III. Работа над новым материалом. Для закрепления умений читать и записывать числа в пределах 1000
Для закрепления умений читать и записывать числа в пределах 1000, как и на предыдущем уроке, следует предложить следующие упражнения:
– записать цифрами числа, обозначенные наглядно в нумерационной таблице,
– и наоборот, изобразить наглядно числа, записанные в таблице цифрами.
Затем можно предложить обозначать одинаковыми кружками любые счетные единицы: если кружки стоят на первом месте справа – это единицы, на втором – десятки, на третьем – сотни (обозначить, например: 435, 430, 405).
Полезно вспомнить, какие числа мы называем однозначными, какие – двузначными, предложить детям записать наибольшее и наименьшее двузначные числа.
Однозначными числами называются числа, в записи которых используется только одна цифра.
Двузначными числами называются числа, в записи которых используются две цифры.
Опираясь на известные детям понятия однозначного и двузначного числа, подвести детей к понятию трехзначного числа (задание № 1). Сосчитав, сколько всего цифр потребовалось для записи числа 1000, дети установят, что это число четырехзначное.
Для закрепления учащиеся выполняют задание № 2.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Работа над пройденным материалом.
Решение задач.
Записать кратко задачу № 5 на доске, повторить условие и предложить решить ее самостоятельно. Затем предложить объяснить, что узнавали каждым действием.
Учитель.Что узнавали первым действием?
Дети.Сколько детей сидят за 7 столами. Для этого 6 умножили на 7 и получили 42 человека.
Учитель.Что нашли вторым действием?
Дети.Сколько всего человек сидят за этими столами. Для этого к 42 прибавили 16 и получили 58.
Перед решением задачи № 6 дети предварительно составляют план ее решения:
– сначала узнаем, на какую высоту прыгнул Миша;
– а потом ответим на вопрос задачи: «На сколько Дима прыгнул выше Миши?».
Задачу № 4 учащиеся решают самостоятельно с последующей проверкой.
2. Для самостоятельной работы предложить задания № 7 и №8.
V. Итоги урока.
Домашнее задание:с. 41, № 7.
У р о к 35. ПОРЯДОК СЛЕДОВАНИЯ ЧИСЕЛ ПРИ СЧЕТЕ
(В ПРЕДЕЛАХ 1000) (с. 42)
Цели: рассмотреть с учащимися порядок следования чисел при счете в пределах 1000; повторить взаимосвязь между величинами: цена, количество, стоимость; вспомнить решение задач на нахождение площади и периметра геометрических фигур; совершенствовать вычислительные навыки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
Для устного счета на уроке включить задания № 7, «Найди лишнее выражение» и «Магический квадрат» (на полях учебника).
1. Задание «Найди лишнее выражение»
7 · 9 6 · 7 8 · 6 7 · 7 4 · 7 7 · 5 7 · 10
2. Задание «Магический квадрат»
Заполните квадрат, используя только числа 1, 2, 3.
3. Разобрать с учащимися задание № 4, предварительно вспомнив, что в 1 дм2содержится 100 см2.
4. Заполните таблицы.
а | в | |||||||||
а · 8 | в : 8 |
III. Работа над новым материалом.
Чтобы вспомнить принцип образования чисел натуральной последовательности, можно предложить детям назвать предыдущее и последующее числа по отношению к данному числу:
…, 9, …; …, 60, …, …; …, 99, …; …, 120, … .
Для закрепления следует выполнить задание № 1.
В ряду трехзначных, так же как и в ряду однозначных и в ряду двузначных, есть первое, самое маленькое (наименьшее) число и последнее, наибольшее число. Наглядно это можно изобразить так:
1, 2, 3, …, 7, 8, 9.
10, 11, 12, …, 97, 98, 99.
100, 101, 102, …, 997, 998, 999.
Опираясь на знания последовательности чисел при счете, учащиеся выполняют с комментированием задания № 2 и № 3.
№ 2.
Вставьте пропущенные числа в каждом ряду.
1) 196, 197, 198, …, …, 201, 202, 203;
2) 903, 902, 901, …, …, 898, 897, 896.
№ 3.
319 + 1 = 320 940 – 1 = 939 509 + 1 = 510 800 – 1 = 799
760 – 1 = 759 439 + 1 = 440 690 – 1 = 689 299 + 1 = 300
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Работа над пройденным материалом.
Решение задач.
Перед решением задачи № 5 учащиеся дополняют ее условие, затем повторяют связь между величинами: цена, количество, стоимость. После этого условие задачи записывается в таблицу, и решение учащиеся выполняют самостоятельно, записывая его двумя способами. Далее учитель проверяет детей, как они решили задачу двумя способами.
Задание № 6 учащиеся выполняют под руководством учителя. Дети по выражениям составляют задачи, некоторые из них (по усмотрению учителя) они записывают в тетрадь.
Задание № 9 связано с геометрическим материалом и выполняется учащимися под руководством учителя. Сначала дети чертят квадраты с заданными сторонами.
Потом вспоминают, как найти площадь квадрата, находят площадь первой фигуры, затем – второй, а после этого узнают, во сколько раз площадь одной фигуры больше площади другой фигуры. Аналогично сравнивают периметры этих квадратов.
Для закрепления задание № 9 (3) дети выполняют самостоятельно (с последующей проверкой).
2. Решение примеров № 8 можно предложить выполнить самостоятельно.
А после решения у учащихся можно выяснить вопрос о причине получения разных ответов в примерах.
Учитель. Почему в некоторых примерах числа и знаки действия использовались одинаковые, а ответы получились разные?
Дети. В некоторых примерах есть скобки, а в других нет, а порядок действий зависит от постановок скобок в выражениях.
V. Итоги урока.
Учитель.Над чем работали сегодня на уроке?
Дети.Мы определяли порядок следования чисел при счёте в пределах 1000.
Учитель.Что закрепляли?
Дети.Закрепляли умение решать задачи и примеры, находить периметр и площадь геометрических фигур.
Домашнее задание:с. 42, № 8.
У р о к 36. УВЕЛИЧЕНИЕ И УМЕНЬШЕНИЕ ЧИСЕЛ
В 10 И 100 РАЗ (с. 43)
Цели: познакомить учащихся с новым умением умножения и деления чисел на 10 и 100; повторить сравнение единиц длины, решение уравнений, а также продолжать закреплять нумерацию чисел в пределах 1000.
Ход урока