.

Наши рекомендации